Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Задание подбери рифму. Словесно – логическая игра «Рифмушки

Задание подбери рифму. Словесно – логическая игра «Рифмушки

Картотека игр «Игры с рифмами»

Игра « Добрый слон».

Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот (букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой (томик, сомик),
Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра « Подарки».

У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка- (хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).
Белый мишка- шоколад,
А Ежонок-(мармелад, лимонад и т.д.)

Игра « Мы играем- рифмы подбираем».

Мартышка и кукушка, петушок и кошка
Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:
Мартышка предложила: мишка,(далее дети выбирают картинки).
Вторила кукушка: катушка,
Промурлыкала и кошка: ладошка,
Прокукарекал петушок: мешок, .
Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.

Рифмы-миниатюры

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала-(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий(шарик).

Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке (каша).

Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался-(сом).

В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят-(ком).

Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много-(дыр).

Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный (гул).

Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает-(варан).

Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же(гол).

На палубу упала пачка,
Потому, что была -(качка).

Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-(точка).

Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде(толк).

В КВН играли сутки,
Залу нравились все-(шутки).

На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила-(чайка).

Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -(чашка).

Было в сказке очень худо,
Пока не появилось-(чудо).

Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом(пальчик).

В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский (жук).

Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала (жало).

В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей(журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся(жутко).

Надел спортсмен свою жакетку,
В руках держит он(ракетку).

Ребятня каникул ждёт-
Лето красное (идёт).

В группе самый старший- Веня,
У него дружок есть-(Женя).

Петрушки зелёной пучок
Прожорливый съел(жучок).

Закричала громко баба-
Испугала её -(жаба).

В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен(мир).

На стройке делают бетон,
В метро потребуют-(жетон).

Купил модный Клим жилет,
Приобрёл в театр (билет).

Жил на свете мальчик Жора,
У него сестрёнка(Лора).

Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе-(брошка).

Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на (Марс).

Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали(бант).

Со стола упала банка,
Теперь у Светы болит(ранка).

Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто(мыл).

Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу(нёс).

Подарили Рэму дудку,
И сторожевую(будку).

У Ильи красивый волос,
И приятный, звонкий(голос).

Клич победный издал вождь,
Не помеха ему(дождь).

Нельзя чужого брать,
И, конечно, нельзя (врать).

Чтоб придать причёске лоск,
Нам понадобится(воск).

Не пришлась Яге корона,
Унесла её (ворона).

Картину написал творец,
Изобразил на ней(дворец).

Соловья не слышно трель,
Заглушает её(дрель).

Видел я чудесный сон,
Что поехал я на(Дон).

Тёмная настала ночка,
Засыпает моя(дочка).

Красивые у кошки лапки-
Пушистые обуты(тапки).

Не взял в школу Витя ранец,
Весь день разучивал там (танец).

Пришло судно в дальний порт,
Несёт матрос подруге(торт).

Не нужны солдату санки,
Изучать он будет(танки).

Случай приключился раз-
Перевернули медный(таз).

Любит дед табачок,
А внучок-(кабачок).

Экзотический фрукт-манго.
Незнакомый танец(танго).

Во дворе стоят кусты,
Очень уж они (густы).

Возле дома стоит горка-
Ледяная на ней (корка).

Кто-то вырыл большой грот-
Оказалось, это (крот).

На птичнике живёт гусак,
В лесу бегает(русак).

Танцевала польку Глаша,
Пела песню громко(Клаша).

Дед пошёл дрова колоть,
А бабуля – лук (полоть).

Рассёк боксёр ударом бровь,
И сразу побежала(кровь).

Привёз корабль спортсменов в порт,
Отправились они на (корт).

На столе осталась крошка,
Покормила птичек(Прошка).

Убежали с клумбы розы,
Очень уж колючи(розы).

Утром выпала роса-
Выходи на луг (коса).

На скачках выступали кони,
Катали в парке детей(пони).

Всю сметану слизал кот,
Вытирал он лапой(рот).

На столе лежала пышка-
Запах уловила(мышка).

В царстве сказок собран бал-
Были там и стар, и (мал).

Большому начальнику нужна папка,
И, конечно, зимой, обязательно(шапка).

Если по парку гуляете детки,
Не надо ломать у кустиков(ветки).

Греет на солнышке мордочку киска.
«Вискасом» вкусным наполнена (миска).

Испекла Наташа кекс,
Очень любит их наш(Рекс).

Клоун снял смешную кепку,
Посадил дед в сказке(репку).

В крайнем ряду стоит школьная парта,
Лежат на ней ручка, учебник и(карта).

На карнавал наденем маску,
В бой солдат наденет(каску).

Увидала мышка корку-
Утащила её в (норку).

Стал пилить Артур полено,
Повредил себе(колено).

С неба падала вниз капля,
Не боится её(цапля).

Не удалась у веры кройка,
Теперь стоит в журнале(тройка).

Мила сделала салат,
Постирала свой(халат).

Очень страшен зайцу холод,
Но ещё страшнее(голод).

Приобрёл сметану Глеб,
Покупал Василий (хлеб).

Замедляя время ход,
От нас уходит старый(год).

Цветёт весною пышно хмель,
На него садится(шмель).

Что ребята затевают драки,
Не верьте! Это просто-(враки).

Бегал на лугу щенок,
Сплела Лена для него(венок).

Жил на свете великан,
И у него был(пеликан).

Для солдата строго норма:
Всегда выглаженная (форма).

В руки взял Арсений пультик,
Посмотреть хотел он (мультик).

У пограничников есть пост,
Под охраной у них(мост).

Называет Иру папочка:
« Моя дочка-(лапочка)».

Очень любит Федя сало,
Всё ему, бедняге, (мало).

Любят сериалы киски,
Покупают в « Треке»(диски).

Вика чистит с утра зубы,
Затем красит ярко(губы).

Плыла по небу тучка,
В реке плескалась(щучка).

Хлеб к столу печёт нам пекарь,
Выдаёт лекарство-(лекарь).

На берегу реки- песок,
А вокруг стоит (лесок).

Не достиг кораблик цель,
Напоролся он на (мель).

Петя руки с мылом мыл,
Все микробы быстро(смыл).

На окне сидела кошка
И мяукала(немножко).

Детки бегали, скакали
И под вечер все (устали).

Вот смотрите –паровоз,
Он вагончики(повёз).

На большой зелёной ветке
Сидят белочкины(детки).

Игра « Рифмы».

Мы в рифмы играли- слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне(картошка),
Держу я рубашку, ты видишь(букашку),
Взяла я корзину, купил ты(картину).

Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -(барабан),
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит(воробей).

Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,
Детей веселит в цирке (Циркач),
Весной прилетают с юга грачи,
Детишек всех лечат наши(врачи).

Цель: Развитие у детей фонематического восприятия, чувства ритма, памяти.

В дошкольный период происходит интенсивное речевое развитие ребёнка. Он знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом – его смысловой и фонетической стороной.

Важно учитывать, что у детей с недоразвитием речи снижен познавательный интерес, поэтому простое называние предметов, их признаков и действий может оказаться напрасным трудом.

Прежде всего необходимо побудить детей слушать и слышать. Это будет достигнуто более успешно, если придать словесным упражнениям дух сказочности, загадочности, эмоциональную окраску.

Ход игры:

1. Словарная работа с рассматриванием картинок – «добавлялок»;

2. Эмоциональное чтение текста с выбором картинки – «Добавлялки» детьми.

3. Повторное чтение текста, при котором дети договаривают слово – рифму без помощи картинки;

4. Запоминание текста с использованием картинок, (расположенных в соответствии с текстом), по памяти детьми;

5. Работа над выразительным чтением текста детьми.

Приключения гнома.

Есть в лесу густом опушка,

На опушке той….(избушка)

И построил этот дом

Наш смешной, весёлый…(гном)

Носит гномик колпачок

Стоит ровно…(пятачок)

За такие ж пятачки

Купил гномик…(башмачки)

Утром рано надо гному

Принести дровишек к …(дому)

Нашёл близко ручеёк,

Носить воду на … (чаёк)

Как то раз, зайдя за ёлку,

На цветке увидел … (пчёлку)

Побежал за ней вперёд –

Добыть к чаю сладкий … (мёд)

На земле от ели тень,

Гномик забежал за … (пень)

Шум поднялся до небес –

Загудел от крика … (лес)

Громко гном кричал: - «Ой – ой!»

Жил в траве пчелиный …(рой)

От пенька летел он пулей,

Потому что там был … (улей)

Теперь гномик брал корзинку

К чаю нёс себе … (малинку)

Приносил он ежевику,

И бруснику, и … (чернику)

Гном все ягоды припас,

К чаю приглашает… (нас)

Игра «Закончи строчку»

Серый волк в густом лесу встретил рыжую…. (лису)

Хитрый след плест стараясь, по сугробам прыгал … (заяц)

Михаил играл в футбол и забил в ворота … (гол)

Молодчина эта Лина, лепит все из …(пластилина)

Эй, не стойте слишком близко, я – тигренок, а не …(киска)

Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось ….(мыло)

И сказали блюдца: «Надо бы……(вернуться)»

И сказали утюги: «Мы Федоре ….(не враги)»

И сейчас же щетки-щетки затрещали как …..(трещетки)

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему ….(бока)

Где обедал, воробей? – В зоопарке, у …..(зверей)

Часовщи, прищурив глаз, чинит часики для …(нас).

Игра «Закончи строчку»

Ша-ша-ша - ……(искупали малыша)

Шо-шо-шо -…….(искупали хорошо)

Ши-ши-ши - …..(на прогулку не спеши)

Шу-шу-шу -….. (шью рубашку малышу)

Ше-ше-ше - ….(отдыхаем в шалаше)

Ва-ва-ва - ….(есть хоршие слова)

Ви-ви-ви - ….(вишню с дерева сорви)

Во-во-во - …..(нет на речке никого)

Ву-ву-ву -…. (косим сосную траву)

Ве-ве-ве - ….(козы ходят по траве).

Игра «Закончи строчку»

Са-са-са - …(очень длинная коса)

Когда порою одиноко, вдруг в тишину ворвется звон,

Идет спокойно, не спеша – Пусть видят все. Как хороша!

Удобна и прочна рубаха, в которой ходит …. Черепаха

Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это …. Снегири

Сто березовых солдат, взявшись за руки стоят.

Днем и ночью. Круглый год охраняют огород.

Те солдаты с давних пор называются ….. забор

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра « Подарки».

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей пушку,

А лошадка – …(хлопушку, погремушку, вертушку и т. д.).

Белый мишка – шоколад,

А Ежонок -…(мармелад, лимонад и т. д.)

Игра « Мы играем – рифмы подбираем».

Мартышка и кукушка, петушок и кошка

Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:

Вторила кукушка: катушка,…

Промурлыкала и кошка: ладошка,…

Прокукарекал петушок: мешок,… .

Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.

Рифмы-миниатюры

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом).

В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят -…(ком).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много -…(дыр).

Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный …(гул).

Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает -…(варан).

Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же…(гол).

На палубу упала пачка,

Потому, что была -…(качка).

Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-…(точка).

Портной выбрал красный шёлк,

Значит, знает в моде…(толк).

В КВН играли сутки,

Залу нравились все -…(шутки).

На берегу лежала гайка,

Рыбёшку утащила -…(чайка).

Дымится в миске кашка,

С чаем стоит -…(чашка).

Было в сказке очень худо,

Пока не появилось -…(чудо).

Очень громко плачет мальчик-

Он поранил стеклом…(пальчик).

В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский …(жук).


Было мишке мёду мало,

Пчёлка показала …(жало).

В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей…(журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,

Темноты боялся…(жутко).

Надел спортсмен свою жакетку,

В руках держит он…(ракетку).

Ребятня каникул ждёт-

Лето красное …(идёт).

В группе самый старший – Веня,

У него дружок есть -…(Женя).

Петрушки зелёной пучок

Прожорливый съел…(жучок).

Закричала громко баба-

Испугала её -…(жаба).

В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен…(мир).

На стройке делают бетон,

В метро потребуют -…(жетон).

Купил модный Клим жилет,

Приобрёл в театр …(билет).

Жил на свете мальчик Жора,

У него сестрёнка…(Лора).

Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе -…(брошка).

Мечтал о звёздах старый барс.

Хотел он улететь на …(Марс).

Проиграл Серёжа фант,

Девчонки повязали…(бант).

Со стола упала банка,

Теперь у Светы болит…(ранка).

Дежурным Вася в классе был,

Полы он тряпкой чисто…(мыл).

Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу…(нёс).

Подарили Рэму дудку,

И сторожевую…(будку).

У Ильи красивый волос,

Не помеха ему…(дождь).

Нельзя чужого брать,

И, конечно, нельзя …(врать).

Чтоб придать причёске лоск,

Нам понадобится…(воск).

Не пришлась Яге корона,

Унесла её …(ворона).

Картину написал творец,

Изобразил на ней…(дворец).

Соловья не слышно трель,

Заглушает её…(дрель).

Видел я чудесный сон,

Что поехал я на…(Дон).

Тёмная настала ночка,

Засыпает моя…(дочка).

Красивые у кошки лапки-

Пушистые обуты…(тапки).

Не взял в школу Витя ранец,

Весь день разучивал там …(танец).

Пришло судно в дальний порт,

Несёт матрос подруге…(торт).

Не нужны солдату санки,

Изучать он будет…(танки).

Случай приключился раз-

Перевернули медный…(таз).

Любит дед табачок,

А внучок -…(кабачок).

Экзотический фрукт-манго.

Незнакомый танец…(танго).

Во дворе стоят кусты,

Очень уж они …(густы).

Возле дома стоит горка-

Ледяная на ней …(корка).

Кто-то вырыл большой грот-

Оказалось, это …(крот).

На птичнике живёт гусак,

В лесу бегает…(русак).

Танцевала польку Глаша,

Пела песню громко…(Клаша).

Дед пошёл дрова колоть,

А бабуля – лук …(полоть).

Рассёк боксёр ударом бровь,

И сразу побежала…(кровь).

Привёз корабль спортсменов в порт,

Отправились они на …(корт).

На столе осталась крошка,

Покормила птичек…(Прошка).

Убежали с клумбы розы,

Очень уж колючи…(розы).

Утром выпала роса-

Выходи на луг …(коса).

На скачках выступали кони,

Катали в парке детей…(пони).

Всю сметану слизал кот,

Вытирал он лапой…(рот).

На столе лежала пышка-

Запах уловила…(мышка).

В царстве сказок собран бал -

Были там и стар, и …(мал).

Большому начальнику нужна папка,

И, конечно, зимой, обязательно…(шапка).

Если по парку гуляете детки,

Не надо ломать у кустиков…(ветки).

Греет на солнышке мордочку киска.

«Вискасом» вкусным наполнена …(миска).

Испекла Наташа кекс,

Очень любит их наш…(Рекс).

Клоун снял смешную кепку,

Посадил дед в сказке…(репку).

В крайнем ряду стоит школьная парта,

Лежат на ней ручка, учебник и…(карта).

На карнавал наденем маску,

В бой солдат наденет…(каску).

Увидала мышка корку-

Утащила её в …(норку).

Стал пилить Артур полено,

Повредил себе…(колено).

С неба падала вниз капля,

Не боится её…(цапля).

Не удалась у веры кройка,

Теперь стоит в журнале…(тройка).

Мила сделала салат,

Постирала свой…(халат).

Очень страшен зайцу холод,

Но ещё страшнее…(голод).

Приобрёл сметану Глеб,

Покупал Василий …(хлеб).

Замедляя время ход,

От нас уходит старый…(год).

Цветёт весною пышно хмель,

На него садится…(шмель).

Что ребята затевают драки,

Не верьте! Это просто -…(враки).

Бегал на лугу щенок,

Жил на свете великан,

И у него был…(пеликан).

Для солдата строго норма:

Всегда выглаженная …(форма).

В руки взял Арсений пультик,

Посмотреть хотел он …(мультик).

У пограничников есть пост,

Под охраной у них…(мост).

Называет Иру папочка:

« Моя дочка -…(лапочка)».

Очень любит Федя сало,

Всё ему, бедняге, …(мало).

Любят сериалы киски,

Покупают в « Треке»…(диски).

Вика чистит с утра зубы,

Затем красит ярко…(губы).

Плыла по небу тучка,

В реке плескалась…(щучка).

Хлеб к столу печёт нам пекарь,

Выдаёт лекарство -…(лекарь).

На берегу реки – песок,

А вокруг стоит …(лесок).

Не достиг кораблик цель,

Напоролся он на …(мель).

Петя руки с мылом мыл,

Все микробы быстро…(смыл).

На окне сидела кошка

И мяукала…(немножко).

Детки бегали, скакали

И под вечер все …(устали).

Вот смотрите – паровоз,

Он вагончики…(повёз).

На большой зелёной ветке

Сидят белочкины…(детки).

Цель. Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на листы бумаги и «шайбы» (фишки), лежащие перед каждым из них.

«Игру в хоккей не забыли? – интересуется педагог. И уточняет: – Удар и где может оказаться шайба?»

Выслушивает ответы детей, подсказывает направления полета шайбы, например: «Шайба летит над воротами, слева от них».

Педагог вызывает ребенка, желающего вести репортаж с хоккейного поля (ребенок отвечает с места). Затем тренировку хоккеистов комментирует другой ребенок. Упражнение повторяется 3–4 раза.

Воспитатель, стоя за спинами детей, наблюдает, кто как перемещает шайбу по листу бумаги, чтобы позже позаниматься с некоторыми ребятами индивидуально.

«Сегодня я не буду угощать вас кофе, так как мы будем играть в игру „Доскажи словечко“ („Подбери рифму“), – сообщает воспитатель. – Очень известная поэтесса Елена Благинина сочинила хитрые стихи. Слушайте их внимательно».

Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Есть еще игра…»:


На дворе снежок идет,
Скоро праздник…
– Новый год.

Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от…
– Елки!

Ветки слабо шелестят,
Бусы яркие…
– Блестят.

(«А может, искрят? Шипят?»)


И качаются игрушки -
Флаги, звездочки…
– Хлопушки!

(«Не кукушки? Не лягушки? И, естественно, не ушки?»)


Нити пестрой мишуры,
Колокольчики…
– Шары!

(«Шары или дары?»)


Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы…
– Снегурки!

Белоус и краснонос,
Под ветвями Дед…
– Мороз!

Январь

Занятие 1. Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра «Подбери рифму»

Цель. Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Ход занятия

«Сегодня мы опять будем учиться правильно говорить, – начинает занятие педагог. – Побеседуем с вами о новогоднем празднике. Все люди, взрослые и ребята, ждали Нового года: подарков, гостей, путешествий, красивых елок. Расскажите, о чем вы мечтали перед Новым годом и как провели новогодние каникулы».

Педагог выслушивает рассказ ребенка, делает необходимые исправления, задает уточняющие вопросы. Затем оценивает ответ, отмечая его логичность, выразительность (необычные сравнения, эмоциональность).

Вызывает еще 2–3 ребят. Он старается заслушивать рассказы тех детей, которые по-разному провели новогодние каникулы.

Желательно также выслушать ребенка, испытывающего разного рода трудности в освоении родного языка. Но этого ребенка надо подготовить заранее и вместе с детьми порадоваться его успехам.



Для того чтобы внести разнообразие в беседу, порадовать детей, можно провести дидактическую игру «Подбери рифму», используя следующие произведения:


Заглянул щенок в окошко:
– Чем же лакомится… (кошка)?

– Ходят всякие тут, ишь!
– Смотрит зло на кошку… (мышь).

– Может, хватит, мышка, злиться?
– Прочирикала… (синица).

Ничего не произнес
Под кроватью спящий… (пес).

Е. Лаврентьева «Подбери рифму»


* * *
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и… (лицо).

Дорогие мои дети!
Очень-очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще -
Я грязнуль… (не выношу).

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польского С. Михалкова


На веселых,
На зеленых
Горизонтских островах,
По свидетельству ученых,
Ходят все… (на головах).
По горам
На самокате
Ездят там
Бычки… (в томате)!
А один ученый кот
Даже водит… (вертолет).

Я. Бежева. «На горизонтских островах»,пер. с польского Б. Заходера

Занятие 2. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Цель. Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

Предварительная работа. Пополнив уголок книги новыми сборниками произведений, воспитатель предлагает детям найти сказки, рассказы, стихотворения. Можно разбить детей на три группы. Первая группа будет отбирать сказки, вторая – рассказы, третья – стихи. Группы детей будут работать поочередно, причем каждая последующая группа может посмотреть книги предыдущей (предыдущих) группы (групп), чтобы определить, не попали ли к ним произведения, которые они хотят отобрать.

Ход занятия

Педагог оценивает работу детей (их прилежание и добросовестность). Затем просматривает первую стопку книг. Целесообразнее начать со сборников стихов. Часто дети относят к стихам сказки А. Пушкина, К. Чуковского. Воспитатель выясняет, правомерно ли это, и к какой группе произведений все-таки относится та или иная книга.



«Это сказка в стихах», – поясняет педагог.

Следующая группа детей доказывает, что выбранные ими книги – сказки (рассказы).

Оценив знания и сообразительность детей, педагог читает им рассказ С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» (см. Приложение). Затем интересуется, понравилось ли им новое произведение, и что это – сказка или рассказ.

Вы пробовали сочинять стихи? У кого-то получается, и неплохо. Этот вид творческих способностей не такой уж редкий среди людей. Правда, со­чинять настоящие, хорошие стихи непросто, но еще сложнее научить этому детей. Мы и не будем учить, мы будем играть. Может быть, кто-то из них научится, в самом деле, сочинять, а кому-то игра доставит удовольствие и научит думать.

Для детей процесс сочинения стихов начинается с умения подбирать рифмы. Игры с рифмами хотя и используют педагоги в работе с детьми, но редко. Отчасти это можно объяснить незначительным количеством вариан­тов игровых упражнений. Это, в основном, подбор созвучных слов и часто встречающаяся игра «Доскажи словечко». В методической литературе они представлены у А.К. Бондаренко, Г.А. Тумаковой и др. Ограниченное коли­чество целей и задач, реализуемых в этих играх, также объясняет небольшой интерес к ним со стороны педагогов. Но не детей!

Что значит для детей рифма? По мнению К. Чуковского, у ребенка ве­лико стремление рифмовать слова: «Всякая рифма доставляет ребенку особую радость А коллективам детей рифма еще более мила, чем тому или иному ребенку в отдельности». О воздействии рифмы на психику ребенка Л.М. Малы­шева говорит так: «Дети чувствуют обаяние созвучных слов и строк очень рано, часто сами начинают рифмовать в младенчестве. Поддержать этот ин­терес очень важно, ибо чувство рифмы, как и чувство ритма, одна из ступе­ней на пути к пониманию поэзии, ее условности, ее особого языка».

Педагогическую целесообразность игр с рифмами можно объяснить той ценностью, которая в них заключена. Рифма - категория парная. В ней одно слово обязательно предполагает другое. Дж. Родари, размышляя о природе творчества, отмечает, что познавательная функция рифмы объяс­няет, почему рифма доставляет детям большее удовольствие, чем простое созвучие. Он пишет: «Фонетическое сходство заставляет поэта искать и смыс­ловые связи между словами - таким образом, фонетика рождает мысль».

Проводя с детьми игры серии «Подбери рифму», мы, по существу, зна­комим детей с механизмом подбора рифм при сочинении стихов, загадок и т. д. Очень важно, что эти игровые упражнения составляют систему заня­тий по обучению детей технике стихосложения. Начинать играть с неслож­ных вариантов можно уже с детьми 5 лет и продолжать на протяжении всего учебного года с детьми подготовительной к школе группы, а затем и после, со школьниками. Школьникам можно предложить не только подобрать риф­мы, но и составить подобные упражнения самим.

Знакомить дошкольников с понятием «рифма» лучше всего по главе «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова. Гениальнее объяснения не придумать! А рифмы подбирать, оказывается, можно разными способами :

1. Подбирать созвучные слова устно или по картинкам:

Зайка - сайка; глобус - автобус.

2. Нужно найти рифму, «спрятавшуюся» в самом предмете:

Бычок - бочок; коза - глаза.

3 .Название предмета на одной картинке нужно срифмовать с названи­ем части предмета, изображенного на второй картинке:

Мышка - кастрюля - крышка; уха - луковица - шелуха.

4. Для того, чтобы срифмовать название первой картинки с названием второй, надо предмет, изображенный на второй картинке, назвать по-другому:

а) Назвать предмет обобщающим словом:

Подушка - кукла - игрушка; дверь - медведь - зверь.

б) Подобрать к названию предмета синоним:

Кошка - корзина - лукошко; полка - корзина - кошелка.

в) Дать предмету меткую характеристику:

Лейка - Баба Яга - злодейка; морковка - лиса - плутовка.

г) Подобрать метафору:

Банка - руль - баранка; листья - метла - Анисья.

д) Рифма может отражать отношения и связи между объектами:

Кости - дети - гости; ручка - девочка - внучка.

5. Чтобы подобрать рифму к названию первого предмета, надо подумать и догадаться:

а) Кем или чем может стать предмет, изображенный на второй картинке:

Барабан - ягненок - баран; носорог - молоко - творог.

б) Кем или чем был предмет, изображенный на второй картинке:

Леденец - ворона - птенец; пена - Буратино - полено.

6. Название первой картинки рифмуется с названием предмета на вто­рой картинке в уменьшительной форме:

Кошка - рыба - рыбёшка; кольцо - пальто - пальтецо.

7 .Чтобы получить рифму, надо изменить оба слова (названия картинок):

а) Образовать множественное число существительных:

Топор, шар. Топоры - шары.

Банка, танк. Банки - танки.

б) Образовать новые слова с помощью суффиксов:

Флаг, утюг. Флажок - утюжок.

Мальчик, шапка. Мальчонка - шапчонка.

8 .Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с прилагательным.

Горошины - взъерошенный; лопаты - лохматый.

9. Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с глаголом:

Акула - нырнула; синица - снится.

10. Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с наречием:

Шоколадка - сладко; слониха - тихо.

Подбор рифм в таких творческих играх стимулирует мыслительную ак­тивность детей. Возбудить у ребенка желание думать, вращаться в кругово­роте мыслей, логических задач, оживить его представления - это и есть осу­ществление «принципа оптимального соотношения процессов развития и са­моразвития» (Н. Подъяков). В подобных играх происходит ста­новление личностных качеств ребенка. Он в них самоутверждается, чувству­ет себя уверенным и находчивым. Для всех детей игры в рифмы увлекатель­ны, удивительны, интересны и азартны, позволяют педагогу решать образо­вательные и воспитательные задачи, строя отношения с детьми на основе равноправного партнерства.