Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Коммуникативное пространство. Коммуникативное пространство вуза

Коммуникативное пространство. Коммуникативное пространство вуза

1. В чем состоит суть коммуникативного процесса? Какие основные элементы представлены в этом процессе

Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.

Коммуникационная сеть включает потоки посланий, или сигналов, между двумя или более индивидами. Она соединяет определенным образом участников коммуникационного процесса с помощью информационных потоков.

Коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным сообщением. В рамках коммуникационной сети информация может поступать к человеку, который в ней нуждается, не из первых рук, а через посредничество других людей. Это оказывает влияние как на скорость передвижения информации (информация поступает не на прямую, а через посредников), так и на ее точность (в процессе передачи она может искажаться). Коммуникационная сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Чем больше участников вовлечено в коммуникационную сеть, тем более сложной будет ее структура.

Коммуникация является по существу процессом, посредством которого состояние дел в одном месте передается в другое место при помощи символических средств. Процесс коммуникации обязательно включает следующие компоненты:

Коммуникантов (участников коммуникации) отправителя, то есть лицо, которое отбирает информацию, создает сообщение и отправляет его, и получателя - того, кому адресовано сообщение.

Сообщение - материально воплощенный текст, который выступает в роли носителя информации. Сообщение всегда обладает определенной целью, поскольку отправитель, формируя сообщение, стремиться вызвать определенную реакцию получателя или изменение его состояния (прежде всего - в осведомленности о том, что произошло, происходит или может произойти).

Код - совокупность знаковых средств, которые используются для передачи сообщения. Код обязательно должен быть общим для коммуникантов: если два человека не владеют одним и тем же языком, они не могут вступить в коммуникацию. В качестве кода могут выступать язык, изображения и даже отдельные предметы, используемые в знаковой функции.

Канал - средство, которое используется для передачи информации.

Шум - любые помехи, которые препятствуют адекватной передаче информации, то есть приводят к тому, что сообщение понимается получателем неправильно или вообще не может быть понятым. К помехам относятся стереотипы, то есть устойчивые мнения по поводу людей и ситуаций, или различия в статусе, с которыми связано предвзятое отношение к собеседнику. Естественно, препятствием для обмена информацией могут служить и технические неполадки в собственном смысле слова (например, плохая работа факса). К ним также относятся различия в понимании символов, обусловленные различиями в образовании, специальности, квалификации, национальными особенностями или плохим владением языком. Искажение или потеря информации происходит под воздействием физиологических психологических причин: усталости, слабой памяти, забывчивости, рассеянности партнеров, их лени или наоборот, импульсивности, не позволяющих сосредоточиться, излишней эмоциональности, нетерпеливости и т.д.

Информация - это сведения и знания о действительности, которые отчуждаются от их носителя в виде сообщений и благодаря которым уменьшается неопределенность. Способность информации снимать неопределенность - одно из наиболее важных ее свойств, от которых зависит ценность информации.

Процесс коммуникации, возможно, осуществлять при наличии следующих основных элементов:

1. отправитель - лицо, стремящееся донести определенные идеи с помощью передаваемой им информации.

2. сообщение - информация, имеющая определенную форму и закодированная с помощью соответствующего символа.

3. канал связи - средство передачи информации.

4. получатель - лицо, которому отправитель адресует передаваемое сообщение

Процесс коммуникации:

Формулировка идеи. Отправитель решает, какую именно идею он хочет сообщить своему адресату. Главное для отправителя еще до передачи сообщения - четко определить, что именно должен понять получатель и насколько эти идеи уместны и адекватны конкретной ситуации.

Кодирование информации и формирование сообщения. В качестве таких символов могут использоваться слова (звуки, буквы), интонации, жесты, рисунки (графические изображения) и т.д. Такое кодирование превращает идею в сообщение.

Выбор канала связи и передача сообщения. К таким общеизвестным и часто используемым каналам относятся: почта, телефон, телефакс, электронная почта, компьютерные сети и т.д. Важно, чтобы выбранный канал соответствовал идее и цели сообщения, иначе обмен информацией теряет эффективность.

Декодирование и восприятие информации. Декодирование - это, по сути, перевод символов сообщения в мысли получателя. Если символы, использованные отправителем, имеют для получателя такое же значение, он правильно поймет смысл сообщения и заложенную в нем идею.

Для того чтобы компенсировать негативное влияние шумов и повысить эффективность обмена информацией, в коммуникационных процессах используется обратная связь. Под обратной связью здесь понимается реакция получателя на принятое им сообщение.

Фильтрация. В организации существует необходимость отбора или фильтрации сведений, чтобы при обмене информацией между подразделениями или уровнями управления направлять получателю только те сообщения, которые его касаются.

2. Какие требования предъявляются к отправителю и получателю сообщения

Каждый из участников должен обладать всеми ли некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.

Коммуникация лишь тогда будет успешной, когда кодовая система построена по согласованным правилам, доступным для использования и автором и получателями сообщения, обладать определенной избыточностью, строиться на общепринятой знаковой системе.

3. Можно ли иметь "статичного" и "нереагирующего" адресата

Нет. Обратной связи не будет, коммуникацию нельзя считать успешной.

4. Каким образом происходит кодирование и декодирование информации в процессе коммуникации? Почему, на ваш взгляд, не разгадана тайна Фестстского диска

Кодирование - это процесс зашифровки наших мыслей, чувств, эмоций в форму, узнаваемую другими. Для того чтобы передать свою идею, отправитель должен с помощью символов, понятных получателю. Закодировать информацию, придав ей определенную форму. В качестве таких символов могут использоваться слова (звуки, буквы), интонации, жесты, рисунки (графические изображения) и т.д. Такое кодирование превращает идею в сообщение.

Выбор канала связи и передача сообщения. Одновременно с кодированием отправитель выбирает и канал связи, соответствующий типу символов, использованных для кодирования, и целям коммуникации. К таким общеизвестным и часто используемым каналам относятся: почта, телефон, телефакс, электронная почта, компьютерные сети и т.д.

Выбрав канал, отправитель использует его для передачи сообщения получателю. Речь здесь идет только об одной из операций - физической передаче информации, занимающей часто лишь считанные секунды, которую, однако, иногда ошибочно принимают за весь процесс коммуникации.

Декодирование - это процесс получения и интерпретации сообщений, получаемых человеком извне. Он связан с расшифровкой символов, составляющих сообщение. Если символы, использованные отправителем, имеют для получателя такое же значение, он правильно поймет смысл сообщения и заложенную в нем идею. Однако в силу ряда причин в процессе передачи информации возникают различного рода помехи и искажения (шум), способные изменить смысл сообщения.

Такая обратная связь реализуется с помощью двух завершающих этапов коммуникационного процесса.

Интерпретация сообщения и формирование ответа. На этом этапе отправитель и получатель меняются местами: получатель становится отправителем и формирует свой ответ, в котором содержится его интерпретация полученного сообщения и реакция на него, а первоначальный отправитель - получателем, ожидающим сообщения - ответа.

Передача ответа. Сформированный ответ передается получателю по выбранному каналу связи, замыкая тем самым цикл коммуникации.

Тайна Фестского диска. На данный момент существет несколько трактовок значения символов Фестского диска. Но наше мышление и представления мира существенно отличалось от тех времен, поэтому правильного определения этой исторической находки пока нет.

5. Каково значение обратной связи в процессе коммуникации

Обратная связь - это опорная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено; информация (в вербальном или невербальном оформлении) отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято.

Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду исследований двусторонний обмен информацией (при наличии возможностей для обратной связи) по сравнению с односторонним (обратная связь отсутствует), хотя и протекает медленнее, тем не менее эффективнее снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений. Это подтверждено в самых разных культурах.

Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум. На языке теории передачи информации шумом называют то, что искажает смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации.

6. Какие модели коммуникации существуют в научной теории

Модель Лассуэлла. В 1948 г. американский ученый Г. Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Она получила название классической линейной модели коммуникации. Модель могла в равной степени быть использована для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия, которое раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы: кто?, сообщает что?, по какому каналу?, кому?, с каким эффектом? Разделы исследования коммуникации, каждый из которых представляет ответ на соответствующий вопрос:

Анализ управления процессами массовой коммуникации: при ответе на вопрос "кто?" рассматриваются факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации (в первую очередь это сам коммуникатор);

Анализ средств и каналов, с использованием которых передаются сообщения (для массовой коммуникации это анализ работы самих масс-медиа); выявление средств, адекватных характеру передаваемых сообщений и наиболее приемлемых для получателя;

Анализ аудитории (массовой, специализированной), являющийся жизненно важным для результативной коммуникации;

Анализ результатов ("эффекта") коммуникативного воздействия, для удобства зачастую объединяемый с предыдущим разделом.

Коммуникативная модель Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникативного процесса и развернутый план собственно коммуникативного действия.

Однако она имеет и существенные недостатки.

Во-первых, лассуэлловская модель монологична, в ее структуру не входит обратная связь.

Во-вторых, она практически не обращает внимания и не учитывает контекст, в котором происходит коммуникация и который на эту коммуникацию влияет.

Модель Шеннона - Уивера. По существу эта модель представляет собой графическое подобие линейной модели Лассуэлла. Она основана на аналогии с телефонной связью. В структурную схему модели входят следующие элементы: источник - это тот, кто делает звонок (передает сообщение), сообщение - передаваемая информация, телефонный передатчик - кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы, телефонный провод - канал, телефонный приемник - декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны, приемник - человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии связи. По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов. Понятие избыточности - повторения элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи - чаще всего демонстрируют на примере естественных человеческих языков. Согласно Шеннону, избыточность в технике коммуникации достигается либо многократным повторением одного и того же сигнала, либо его дублированием с использованием других каналов связи. Таким образом, возникает модель двух - или многоканальной коммуникации. Математическая теория связи Шеннона - Уивера абстрагируется от содержания (смысла) передаваемой информации, сосредоточиваясь целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передается, важно лишь, какое количество сигналов передается. С точки зрения Шеннона, информация - противоположность энтропии (хаоса, неопределенности, беспорядка), следовательно, она есть возможность уменьшения неопределенности: чем больше информации содержит система, тем выше степень ее упорядоченности, хотя слишком большое количество информации способно трансформироваться в "информационный шум", который тоже увеличивает неопределенность. Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона - Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична - отражает преимущественно технические способы коммуникации; человек включается в нее лишь в качестве "источника" или "приемника" информации; она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству; коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.

Двухканальная модель речевой коммуникации. Отечественный психолог В.П. Морозов предложил оригинальную модель, в которой коммуникация представлена как двухканальная система, но не в технологическом, а в психологическом смысле. В целом он придерживается получившей широкое распространение схемы Шеннона, в которой любая система коммуникации представляет собой взаимодействие следующих основных частей:

1.) источника информации (в данном случае говорящего человека);

2.) сигнала, несущего информацию в закодированном виде (в данном случае в виде акустических особенностей речи и голоса);

3.) приемника, обладающего свойством декодировать указанную информацию (в данном случае слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия - слушателя). Морозов представляет коммуникацию как двухканальный процесс, состоящий из вербального, собственно речевого лингвистического и невербального экстралингвистического каналов. Особенность данной модели состоит в учете роли функциональной асимметрии мозга человека, являющейся физиологической основой независимости невербальной функции речи от вербальной. Ряд современных зарубежных и отечественных работ, в том числе и Морозова, свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке невербальной информации. Это обстоятельство нашло отражение в теоретической модели в виде разделения вербального и невербального каналов во всех звеньях системы коммуникации: в начальном (источник речи, говорящий), в среднем (акустический сигнал) и в конечном (приемник, слушатель).

Таким образом, вербальный (собственно лингвистический) и невербальный (экстралингвистический) каналы оказываются обособленными во всех звеньях цепи речевой коммуникации. Но между вербальным и невербальным каналами наблюдается теснейшее взаимодействие и взаимовлияние.

Модель "ИСКП" была предложена американским специалистом в области коммуникации Д. Берло в 1960 г. Ее именуют по названию входящих в нее элементов в виде аббревиатуры ИСКП: источник - сообщение - канал - получатель. Иногда ее называют Стенфордской моделью коммуникации. Согласно Берло, данная модель должна содержать подробный анализ каждого из элементов коммуникативного процесса. Источник и получатель анализируются с точки зрения имеющихся у них коммуникативных навыков, знаний, их социальной принадлежности, культурных характеристик, аттитюдов (сложных комплексов социально-психологических установок, определяющих реакции индивида в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми установка связана). Сообщение рассматривается с позиции его элементов и структуры, содержания и способа кодирования. Каналами коммуникации, по Берло, являются пять органов чувств, по которым поступает информация.

Модель Умберто Эко. И Ю. Лотман, и У. Эко уделяли большое значение визуальной коммуникации. Эко У. трактует иконический знак как континуум, в котором невозможно вычленить дискретные смыслоразличительные элементы, подобные существующим в естественном языке. Эко У. ставит это известное наблюдение в систему, объясняющую различие визуальной коммуникации. Он подчеркивает, что знаки рисунка не являются единицами членения, соотносимыми с фонемами языка, потому что они лишены предзаданного позиционального и оппозиционального значения, сам факт их наличия или отсутствия еще не определяет однозначно смысла сообщения, они значат только в контексте (точка, вписанная в миндалевидную форму, значит, зрачок) и не значат сами по себе, они не образуют системы жестких различий, внутри которой точка обретает собственное значение, будучи противопоставленной прямой или кругу. В естественном языке значение оказывается заданным заранее, в визуальном оно вырабатывается по мере получения сообщения. Иконический знак, обладающий сходством с изображаемым предметом, берет не все его характеристики. Или такой пример: художник XIII века рисует льва в соответствии с требованиями тогдашних иконических кодов, а не исходя из реальности.

Визуальный знак должен обладать следующими типами характеристик:

а) оптическими (видимыми),

б) онтологическими (предполагаемыми),

в) условными.

Эко У. предлагает следующую модель коммуникации: (физический шум) - отправитель - код - лексикоды - сигнал - канал - сигнал - приемник - значащее сообщение - код (может стать семантическим шумом) - лексикод (может стать семантическим шумом) - адресат - сообщение. Это стандартная прикладная модель, которая усилена понятием лексикодов или вторичных кодов, под которыми У. Эко понимает разного рода дополнительные коннотативные значения, которые известны не всем, а только части аудитории. Анализируя раннее христианство, У. Эко подчеркивал, что для воздействия приходилось изобретать притчи и символы, чего не может сделать чистая теория.

7. Поясните, что понимается под коммуникативным пространством

Коммуникативное пространство можно охарактеризовать как систему многообразных коммуникативных связей, возникающих между различными авторами коммуникации. Общество создает свое коммуникативное пространство - социальное коммуникативное пространство, агентами которого выступают отдельные люди, группы людей (большие или малые), социальные институты. Многочисленные связи, возникающие между различными людьми, индивидами и группами, группами и институтами, людьми и институтами и т.д., формируют социальное коммуникативное пространство. Его основными параметрами являются плотность и протяженность. Плотность означает, что это пространство неоднородно, его плотность в различных местах неодинакова и зависит от интенсивности и количества взаимодействий. Протяженностью коммуникативного пространства является коммуникативная дистанция. Близкая дистанция означает непосредственный контакт, возникающий в условиях межличностной коммуникации или коммуникации в малых группах. Напротив, большая дистанция характерна для массовой коммуникации, где обычно непосредственного контакта между источником и получателем информации не существует, а их связь опосредована специальными техническими средствами коммуникации. Несомненно, коммуникативная дистанция оказывает большое влияние на выбор стратегии и средств коммуникативного взаимодействия.

8. Почему современное коммуникативное пространство часто оценивается негативно

Если традиционно предлагалось рассматривать коммуникацию как передачу информации, то сегодня передача информации расценивается как средство реализации более, глубинных целей: информация воздействует. Это воздействие может быть осмысленно как информационное насилие. Информационное насилие - это, прежде всего, избыточность информации. Информационное насилие превращает человека в существо механическое и приводит к атрофии эмоций и рефлексии, лишая его критического подхода к окружающему миру.

Избыток информации препятствует критическому суждению: "ежедневно поступающая масса сведений, фактов, оценок, рекомендаций, которые нередко противоречат друг другу и которые человеческое сознание не успевает, как следует переварить, порождает "интеллектуальную диспепсию", сбивает человека с толку и не даёт возможности самоопределиться - ни в интеллектуальном, познавательном, ни в нравственном отношении", познавательный эффект, включающий разрешение неопределенности (посредством массовой коммуникации поставляется дополнительная информация, позволяющая составить представление о новых, неоднозначных явлениях и процессах); формирование установок, т.е. системы эмоциональных и поведенческих реакций в отношении объектов внешней среды (физических, социальных, политических и др.); задание набора обсуждаемых людьми тем; распространение новых систем мнений (идеологических, религиозных, экономических); уточнение ценностных ориентаций населения.

СМК, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них.

Коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на стереотипы человека (схематичные и упрощенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе). Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т. п. Восприятие чужой группы через стереотип имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к более широкому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности). Существование стереотипов также может влиять на формирование общественного мнения.

9. Почему мы часто вынуждены говорить о непонимании в рамках коммуникативных отношений

Кто несет ответственность за качество информационного продукта и эффективность коммуникативных отношений?

Непонимание возникает из-за некорректно предоставленной информации и плохо построенной коммуникации.

Всю ответственность несет "отправитель сообщений" является частью организованной группы, а зачастую представителем института.

10. По каким параметрам мы оцениваем эффективное коммуникативное взаимодействие

Эффективность коммуникационного воздействия определяется в первую очередь потребителем информации. В любой системе коммуникационного воздействия доминанта всегда смещается в сторону потребителя (реципиента, целевой аудитории), и в зависимости от этого главного параметра определяются каналы и содержание воздействия.

А специалист, формирующий сообще- ние (журналист, специалист по связям с общественностью), выбирает, уже ис- ходя из объема и качества аудитории, СМИ. Следует учитывать также особен- ности получения информации аудиторией разных видов СМИ.

А. Моль предлагает правило эффективности коммуникации: количество информации в сообщении и форма ее подачи должны находиться в гармоничном соответствии, приемлемом для получателя. Конкретные соотношения, обеспечивающие выполнение этого правила эффективности, определяются интеллектуальным и культурным уровнем того слоя общества, которому адресовано сообщение.

Задание 1. Определите, к каким видам коммуникации относятся следующие ситуации (назовите все возможные виды коммуникации):

Дополнительные

· интраперсональную(внутренний диалог, восходит к теории внутренней речи Л. С. Выготского);

· межкультурную (коммуникация между носителями разных культур; может быть как межличностной, так и групповой, включая все ее разновидности);

· межличностную (двое или более коммуникантов; сочетает вербальную и невербальную формы, например, паралингвистические средства);

· международную (на уровне международных контактов, включая дипломатию) и глобальную

· кросс-культурную (в зависимости от толкования может быть понята как межкультурная, как международная, либо как их синтез - глобальная)

· групповую (внутри отдельной группы или между группами, а также по схеме "коммуникант и группа", например, интервью политического деятеля);

· организационную(коммуникация в деловой и производственной сфере) и бизнес-коммуникацию;

· массовую (отправителем может быть один коммуникант, а получателем - масса; учитывается, как правило, средний получатель, либо электорат в целом (в ходе предвыборной кампании); специфика задается каналом коммуникации - пресса, радио, телевидение);

· публичную (межличностная, например, лектор, общественный деятель - аудитория);

· политическую (структурирует политическую деятельность; осуществляется как между индивидами. так и между управляющими и управляемыми);

· виртуальную (может быть межличностной, групповой; может иметь характеристики массовой; специфика задается каналом коммуникации, основанном на компьютерно-коммуникационных технологиях)

· бытовую (преимущественно межличностная; содержит возрастной и гендерный компоненты)

коммуникационный отправитель сообщение кодирование

Беседа двух друзей; межличностную

Выступление президента страны по телевизору; массовую

Электронное сообщение коллеге; виртуальную

Письмо, передача по радио, обращение через газету; массовую

Общение по телефону. межличностную

Задание 2. Опишите ваш речевой день: какие виды и формы общения вы используете в течение дня.

Утром в голове строится план на будущий день, все запланированные дела проговариваются, продумываются (Внутриличностная). На работе, при общении с коллегами преобладает общение в деловом ключе (организационная). Обсуждение проекта выставки (групповая). После работы возможны встречи с друзьями или продолжение общения с коллегами, но уже не на деловые темы (межличностная). Вечером, перед сном, подводятся итоги дня, выявляются все плюсы и минусы (Внутриличностная).

Задание 3. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. По каким основаниям классифицируются коммуникативные барьеры?

1.) дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;

2.) инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами;

3.) антипатия к чужым мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;

4.) языковой барьер - существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;

5.) профессиональное неприятие - некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;

6.) неприятие имиджа коммуникатора.

В литературе по психологии и коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров:

* семантический - различие в системах значений слов;

* стилистический - несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;

* логический - сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений.

Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

1.) акустические помехи - шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье дверей, звонки телефона и т.д. Их негативное влияние усиливается, если в помещении плохая акустика, а собеседник говорит слишком тихо или шепотом;

2.) отвлекающая окружающая обстановка - яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, картины, портреты, т.е. все то, что способно отвлечь внимание собеседников;

3.) температурные условия - слишком холодно или слишком жарко в помещении;

4.) погодные условия - дождь, ветер, высокое или низкое давление и т.д.

Технические барьеры.

В технической литературе для их обозначения чаще всего используется понятие "шумы", введенное в научный оборот автором математической теории связи (коммуникации) К. Шенноном.

Человеческие" барьеры коммуникации. Как уже было отмечено, главная причина возникновения коммуникативных барьеров - сам человек.

Человеческие барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические и социокультурные.

Психофизиологические барьеры. Одной из важнейших особенностей коммуникации является то, что она осуществляется через разные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, обоняние (вкус), чувство тепла и холода. Поэтому барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушений артикуляции, нарушений фониатрического характера, связанных с голосовым аппаратом (афония, дисфония), глухоты, потери зрения, потери чувствительности кожи и т. Д

Психологические барьеры выполняют две основные функции:

1.) функцию психологического препятствия, мешающего общению с другими людьми, оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды. Причины возникновения такого рода препятствий усматриваются обычно в особенностях либо ситуации, либо сообщения, либо личностных характеристик коммуникатора и реципиента;

2.) функцию психологической защиты, которая способствует повышению уровня психологической защищенности личности, ее автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.

Социокультурные барьеры. В первую очередь порождают коммуникативные барьеры социальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или организациям. Если взаимодействующие лица имеют сходные социальные характеристики и, следовательно, сходный социальный опыт (принадлежат одному государству, одной расе, одному полу, одному возрасту, одной профессии и т.д.), то это значительно облегчает их взаимопонимание в процессе общения. Напротив, если взаимодействующие лица имеют разные социальные характеристики и разный социальный опыт, их взаимопонимание может быть существенно осложнено. Одна из главных причин этого состоит в феномене "группового сознания", которое отчетливо проявляется в сплоченных группах, особенно в таких, где есть сильный авторитарный лидер. Групповое сознание как интегральная характеристика любой более или менее организованной или очерченной общности существует объективно независимо от сознаний отдельных индивидов, обладает по отношению к ним принудительной силой и заставляет человека следовать нормам, принципам и правилам поведения своей группы.

2. Какие барьеры коммуникации легче всего, а какие - труднее всего преодолеть?

Технические барьеры сейчас преодолеть довольно легко. Логические барьер, барьеры антипатии - сложнее всего.

3. Какие барьеры коммуникации вы считаете наиболее опасными?

Антипатия, логический, стереотипизированность сознания, профессиональное неприятие.

4. Какие барьеры в поведении других людей раздражают вас больше всего?

стереотипизированность сознания.

5. Какие барьеры присущи вашему речевому поведению?

языковой барьер, социокультурные

Задание 4. Прослушайте одну из теле/радиопередач, идущих в прямом эфире. Проанализируйте, какие факторы явились помехой в коммуникации журналиста и аудитории, как осуществлялась обратная связь.

Радиопередача, на радио: в студию дозвонился человек ему задают ряд вопросов. Помехи в коммуникации: технические (плохая телефонная связь), языковой барьер (неразборчивы некоторые слова, они уточняются). Громкий неуместный смех ведущего, при обсуждении серьезной темы стилистический.

Практически все, что окружает человека, что составляет его среду обитания, является также коммуникативным пространством.

Мы будем рассматривать коммуникативное пространство на примере вуза, в силу того, что школа и вуз весьма схожи по своей структуре и организации образовательного процесса.

Образовательный процесс (образование) -- организованное взаимодействие преподавателя и студентов (учителя и учеников) для достижения образовательных целей, сопровождающееся постоянным воспроизведением коммуникации разного уровня.

Под образовательным процессом мы понимаем процесс обучения в вузе как единую систему, включающую в себя:

1) непосредственно обучение, то есть передачу знаний, умений, навыков;

2) формальную организацию этого процесса;

3) коммуникации различного содержания и разного уровня в этом процессе;

4) роли, интересы и идеалы основных субъектов.

Главным субъектом, стратегически и идеологически определяющим цели и направления высшего образования, является государство.

Внутри образовательного процесса взаимодействуют субъекты, обладающие качеством ролевой универсальности: чиновники, преподаватели и студенты. Они одновременно: вечны, как необходимые ролевые фигуры, исторически конкретны и индивидуально окрашены.

Образовательный процесс можно представить как систему коммуникаций групп людей, имеющих разные функции, статусы, потребности и ценности.

Коммуникация 1-го уровня: преподаватели и студенты в аудиториях и в лабораториях (процесс передачи знаний);

Коммуникация 2-го уровня: деканаты и студенты, студенты и вахта, преподаватели -- вахта -- деканаты (процесс организации передачи знаний);

Коммуникация 3-го уровня: преподаватели -- руководство кафедрами и факультетами, руководство кафедрами и факультетами -- ректорат (определение содержания и технологии образования);

Коммуникация 4-го уровня: ректорат -- министерство (определение стратегии развития образования и регулятивных принципов).

В коммуникативном пространстве вуза существует еще один важный уровень коммуникации, о котором нельзя не упомянуть, это коммуникация между студентами. На этом уровне осуществляется межличностное общение, но также имеет место обмен учебной информацией (объяснение непонятной темы или решение задачи).

Очевидно, что все теоретические положения о коммуникативном процессе, рассмотренные нами выше, применимы и к системе взаимоотношений внутри вуза или школы.

Для осуществления коммуникации на всех уровнях используются различные средства коммуникации:

Информационные доски, объявления;

Нормативные документы;

Доски в аудиториях;

Надписи оставленные на стенах и на партах.

Большая часть коммуникации в вузе осуществляется посредством речи, книг, научных статей, публикаций, методических пособий и т.д.

Также существенным средством для передачи информации являются граффити, которые оставляют студенты и школьники на учебных партах, стенах, подоконниках, фасадах вуза и т.п.

На коммуникативный процесс в вузе влияют множество составляющих. Среди них, прежде всего, личностные и психологические особенности участников коммуникативного процесса. А также их статус, цели, потребности, интересы.

К сожалению, рамки нашей работы не позволяют подробно описать специфику каждого субъекта образования. К тому же интересующим нас видом коммуникации, граффити, пользуются именно студенты и школьники.

Поэтому, мы считаем необходимым подробнее остановиться на особенностях студенчества, а именно на коммуникации между студентами и преподавателями.

Реальность образовательного процесса включает в себя деловые и межличностные коммуникации: «учитель-ученик», «студент-преподаватель», «студент-студент», «студент-группа», «преподаватель-преподаватель» и т. д. В рамках нашей работы, как уже писалось выше, мы будем рассматривать коммуникацию «студент-преподаватель».

Коммуникационный процесс между преподавателем и студентом представляет собой взаимодействие двух культурно-информационных и психологических реальностей.

Преподаватели -- это мужчины и женщины среднего и пожилого возраста, переживающие кризисы середины жизни, но также встречаются и молодые преподаватели, только закончившие аспирантуру, а студенты -- молодые люди от 17 до 22 лет, находящиеся в процессе самоидентификации и поиска собственных и освоения социальных ролей.

Пять студенческих лет, приходящихся на стадию возрастного и социального становления, играют важнейшую роль в жизни человека.

Студент -- переживает два перехода: стадию личностного самоопределения, то есть завершение формирования своего психологического типа -- интеллекта, способностей, характера и воли, и стадию выбора социального образца или жизненной модели сознания и поведения.

«Это юношеский период самоутверждения и самопознания, когда происходит быстрое, почти скачкообразное расширение духовного горизонта личности. Данный временной интервал, знаменующий собой своеобразный переход от «человека» культуры» к возможному «культурному человеку», является своего рода периодом «естественной трансценденции», так как между склонностями и предпочтениями, установками характера с одной стороны и ролевыми требованиями с другой имеется расхождение, «ролевая дистанция». Внутренняя жизнь личности, ее активный поиск своей системы мировидения, своей философии жизни не выражаются в ролевых действиях» .

Высокая степень нормированности и субординированности в общении, характерная для преподавателей и администрации, непонятна студентам, не соответствует их коммуникативным навыкам и повседневному опыту, что затрудняет процесс межличностной коммуникации. В то же время, для студентов характерна потребность в сокращении межличностной дистанции между ними и преподавателями, особенно авторитетными для них.

Образовательный процесс по временным характеристикам также различен для преподавателей и студентов: для преподавателей -- бесконечная смена циклов, время идет по кругу, для студентов -- прогрессивное поступательное развитие, время идет вперед. Противоречие новизны и повторяемости для преподавателей выражается в том, что они знают «конец» и воплощают собой «вечный» цикл обучения, в то время как студент требует индивидуального подхода и проживания ситуации как принципиально новой.

В образовательной реальности в одном образовательном пространстве сосуществуют субъекты, обладающие разным внутренним временем, что является одной из важнейших причин конфликтности института высшего профессионального образования.

Хотелось также отметить, что студенты не так уж и часто вовлекаются в обсуждение важных внутривузовских проблем; к тому же некоторые темы и вопросы со студенческой массой не обсуждаются вовсе. Тогда коммуникация выстаивается в скрытой форме, в виде слухов, сплетен.

На основании вышеперечисленного мы предполагаем, что общение между студентами и преподавателями во многом стереотипно, и эта коммуникация еще более осложнена возникающими коммуникативными барьерами.

Наиболее распространенными барьерами в коммуникации этого уровня, на наш взгляд, являются барьеры «авторитет» и «непонимание».

Мы имеем смелость выдвинуть предположение о том, что граффити выступают средством преодоления этих барьеров и сокращения возникающей дистанции между студентами и преподавателями.

С их помощью студенты выражают свое отношение к различным преподавателям, учебным дисциплинам, иным важным внутривузовским событиям. Для них граффити это один из способов сказать о чем-то важном, что, может быть, не принято обсуждать вслух.

Таким образом, межличностные и деловые коммуникации преподавателей и студентов содержательно исследуются недостаточно. Восполнив этот пробел, можно будет качественно улучшить образовательный процесс в вузе.

Взаимодействие соционических типов протекает в определенной протяженной среде, которую я буду в дальнейшем называть коммуникативным пространством .Это пространство неоднородно: его «плотность» в разных местах неодинакова, поэтому информационный обмен одних и тех же типов в разных его местах будет иметь различную интенсивность.

Предположим, что коммуникативное пространство четырехмерно, как и пространство материальное. Под «измерением» пространства я буду понимать уровень устойчивого информационного обмена, который отделен от других таких же уровней потенциальным барьером - энергией преодоления, то есть усилием, необходимым для перехода с уровня на уровень.

Для того чтобы понять, на каком уровне пространства протекает коммуникация, необходимо определить два параметра - коммуникативную дистанцию (параметр протяженности пространства) и плотность коммуникации (параметр «проницаемости» пространства).

Для построения модели я воспользуюсь привычным для соционики двоичным принципом - разделением пополам. Поэтому коммуникативная дистанция будет принимать два значения - близкая и далекая. С точки зрения проницаемости пространства для полноценного информационного обмена я буду различать коммуникацию с одной стороны - глубокую, с другой - поверхностную.

Остановлюсь подробнее на этих полюсах. Близкая дистанция означает, что общение протекает при тесном соприкосновении в пространстве. Она наиболее характерна для групп с численностью от двух до восьми человек. При взаимодействии на далекой дистанции социотипы разделены существенным расстоянием, которое определяется социальными и культурными показателями развития. Такая дистанция между людьми обычно возникает в коммуникативных группах численностью более восьми человек.

Глубокая коммуникация означает плотный информационный обмен, когда в общение вовлекаются практически все имеющиеся в распоряжении социотипа информационные ресурсы. Возникает тесное переплетение «силовых линий» информационных полей, что свидетельствует о высокой доверительности контакта.

Поверхностная коммуникация происходит при неполном вовлечении в обмен наличных информационных ресурсов. Плотность информационного потока оказывается гораздо меньше по сравнению с первым случаем. Степень доверительности также невелика.

Поскольку сложность коммуникации в одинаковой мере зависит от обоих параметров, то информационный обмен между системами можно рассматривать как произведение коммуникативной дистанции на плотность коммуникации:

информационный обмен =дистанция ×плотность

Живя бок о бок друг с другом, люди вынуждены взаимодействовать между собой, чтобы их жизнь была наиболее комфортной и наполненной смыслом. Коммуникативное пространство - это наиважнейший социальный элемент, без которого сложно представить современного человека.

Изо дня в день нам приходится общаться: с родными, с соседями, с деловыми партнерами, с вышестоящим начальством и друзьями.

Почему коммуникация так важна?

Какого бы характера ни была потребность в общении, ее невозможно игнорировать, так как это чревато тем, что человечество снова превратится в дикарей, живших во времена динозавров.

Современное коммуникативное пространство все чаще заменяет формальное общение, ведь оно значительно облегчает выживание в обществе. И главным достижением можно по праву назвать интернет.

Общая суть

Коммуникативное пространство - это путь сообщения как между отдельными индивидами, так и между социальными группами. Его можно условно разделить на четыре основных уровня, различных по своему характеру. Все они создаются посредством сочетания трех дихотомий, складывающихся в два обобщения:

  1. Дистанционное общение. Характеризуется различиями во взаимодействии индивидов, находящихся рядом друг с другом, или на значительном расстоянии. Если они общаются удаленно, то могут сознательно контролировать эту социальную потребность. Зачастую дальняя дистанция формируется между людьми, которые не знакомы лично или состоят в сообществе из примерно десяти человек. Под понятием близко установленного общения между отдельными индивидами, понимается то, что его характер протекает весьма тесно и спонтанно, так как они отлично знакомы между собой. На близкой дистанции контролировать взаимодействие с людьми становится весьма непросто.
  2. Углубленное общение. Характеризуется тесной связью между индивидами, когда к построению определенных взаимоотношений привлекаются все характерные способы взаимодействия конкретного социотипа. Акты общения на данном уровне, обычно носят весьма долгосрочный характер. Если люди знакомы недостаточно близко, то это коммуникативное пространство можно назвать поверхностным. Но когда их объединяют несколько общих интересов, тогда при взаимодействии между ними используются все доступные сознанию способы, для установления более глубокой и продолжительной связи.

Уровни коммуникативного пространства

Физический - носит характер материального взаимодействия между объектами и субъектами окружающего мира. Человек постоянно испытывает такие примитивные чувства, как: жажда и голод; жара и холод; любовь и секс; деторождение; гигиена; оправление естественных надобностей и так далее. И примеры подобного взаимодействия каждый из нас наблюдает ежедневно.

Психологический - это, в общем-то, то, что делает нас людьми, так как любому индивиду требуется моральная поддержка и взаимопонимание. Именно поэтому мы постоянно участвуем в информационном круговороте, делясь своими тайнами или спрашивая дельного совета относительно той или иной жизненной ситуации. Такой может называться и дружбой, и любовью, и родством душ, поэтому он очень важен для нашего психического здоровья.

Социальный - характерен для обычных коммуникаций, принятых в обществе. Он подогнан под определенный формат, и поведение каждого индивида подчинено своду общепризнанных норм, условий, порядков, законов, а также традиций. И человек, чтобы не быть отщепенцем, вынужден подчиняться принятым нормам, причем легко дается это далеко не каждому. Для успешного выживания в социуме, требуется все время следить за собой, подстраиваться, хитрить и даже лицемерить. Начиная от яслей и детского сада и заканчивая работой в коллективе, человек проходит весь сложный путь становления своей личности в обществе. Социально-коммуникативное пространство - залог успешного развития человеческого сообщества.

Интеллектуальный - характеризуется тем, что главным условием коммуникации становится наличие хорошо развитых мыслительных способностей. Это и научная деятельность, и широта восприятия мира, и культурные ценности и духовная составляющая человека. Каждый индивид испытывает потребность как в знаниях, так и в возможности их передавать. Ему жизненно необходимо раскрывать имеющиеся таланты и получать людское одобрение, а также искать новые истины и самосовершенствоваться.

Организация коммуникативного пространства

Построение вышеописанных уровней происходит не линейно, а циклически, поэтому все они зависят друг от друга, взаимодействуют между собой и, как ни странно, противостоят - одно против другого. И выглядит это так примерно так:

  • физический уровень является антиподом интеллектуального, так как, чрезмерно развивая материальную сторону жизни, можно напрочь забыть о самообразовании.
  • психологический и социальный уровни, также прямо противоположны друг другу, потому что совместить индивидуальный и социальный подход к общению не представляется возможным.

Сочетание видов взаимодействия

Каждый из методов коммуникативного пространства - это совокупность нескольких уровней. Например, для того, чтобы успешно защитить свой научный труд перед аудиторией (неважно, большой или маленькой), требуется прибегнуть как к интеллектуальному, так и социальному уровню взаимодействия. Ведь, во-первых, это разъяснение работы, созданной посредством высоких мыслительных способностей конкретного индивида, а во-вторых, действо является процессом с установленными ролями, принятыми в человеческом обществе.

Вне зависимости от того, что участники коммуникации могут быть неизменными, ее характер и уровень может постоянно изменяться. Например, после удачной защиты научного труда происходит вечеринка, посвященная данному событию, и тогда общение перетекает из формального в неформальное - все расслабляются и хорошо проводят время. Это уже пример смешивания психологического и физического уровней.

Информационно-коммуникативное пространство

В эпоху современности произошел огромный скачок в развитии новейших способов общения. Ведь сейчас для поддержания связи вовсе необязательны личные встречи, так как достаточно позвонить нужному человеку по телефону или написать сообщение в соцсети. И это дает нам большие преимущества, перед людьми, жившими хотя бы столетие назад.

Коммуникативное время

Это измерение, в котором живут и общаются миллионы людей. Причем коммуникативное время не привязано ни к историческому, ни к физическому его понятию.

В эпоху технического прогресса, взаимодействие между индивидами происходит несколько иным образом, чем раньше:

  1. Какой-либо собеседник, нужный индивиду, обретается путем нескольких необходимых шагов.
  2. В ходе успешной коммуникации стираются грани между временем и пространством, так как важную роль играет не расстояние, а технические возможности.
  3. Удаленные коммуниканты теперь могут максимально сблизиться друг с другом.
  4. Устные приемы взаимодействия между людьми отошли на второй план, уступив место письменным, ведь огромные потоки нужной и ненужной информации ежедневно разливаются по планете посредством СМИ.
  5. Современное коммуникативное пространство - это несколько размытая связь между реальностью и анонимными адресатами. Поэтому координаты во времени являются стертыми и нечеткими.

Главной причиной возникновения новейших способов общения стал огромный рост информационных ресурсов, которые просто физически невозможно «запихнуть» в рамки обыденного человеческого восприятия и уж тем более обработать. Поэтому сеть Интернет стала настоящим «банком знаний», в котором есть ответ на любой вопрос, а найти там единомышленников проще простого. В общем, исходя из всего сказанного, видно, что коммуникативное пространство и время - это понятия, которые претерпели глобальные изменения за последние сто лет.


Коммуникативное пространство.

План лекции.

Определение термина.

Первичные и вторичные коммуникативные процессы.

Законы коммуникативных пространств.

Современное коммуникативное пространство архитектора.

* * Определение термина.

Жизнь каждого человека – это бесконечная череда разных актов общения – по разным поводам, с разными людьми, в разное время, с разным содержанием, в разных местах. Это приводит к тому, что действительная реальность буквально насыщена коммуникациями. Многочисленные акты общения формируют коммуникативное пространство социума. Остановимся на этом понятии.

Коммуникативное пространство

Это базовое понятие для анализа коммуникации. Это та область, где существуют разные субъекты социума, где реализуются их потребности общения – воздействия и передачи информации. Коммуникативное пространство – это определенная «территория», ограниченная временн’ыми рамками, где действуют коммуникаторы , осуществляющие коммуникативную деятельность, для чего создают дискурсы (тексты разного назначения) и действуют в соответствии со своими целями. Структура взаимодействия коммуникаторов соответствует структуре коммуникативного акта , где выделяются автор, адресат сообщения. Специальная лекция данного раздела посвящена коммуникативно-речевому акту.

Коммуникативное пространство – территория деятельности коммуникаторов в соответствии с их собственным целеполаганием, ограниченная временными рамками

____________________________________________________________________

* * Первичные и вторичные коммуникативные процессы.

Коммуникативное пространство, как считает Г. Почепцов, структурировано первичными и вторичными коммуникативными процессами.

Первичные коммуникативные процессы представляют собой множество фактов общения, реально происходящих в разных областях жизни, например, общение в области искусства, образования, межличностные коммуникации и другие многообразные события окружающей действительности. Говоря другими словами, это все, что случается в жизни. Вторичные (или послекоммуникативные) процессы связаны с обсуждением или распространением информации, впервые полученной по первичному процессу, то есть это информация о прошедших коммуникациях, а не сами эти коммуникации.

____________________________________________________________________

Первичные коммуникации – множество реально происходящих фактов общения.

Вторичные коммуникации – обсуждение информации о происходивших коммуникациях.

____________________________________________________________________

Важная роль вторичных коммуникаций состоит в том, что только они придают коммуникативный вес разным произошедшим событиям. Тот первичный коммуникативный процесс имеет успех, получает резонанс в обществе, становится известным, если он затем продолжается во вторичных процессах, подается разными способами, обсуждается [Почепцов 1998, с. 118].Так, дорожная авария становится коммуникативным событием только если она стала темой сообщения в газете или на телевидении. Природное явление – паводок – так и не получит статуса социального события, если оно не перейдет в число послекоммуникативных, когда о нем передаст радио, телевидение, его обсудят газеты, Интернет, услышат в разговорах.

Первичные коммуникации в сфере архитектурной деятельности – это все многообразие актов профессионального общения, происходящих на разных территориях, в разных организациях. Статус вторичных коммуникаций таков, что широкую известность события приобретают, только если они получают обсуждение в СМИ, профессиональных сообществах, в разговорах, общении архитекторов и других заинтересованных лиц. Известны шумные обсуждения в телепередачах и других видах СМИ проблем борьбы за сохранение исторически ценных застроек, реставрации ценных архитектурных объектов, застройки городов.

* * Законы коммуникативных пространств.

Обратимся к явлению взаимодействия разных типов коммуникации в рамках коммуникативного пространства. В работе Г. Почепцова это взаимодействие характеризуется как законы коммуникативного притяжения и отталкивания . Именно эти законы являются определяющими для существования коммуникативного пространства, именно притяжение и отталкивание разных сфер общения формируют современное общество как общество общающихся индивидов, именно эти законы определяют коммуникативные интенции людей в их богатой реальной деятельности.

____________________________________________________________________

Законы коммуникативного притяжения и отталкивания – главные законы коммуникативного пространства

____________________________________________________________________

1. «Сегодняшнее коммуникативное пространство характеризуется заимствованием методов , получивших признание как в одном дискурсе, так и в другом. Политики используют инструментарий актеров по завоеванию сердец своего электората. Художественная коммуникация заимствует инструментарий документального модуса. …Художественное кино влияет на теленовости. Оно влияет и на политику, когда проблема городской преступности становится главной темой муниципальных выборов, … хотя эта приоритетность продиктована … распространенностью на экранах детективного жанра как наиболее выигрышного с точки зрения художественного модуса» - [Почепцов 1998, с. 295].

2. На коммуникативном пространстве происходит постоянное взаимодействие многих форм общения. Здесь существуют, взаимодействуя, многочисленные виды и формы коммуникации. Например, люди в социуме общаются, строя межличностные коммуникации, которые принимают словесную форму. В то же время, существует и профессиональное общение, когда коммуникация опосредована, например, визуальными знаками (схема, график, таблица), помещенными в книге. При этом можно наблюдать то же действие закона притяжения и отталкивания.

Яркие примеры взаимодействия разных коммуникаций дает современное телевидение – мы говорим о таких распространенных шоу-программах, где в одном дискурсе объединяются спорт, театр, цирк (звезды театра, телеведущие становятся героями спорта – фигурного катания, цирковыми артистами, известные политики – звездами музыкальных жанров). Выразительность таких произведений достигается благодаря игре масок, своеобразному карнавальному приему переодевания, когда узнаваемые герои выполняют необычны для них функции: популярный киноартист становится фигуристом, а телеведущая выступает в цирковом представлении. В коммуникативное действо вовлечены и телезрители – они выступают адресатами на коммуникативном поле, хорошо знакомыми с героями, сопереживая им.

3. Еще одно проявление взаимовлияния отдельных современных типов общения происходит через мифологизацию разных областей действительности « Мифы сегодня создают каркас мира, в котором мы живем. Миф относится к числу скрытых феноменов. Требуется дополнительная работа для его идентификации», когда необходимо стать по отношению к мифу внешним наблюдателем [Почепцов 1998, с. 355]. Цивилизация выработала ряд мифипорождающих машин, они становятся базовыми для сферы рекламы и ПР.

4. Различные комимуникативные поля построены с использованием знаков разных семиотических систем , то есть происходит существование разных видов коммуникации (им посвящена отдельная лекция), таких как, например, печатные произведения, использующие печатные знаки, ТВ и кино, использующие аудиовизуальные знаки и др.

Отдельная область – это поле общения, характеризующегося предназначением для разных целей – бытовое и профессиональное. Согласно предназначению нашей работы, мы обратимся к особенностям профессиональной коммуникации, обслуживающей деятельность профессионалов-архитекторов.

* * Современное коммуникативное пространство архитектора.

Коммуникативное пространство современного архитектора построено как совокупность многочисленных актов общения. Это базовое понятие, обозначающее область коммуникации, где существуют разные субъекты социума. В соответствии с тематикой нашего разговора мы остановимся на том современном профессиональном коммуникативном пространстве, где сегодня существуют профессионалы-архитекторы.

Речь идет речь о формировании коммуникативного облика современного зодчего. Условием правильного формирования этого облика является знание тех коммуникативных сфер, в рамках которых происходит профессиональное общение специалистов. Одной из предпосылок формирования коммуникативного профессионального поля в описываемой сфере деятельности является соблюдение коммуникативного единства «архитектор – город», где понятие города рассматривается в широком смысле: это и люди (коммуниканты) – партнеры, заказчики, клиенты, и вещи (существующие и создаваемые архитектурные объекты). Единство этого уровня предполагает диалог между архитектором и городом, что обеспечивает целостность городской среды. Описание особенностей этого пространства коммуникации дано в статье: [Лазарева Э.А., Волчкова И.М. 1997].

Современная архитектурно-строительная ситуация существенно отличается от ситуации прежних периодов и предполагает активное участие клиента-заказчика в выборе места застройки, планировании его, выборе материалов, дизайна здания. То есть клиент вправе обсуждать проблемы строительства вместе с архитектором-профессионалом . В связи с этими новыми условиями возникает совершенно новый характер обратной связи между коммуникантами: эта связь принимает уже иной характер, становясь не регламентирующей и предписывающей, а рекомендательной. Это новое коммуникативное явление имеет две стороны: и положительную, и отрицательную.

Обратимся к явлению взаимодействия разных типов коммуникации в рамках коммуникативного пространства. Профессиональное общение архитектора представлено всеми известными видами коммуникации, но определяющую роль в нем играет оппозиция «речевое – неречевое» общение .

При невербальной коммуникации для передачи информации используется весь спектр различных несловесных символов. При разговоре о профессиональной коммуникации архитектора важно обратиться к визуальным средствам передачи смыслов. Визуальные сигналы важны для передачи значений архитектурных объектов и в случае построения текста с использованием словесных и визуальных кодов. В работах У. Эко и Ю. Лотмана. как показано в пособии Ф.B. Шаркова, отмечается, что в визуальных коммуникациях нельзя вычленить дискретные смыслообразующие элементы. Их компоненты ничего не значат сами по себе, а проявляются лишь в контексте целого произведения.

Современный архитектор находится в сложных условия при представлении своего проекта заказчику-клиенту . Описание строящегося или только планируемого архитектурного объекта базируется на вербальных и невербальных кодах, но преимущественное положение занимают невербальные элементы.

Известный теоретик зрительной коммуникации А. Бергер в своей книге «Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию» говорит: «Визуальная коммуникация играет важную роль в жизни каждого человека: все мы, потребители визуальной продукции, смотрим телевизор, читаем газеты, журналы и книги, ходим в кино. Мы живем в “информационном“ обществе, где получаемая информация имеет преимущественно визуальный характер. Очень важно, чтобы каждый из нас понимал, какое воздействие оказывают визуальные образы на человека и как научиться “читать“ и интерпретировать различные их формы» [Бергер 2005, с. 18]. Из этого высказывания ясно то внимание, которое уделяется современным средствам коммуникации, их воздействующей роли, внимание к визуальной коммуникации. В полной мере это распространяется на коммуникативный облик современного архитектора. Представляется необходимым в коммуникативной деятельности архитектора учитывать семантическую значимость каждого визуального элемента и те соотношения, в которых он находится.

Контрольные вопросы и задания.

● Что такое коммуникативное пространство и какую роль в нем играют первичные и вторичные коммуникации?

● Какие законы существуют в коммуникативном пространстве?

●Расскажите о заимствовании методов различных дискурсов.

●Прокомментируйте явление мифологизации разных областей современной жизни

● Как происходит использование средств разных семиотических систем в общении?

● Расскажите о роли зрительной коммуникации в профессиональном общении архитекторов. Проиллюстрируйте свой рассказ сценками из своей профессиональной деятельности.