Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Универсальным языком естественных наук считается. Язык науки и его функции

Универсальным языком естественных наук считается. Язык науки и его функции

Становление и развитие языка науки в своих истоках и предпосылках неотделимо от целеполагающего характера человеческой деятельности, социального общения, знаковых форм фиксации целей и средств социальной практики.
Языковые знаки служат средством опосредования и обособления духовно-познавательной деятельности, превращаясь в самостоятельный инструмент теоретической деятельности. Развиваясь как средство общения и как средство познания, естественный язык фиксирует существенные связи и свойства предметов. По мере возрастания роли знания в практическом целеполагании возникает и развивается противоречие между коммуникативной и познавательной функциями естественного языка – между универсальностью, общезначимостью употребления слов и высказываний и необходимостью точно передавать своеобразие, уникальность познаваемых объектов. Разрешение этого противоречия ведет к непосредственному появлению языка науки, первоначально в виде графических языков.
Графические языки, в свою очередь, служат материалом для создания искусственных научных языков, открывая возможность для сохранения накопленного опыта, в наглядной форме представляя и передавая его.
Языкам науки свойственно стремление к четкому определению значения используемых знаков и символов, правил объяснения и описания; они предписывают мышлению жестко заданную систему логических операций на основании специальной теории.
Ученые нуждаются в особом языке, который позволяет быть универсальным инструментом научной деятельности, точно представлять информацию о познаваемой предметной области и перерабатывать ее. Естественный язык, по мере усложнения и дифференциации человеческой деятельности, выделяет из себя специализированные языки, одним из которых и является язык науки, ориентированный на процесс познания.
Уже в естественном языке происходит первичная категоризация и интерпретация явлений, процессов, свойств и отношений, диктуемая жизненными потребностями и выступающая первым шагом в познании мира.
Язык науки связан с обыденным, повседневным языком и генетически, возникая в его недрах, и актуально – новые научные идеи чаще всего формулируются в повседневных языковых формах, уже потом, в составе научной теории, обретая строгое выражение.
Вместе с тем, необходимо помнить о противоречивом характере взаимосвязи естественного и научных языков, служащем предпосылкой развития научного познания, умножения его эвристических возможностей. Наряду со стремлением преодолевать «мешающие» науке свойства «живого» языка, в науке активно используются те или иные его стилистические формы и приемы – в процедурах объяснения, обоснования новых терминов. Особую, самостоятельную роль играют метафоры, причем не только в социально-гуманитарном знании, но и в естествознании, математике. Без метафорического контекста, введения порой парадоксально звучащих терминов-метафор невозможно сформулировать научную проблему, получить новое знание и включить его в уже существующие теории, обеспечить интерпретацию и понимание научных открытий.
Формирование научного языка неразрывно связано со становлением терминологических систем, являющихся разновидностью национального литературного языка. Научный язык стремится к максимально жесткой связи между знаком и значением, четкости употребления понятий, обоснования их следования и выводимости друг из друга, строгой определенности правил объяснения и описания.
Естественный язык является универсальным средством хранения и трансляции информации, мышления и коммуникации, используемым в любом виде человеческой деятельности – благодаря своему богатству значений, метафор, сравнений, явных и неявных смыслов, разнообразных средств иносказания. Но гибкость и полисемантичность естественного языка создают существенные трудности для научного познания – многозначность присуща даже служебным словам. Так, у слова «есть» выделяют пять значений – 1) существования, 2) принадлежности к классу, 3) тождества, 4) равенства, 5) принадлежности свойства предмету.
Также неоднозначна и сложна грамматика естественного языка; она содержит множество исключений из правил, причем правил разнообразных, идиом, развернутых словесных конструкций. Сложность и многообразие языка науки обусловливают и различные подходы к исследованию этого феномена.
В гносеологическом анализе язык науки предстает как способ объективации мыслительного процесса, детерминированного природой познаваемых объектов, характером их связей и отношений, интересующих исследователя.
В методологическом аспекте язык науки выступает как разновидность языка вообще, средство социальной коммуникации, фиксации, хранения и передачи научных знаний.
В лингвистическом подходе язык науки рассматривается как стилевая разновидность литературного языка. Семиотические концепции анализируют язык науки как знаковую систему, в рамках которой приобретается, хранится, преобразуется и транслируется информация в научном сообществе. Семиотический подход распадается на два аспекта: семантический и синтаксический. Семантически язык науки определяется как единство понятийного аппарата научной теории и средств ее доказательства. В синтаксической трактовке на первый план выходят принципы развертывания из исходных знаков научных теорий, под языком понимается структура, система отношений, регулируемых определенными правилами.
Каждый из этих подходов правомерен и плодотворен, отражая определенную сторону или состояние языка науки. В то же время можно говорить и об определенных издержках каждого из них, искажениях в представлении целостного объемного феномена.
Так, в гносеологическом аспекте акцент делается на отношении языка к мышлению и действительности. Но не определяется место языка науки в языковой картине мира, его отношение к естественному языку. «Лингвистический подход, – указывает Н.В. Блаже­вич, – хотя и позволяет выявить тенденцию научного языка к использованию терминов, однако не охватывает всех его изменений в частности, образование символических систем как компонентов современных научных языков, их структур и элементов».
В синтаксическом аспекте язык науки лишается гносеологического качества – быть средством выражения, представления, хранения и передачи научных знаний.
Системно-целостная природа языка науки требует учета как внутринаучной организации и движения научного знания, так и социокультурного контекста его функционирования и развития, взаимосвязей с естественным языком и языком культуры в целом.
Понимание природы языка науки опирается на его антиномичность – противоречие между универсальностью, точностью и строгостью, с одной стороны, и пластичностью, гибкостью, индивидуальностью – с другой. По-другому, это противоречие между функциональным и структурным бытием языка науки.
Поскольку и корнями язык науки уходит в естественный язык, и актуально тесно с ним взаимодействует, то и функционально подобен обыденному языку, выполняя коммуникативную и когнитивную функции.
Разумеется, прежде всего, язык науки обладает функциональной направленностью на научно-познавательную деятельность. Когнитивная функция, в свою очередь, дифференцируется на ряд относительно самостоятельных частных функций в зависимости от особенностей интеллектуальных операций, производимых учеными:
- номинативная функция – указание, выделение и обозначение (именование) предметов исследования в познавательной ситуации. Назвать – значит дать слово, считает Н.В. Блажевич, которым научное сообщество обязывает себя рассматривать и закреплять связь внешнего выражения и внутреннего содержания.
Номинативная функция реализуется как обычным словарем естественного языка, так и особой символикой, например геометрическими схемами, терминами. Пройдя конкурентный отбор, проверку на эвристичность, конструктивные возможности, слова обыденного языка превращаются в систему научных наименований – номенклатуру;
- цель репрезентативной функции – закрепление и демонстрация результатов научных открытий, введение их в научный оборот. В отличие от номинативного указания на объект, здесь теоретическая модель в виде знаковой структуры представляет тот же самый объект, определяя аспекты его изучения.
Обе функции, номинативная и репрезентативная, проявляются в операциях описания. Если первоначально, на ранних ступенях развития науки, широко используется обычный язык, то с усложнением науки потребности точности и адекватности описания ведут к образованию специализированного языка, возрастанию доли искусственно созданных систем обозначения. Язык науки должен отличаться четкостью употребления понятий, определенностью их связи, обоснованием их следования и выводимости друг из друга. В любом случае язык научного описания должен быть достаточным для наименования любого предмета (явления, процесса) исследуемой области. Например, В. Гейзенберг отмечал, что обыденный язык непригоден для описания атомных процессов, поскольку его понятия относятся к повседневному опыту, в котором мы никак не может наблюдать атомы. – «Для атомных процессов у нас, таким образом, нет наглядного представления. Для математического описания явлений, к счастью, такая наглядность вовсе не нужна», поскольку математическая схема (понятийный аппарат) квантовой механики, вполне согласованна с экспериментами атомной физики»;
- сигнификативная функция устанавливает логическую связь между представлением объясняемого объекта в языке и языковыми выражениями других объектов, уже принятыми в науке. Логическое развертывание научного знания (сигнификация) в языке науки аналогично объяснительной функции научной теории, предполагающей включение объясняемого объекта в структуру теории. Здесь же речь идет о создании специализированных языковых средств, имеющих значение для данной теории, обозначая ее элементы;
- эвристическая функция языка науки состоит в эффективности его знаковых форм, в способности предвидения и предсказания. Эти качества языка теории определяются строгостью теории, уровнем ее формализации и математизации. Действует эвристическая функция и через метафоризацию – включение метафоры в определенную знаковую систему науки помогает появлению новых теоретических представлений. Метафоры позволяют фиксировать порой расплывчатые образы, возникающие при исследовании новых объектов, придавать предметный характер (реифицировать) гипотетические представления.
Метафоры могут связывать разные научные дисциплины. Например, М. Борн заимствовал термин «стиль» из искусствоведения, введя в научный оборот понятие «стиль мышления» для объяснения природы принципов физического знания. Сегодня совершенно привычными стали такие метафоры, как «цветность кварков», «дрейф генов», «память машины» и т.п., реифицирующие новые концепты.
Наконец, языку науки присуща оценочная функция, неразрывно связанная с эвристической функцией. Оценка служит выражением значимости объекта познания, индивидуальности ученого, особенностей его интеллектуального стиля, эмоционально-волевых качеств. Основанием оценочной функции выступает не только субъективность исследователя, но и воздействие на язык науки экстралингвистических факторов образности и экспрессивности.
Язык науки, подобно естественному языку, состоит из словаря (лексики) и грамматики.
В словаре языка науки выделяют три относительно самостоятельных слоя:
1) нетерминологическая лексика (знаменательные и служебные слова повседневного языка) – выражает связи научных терминов, их отношения и толкование, используется для описания фактического материала;
2) общенаучная лексика (специальная терминология науки в целом, общенаучные понятия);
3) терминологическая лексика (специальные слова частнонаучных систем, категориальный аппарат конкретных наук, составляющий основную часть лексики языка науки).
Конкретизируя лингвистическую модель словаря языка науки, в слое общенаучных терминов можно выделить:
а) слой философских терминов;
б) слой логических терминов;
в) слой математических терминов;
г) слой терминов родовой области науки.
В слое специальных терминов различают: а) теоретические и б) эмпирические термины.
Основная познавательная роль, разумеется, принадлежит специальным терминам, поскольку именно они непосредственно выражают знания об объекте исследования.
Значение терминов для науки трудно переоценить. Так, по П.А. Флоренскому: «Не ищите в науке ничего кроме терминов, данных в их соотношениях: все содержание науки, как таковой, сводится именно к терминам в их связи, которые (связи) первично даются определениями терминов».
Онтологически термин является культивированным словом, аккумулирующим длительный и сложный путь познания.
В гносеологической роли термина концентрируются все когнитивные функции языка науки: номинативная, репрезентативная, сигнификативная, оценочная и эвристическая.
Онтологические и гносеологические качества термина могут быть выведены из его происхождения, этимологии. Слово «terminus», или «termen», производно в латыни от корня «ter», означающего – перешагивать, достигать цели, которая находится по ту сторону границы. Первоначально эта граница мыслилась в вещественном выражении и слово «термин» именовало пограничный столб или камень, пограничный знак вообще. Сакральный смысл, который вкладывался индоевропейскими народами в межевые знаки, свидетельствует о том, что термин трактовался как хранитель границы культуры, ее предельное значение.
Собственно философское понимание слова «термин», отмечает Н.В. Блажевич, введено Аристотелем, который называл термином логическое подлежащее и логическое сказуемое суждения, субъект и предикат суждения.
Идея границы хорошо демонстрируется кругом Эйлера, заключающим в себе все элементы множества предметов, на которых сосредоточено внимание. Круг наглядно показывает границы объема понятия, обозначенного термином, опосредованно очерчивает содержание понятия, тем самым говорит о наличии отличительных признаков у выделенного множества предметов.
В грамматике языка науки выделяют следующие группы относительно самостоятельных правил:
1. Грамматические правила естественного языка;
2. Правила общенаучных языков:
а) нормы философского языка;
б) логические правила;
в) математические правила;
г) правила родового языка.
3. Правила соотношения специальных терминов:
а) собственные правила эмпирического языка;
б) собственные правила теоретического языка.
Понятно, что грамматика естественного языка сохраняется в любом научном языке (с учетом различия между математикой, естествознанием и социально-гуманитарными дисциплинами). В любом тексте соотношение терминов подчиняется логическим правилам. При построении концептуальных структур высокого уровня, в контексте фундаментальных законов, существующей картины мира, в лексику и грамматику языка науки с необходимостью вводится философская, общенаучная, междисциплинарная терминология и правила ее построения.
В той мере, в какой концептуальная структура науки связана с исследованием количественных структур, в языке этой науки находит место совокупность математических терминов и правил.
Важнейшими функциональными и структурными характеристиками языка науки, обеспечивающими его предназначение, являются правильность, точность, строгость, адекватность, компактность, емкость, активность, алгоритмичность и эвристичность.
По мнению Н.В. Блажевича, «основным свойством языка науки следует признать правильность, ибо через данное качество могут быть определены и другие универсалии языка науки».
Правильность в толковых словарях рассматривается через соответствие – эталону, норме, алгоритму и т.п.: если действие (практическое или теоретическое) полностью изоморфно эталону, тогда оно абсолютно правильно, если между ними нет соответствия, тогда действие неправильно. Разумеется, возможен вариант и относительной правильности.
Степень правильности оценивается как качественно, так и количественно. В этой модели правильного уместно, по Н.В. Блажевичу, употребление понятия точности как меры абсолютного соответствия действия эталону (правильности).
Под адекватностью языка понимается его способность описывать любые ситуации в сфере функционирования данного научного языка (наличные или возможные) – выражения, хранения и передачи информации. Тогда точность будет характеризовать формальную правильность языка (однозначность определения терминов, создание утверждений по заранее определенным правилам), адекватность же языка – содержательную правильность.
Понятие точности применимо для характеристики как формальной, так и содержательной правильности языка науки. При этом формальную правильность точнее называть строгостью.
Разумеется, в точности не может быть отказано и естественному языку, но в реализации познавательной функции науки мы имеем дело с особой стилистикой ясности, убедительности, доказательности, аргументированности, последовательности и т.д.
Компактность предполагает строгость языка (формальную правильность) и точное выражение информации, совмещающее максимальное сохранение смыслового содержания с минимальными языковыми средствами. Емкость же соотносится с адекватностью языка (содержательной правильностью) и состоит в выражении информации точно и в максимальном объеме.
Нетрудно заметить, что между компактностью и емкостью научного языка возникает противоречие, разрешаемое оптимизацией языка науки – сокращением количества знаково-символических средств (развитием компактности), уплотнением содержания, концентрацией знания (совершенствованием емкости).
Активность языка характеризует меру его воздействия на познание и практику как определенного способа деятельности с содержанием познания. Аккумуляция в языке элементов правильности, познавательного опыта прошлых поколений ученых расширяют когнитивные возможности языка науки. Непрерывное развитие науки с необходимостью преобразуют и научные языки. Один и тот же термин начинает употребляться с различной смысловой нагрузкой, выдвигаются новые концепции, создаются новые терминосистемы.
Язык науки воздействует и на процесс, и на результаты познавательной деятельности, на становление новых теорий и обоснование их достоверности. Оптимальность воздействия языка науки оценивается категорией оперативности, или алгоритмичности – преобразования мыслительной деятельности в знаковую реальность, способы и приемы, операции познавательной деятельности.
По результативности языка в научной практике судят о его эвристичности, способности правильно выражать алгоритмы практических и познавательных действий.
Ведущей тенденцией развития современной науки является все возрастающее взаимодействие и взаимовлияние естественных, социально-гуманитарных и технических наук. В межнаучном взаимодействии растут и крепнут междисциплинарные связи в сфере фундаментальных наук, связи между группами наук в комплексных исследованиях, интеграционные процессы под эгидой обобщающей теории, философских и общенаучных методов.
Все эти виды взаимодействия с необходимостью ведут к унификации терминологических систем разных научных дисциплин. Развитие научной мысли приводит к совершенствованию существующих научных языков, их сближению и возникновению новых языковых систем, аналогично тому, как в социально-исторической практике происходит непрерывное обогащение естественного языка.
Продолжающаяся специализация научного знания, все большая его разветвленность ведут к дифференциации научной терминологии. Она протекает преимущественно стихийно, но периодически сопровождается бурным ростом новых понятий и категорий. В итоге в каждой отдельной дисциплине складывается специфическая, относительно закрытая система понятий и соответствующая ей терминосистема, освоенная достаточно узким кругом научных работников. Далеко зашедшая дифференциация терминологии препятствует обмену научными достижениями, плодотворным научным контактам даже между учеными близкородственных дисциплин.
Отсюда проблема и потребность создания понятийно-категориального аппарата, объединяющего разные научные дисциплины, терминов, обозначаемых, определяемых и употребляемых единообразно. Унификация научных языков, выработка общего, взаимоприемлемого языка способствует эффективной коммуникации между учеными. Кроме того, унифицированные языковые средства позволяют определить место и роль каждой научной дисциплины в решении комплексных научных проблем. Унификация, совершаемая через систему философских категорий, вносит существенный вклад в создание единой научной картины мира.
Но, признавая саму возможность создания унифицированного языка науки, мы должны понимать, что этот процесс должен быть органичен развитию самой науки, внутренней логике междисциплинарного синтеза. Речь не идет об отказе от сознательного воздействия, управления программой создания единого языка науки. Оборотной стороной дифференциации с необходимостью выступает интеграция научного знания, требующая согласования и упорядочивания терминологии. Возникает необходимость методологической рефлексии (философской и общенаучной) по отношению к языковым процессам в науке, унификации через создание унифицированных семиотических средств и стандартизированных понятийных систем – информационно емких понятий с определенным инвариантным содержанием.
В формировании подобного языка важнейшую роль играют общенаучные понятия, выражающие концептуальное единство современного научного знания, тем самым универсальные системные черты природы, общества и мышления. Общенаучные понятия создаются разными путями, но в любом случае они являются следствием методологической интеграции научного знания. Так, возникая в частных науках, одни понятия («модель», «структура», «функция», «информация» и т.п.), постепенно увеличивая свой объем и расширяя сферу применения, охватывают смежные науки, потом родственные и, наконец, распространяются на более широкие предметные области. Другие понятия становятся общенаучными благодаря математизации частного знания – «симметрия», «изоморфизм», «гомоморфизм», «вероятность», «инвариантность», «алгоритм» и т.п. Наконец, важнейшим источником пополнения арсенала общенаучных категорий является философия. Закономерно реализуя свою интегративно-методологическую функцию, философия распространяет понятийную сетку на частнонаучное теоретическое знание – такова судьба натурфилософских категорий («атом», «система», «элемент», «гармония») и категорий диалектики («форма» и «содержание», «сущность» и «явление», «возможность» и «действительность», и т.д.).
Унификация научного языка всегда опосредована семантическим полем конкретной научной теории, поэтому смысл даже устоявшихся общенаучных понятий может значительно меняться в зависимости от концепции ученого или от специфики научной дисциплины. Отсюда методологическое требование к любому исследователю определять смысл и содержание используемых терминов в контексте разрабатываемой концепции.
В языке социально-гуманитарных наук возрастает удельный вес неартикулированных (явно не обозначенных) традиций культуры, мировоззрения и менталитета, подразумеваемых смыслов и значений. Как отмечает Л.А. Микешина, «гуманитарное знание… …складывается не только из совокупности истинных высказываний, но и из различного рода высказываний, характеризующихся критериями справедливости, добра, красоты…»


Введение

Логика и язык

Естественные языки

Искусственные языки

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Любая мысль в форме понятий, суждений или умозаключений с необходимостью облекается в материально-языковую оболочку и не существует вне языка. Выявить и исследовать логические структуры можно лишь путем анализа языковых выражений.

Язык - это знаковая система, которая выполняет функцию формирования, хранения, и передачи информации в процессе познания.

Язык - необходимое условие существования абстрактного мышления. Поэтому мышление является отличительной особенностью человека.

Исходным конструктивным компонентом языка выступают используемые в нем знаки.

Знак - это любой чувственно воспринимаемый (зрительно, на слух или иным способом) предмет, выступающий представителем другого предмета и носителем информации о последнем (знаки-образы: копии документов, отпечатки пальцев, фотоснимки; знаки-символы: нотные знаки, знаки азбуки Морзе, буквы в алфавите).

По своему происхождению языки бывают естественные и искусственные.

Цель работы: ознакомиться с разными видами языка в логике, понять их различия.

Задачи работы:

.Рассмотреть сущность языка логики;

.Определить структуру языка логики;

.Выявить отличия между естественным и искусственным языком.


Логика и язык


Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга. Труд способствовал выделению человека из среды животных, явился фундаментом в возникновении у людей сознания (в том числе мышления) и языка. Мышление неразрывно связано с языком. В ходе коллективной трудовой деятельности у людей возникла потребность в общении и передаче своих мыслей друг другу, без чего была невозможна сама организация коллективных трудовых процессов.

Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой (как, например, у глухонемых), речью внешней или внутренней, речью, выраженной с помощью естественного или искусственного языка.

Язык - это не только средство общения, но и важнейшая составная часть культуры всякого народа.

На базе естественных языков возникли искусственные языки науки. К ним принадлежат языки математики, символической логики, химии, физики, а также алгоритмические языки программирования для ЭВМ, которые получили широкое применение в современных вычислительных машинах и системах. Языками программирования называются знаковые системы, применяемые для описания процессов решения задач на ЭВМ. В настоящее время усиливается тенденция разработки принципов «общения» человека с ЭВМ на естественном языке, чтобы можно было пользоваться компьютерами без посредников-программистов.

При логическом анализе язык рассматривается как знаковая система.

Знак - это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Основные функции знака:

Выделение объектов, которые познаются;

Мысленное оперирование.

Основные характеристики знака:

1.Предметное значение - предмет, который обозначают знаком;

2.Смысловое значение - выраженная знаком характеристика предмета.

Виды знаков:

1.Знаки индексы - знаки, которые находятся в отношении причинно-следственной связи с обозначающим объектом;

2.Знаки образы - знаки, которые находятся в отношении подобия с обозначающим объектом;

.Знаки сигнала - знаки, которые извещают, что объект находится в определенной ситуации;

.Знаки символы - особые знаки, которые выступают в качестве средства общения и познания.

Среди знаков символов выделяются имена.

Имя - это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет. (Слова «обозначение», «именование», «название» рассматриваются как синонимы.) Предмет здесь понимается в весьма широком смысле: это вещи, свойства, отношения, процессы, явления и т. п. как природы, так и общественной жизни, психической деятельности людей, продуктов их воображения и результатов абстрактного мышления. Итак, имя всегда есть имя некоторого предмета. Хотя предметы изменчивы, текучи, в них сохраняется качественная определенность, которую и обозначает имя данного предмета.

Имена делятся на:

Простые (книга, снегирь);

Сложные или описательные (самый большой водопад в Канаде и США);

Собственные, т. е. имена отдельных людей, предметов или событий (П. И. Чайковский);

Общие (действующие вулканы).

Каждое имя имеет значение или смысл. Значением или смыслом имени является способ, которым имя обозначает предмет, т. е. информация о предмете, содержащаяся в имени.

Знаки подразделяются на языковые и неязыковые.

По происхождению языки бывают естественные и искусственные.

Естественные языки - это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.

Искусственные языки - это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, основной - языком-объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями.


2.Естественные языки


Естественные языки - это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры и неотделимы от истории народа, владеющего им.

Повседневные рассуждения обычно ведутся на естественном языке. Но такой язык развивался в интересах легкости общения, обмена мыслями в ущерб точности и ясности. Естественные языки обладают богатыми выразительными возможностями: с их помощью можно выразить любые знания (как обыденные, так и научные), эмоции, чувства.

Естественный язык выполняет две основные функции - репрезентативную и коммуникативную. Репрезентативная функция заключается в том, что язык является средством символического выражения или представления абстрактного содержания (знаний, понятий, мыслей и т. д.), доступного посредством мышления конкретным интеллектуальным субъектам. Коммуникативная функция выражается в том, что язык есть средство передачи или сообщения этого абстрактного содержании от одного интеллектуального субъекта к другому. Сами по себе буквы, слова, предложения (или иные символы, например иероглифы) и их совокупности образуют материальный базис, в котором реализуется материальная надстройка языка - совокупность правил построения букв, слов, предложений и других языковых символов, и лишь вместе с соответствующей надстройкой тот или иной материальный базис образует конкретный естественный язык.

Исходя из семантического статуса естественного языка можно отметить следующее:

1. Поскольку язык представляет собой совокупность определенных правил, реализующихся на тех или иных символах, ясно, что существует не один язык, а множество естественных языков. Материальный базис любого естественного языка является многомерным, т.е. разделяется на вербальные, зрительные, осязательные и другие разновидности символов. Все эти разновидности независимы друг от друга, однако в большинстве реально существующих языков они тесно связаны между собой, причем доминирующими являются вербальные символы. Обычно материальный базис естественного языка исследуется лишь в двух его измерениях - вербальном и зрительном (письменном). При этом зрительные символы рассматриваются как некий эквивалент соответствующих вербальных символов (исключение составляют лишь языки с иероглифической письменностью). С этой точки зрения допустимо говорить об одном и том же естественном языке, имеющем различные разновидности зрительных символов.

В силу различий в базисе и надстройке всякий конкретный естественный язык репрезентирует одно и то же абстрактное содержание уникальным, неповторимым образом. С другой стороны, в любом конкретном языке репрезентируется и такое абстрактное содержание, которое не репрезентируется в других языках (в тот или иной конкретный период их развития). Однако это не означает, что каждый конкретный язык имеет свою собственную, особую сферу абстрактного содержания и что эта сфера является частью самого языка. Сфера абстрактного содержания едина и универсальна для любых естественных языков. Именно поэтому возможен перевод с одного естественного языка на любой другой естественный язык, несмотря на то, что все языки обладают различными выразительными возможностями и находятся на разных стадиях своего развития. Для логики естественные языки представляют интерес не сами по себе, а лишь как средство репрезентации единой для всех языков сферы абстрактного содержания, как средство, позволяющее «увидеть» это содержание и его структуру. Т.е. объектом логического анализа является само абстрактное содержание как таковое, в то время как естественные языки являются лишь необходимым условием такого анализа.

Сфера абстрактного содержания представляет собой структурированную область четко различимых между собой объектов особого рода. Эти объекты образуют некую жесткую универсальную абстрактную структуру. Естественные языки репрезентируют не только те или иные элементы этой структуры, но и определенные целостные фрагменты ее. Любой естественный язык в какой-то степени действительно отражает структуру объективной реальности. Но это отображение носит поверхностный, неточный и противоречивый характер. Естественный язык формируется в процессе стихийного социального опыта. Его надстройка соответствует требованиям не чисто теоретической, а практической (преимущественно обыденной) деятельности человека и потому представляет собой конгломерат ограниченных и часто противоречивых правил.


.Искусственные языки


Искусственные языки - это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка.

Всякий искусственный язык имеет три уровня организации:

1.синтаксис - уровень структуры языка, где формируются и исследуются отношения между знаками, способы образования и преобразования знаковых систем;

.синематику, где исследуются отношения знака к его смыслу (значению, под которым понимается либо мысль, выражаемая знаком, либо объект, обозначаемый им);

.прагматику, где исследуются способы употребления знаков в данном сообществе, использующем искусственный язык.

Построение искусственного языка начинается с введения алфавита, т.е. набора символов, которыми обозначаются объект данной науки, и правил построения формул данного языка. Часть правильно построенных формул принимается за аксиомы. Таким образом, все знание, оформленное с помощью искусственного языка, приобретает аксиоматизированную форму, а вместе с нею доказательность и достоверность.

Искусственные языки различной степени строгости широко используются в современной науке и технике: химии, математике, теоретической физике, вычислительной технике, кибернетике, связи, стенографии.

Роль формализации естественного языка в научном познании и в логике в особенности:

Формализация дает возможность анализировать, уточнять, определять и разъяснять понятия. Многие понятия являются не подходящими для научного познания в силу их неопределенности, неоднозначности и неточности.

Формализация приобретает особую роль при анализе доказательств. Представление доказательства в виде последовательности формул, получаемых из исходных с помощью точно указанных правил преобразования, придает ему необходимую строгость и точность.

Формализация, основанная на построении искусственных логических языков, служит теоретическим фундаментом для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и другого знания.

Общепринятый в современной логике искусственный язык - это язык логики предикатов. Основными семантическими категориями языка являются: имена предметов, имена признаков, предложения.

Имена предметов - это отдельные словосочетания, обозначающие предметы. Каждое имя имеет двойное значение - предметное и смысловое. Предметное значение имени - это множество предметов, к которым относится имя Смысловое значение - это присущее предметам свойства, с помощью которых выделяют множество предметов.

Логический язык также имеет свой алфавит, включающий в себя определенный набор знаков (символов), логические связки. С помощью логического языка строится формализованная логическая система, называемая исчислением предикатов.

Искусственные языки также успешно используются логикой для точного теоретического и практического анализа мыслительных структур.

Предназначенный для логического анализа рассуждений, язык логики предикатов структурно отражает и точно следует за смысловыми характеристиками естественного языка. Основной смысловой категорией языка логики предикатов является понятие имени.

Алфавит языка логики предикатов включает следующие виды знаков (символов):

) а, b, с,... - символы для единичных (собственных или описательных) имен предметов; их называют предметными постоянными, или константами;

) х, y, z, ... - символы общих имен предметов, принимающие значения в той или другой области; их называют предметными переменными;

) Р1,Q1, R1,... - символы для предикатов, индексы над которыми выражают их местность; их называют предикатными переменными;

) р, q, r, ... - символы для высказываний, которые называют высказывательными, или пропозициональными переменными (от латинского рropositio - «высказывание»);

) - символы для количественной характеристики высказываний; их называют кванторами: - квантор общности; он символизирует выражения - все, каждый, всякий, всегда и т.п.; - квантор существования; он символизирует выражения - некоторый, иногда, бывает, встречается, существует и т.п.;

) логические связки:

Конъюнкция (союз «и»);

Дизъюнкция (союз «или»);

Импликация (союз «если..., то...»);

Эквиваленция, или двойная импликация (союз «если и только если..., то...»);

Отрицание («неверно, что...»).

Технические знаки языка: (,) - левая и правая скобки.

Других знаков данный алфавит не включает. Допустимые, т.е. имеющие смысл в языке логики предикатов выражения называются правильно построенными формулами - ППФ. Понятие ППФ вводится следующими определениями:

Всякая пропозициональная переменная - р, q, r, ... есть ППФ.

Всякая предикатная переменная, взятая с последовательностью предметных переменных или констант, число которых соответствует ее местности, является ППФ: А1 (х), А2 (х, у), А3(х, у, z), А" (х, у,..., n), где А1, А2, А3,..., Аn - знаки метаязыка для предикаторов.

Для всякой формулы с предметными переменными, в которой любая из переменных связывается квантором, выражения хА (х) и хА(х) также будут ППФ.

Если А и В - формулы (А и В - знаки метаязыка для выражения схем формул), то выражения:

А В,

А В,

А В,

А В,

также являются формулами.


Отличия естественного и искусственного языка


Естественный и искусственный языки противоположны друг другу. Чтобы убедиться в этом, отметим основные различия между ними.

Во-первых, они различаются по характеру возникновения. Естественный язык возникает стихийно, его никто специально не создает. Людям нужно общаться друг с другом, а без языка это невозможно. Вот и возникает язык, причем возникает естественно, без предварительного обдумывания. Напротив, искусственный язык сначала кто-то придумывает, и лишь потом он приступает к выполнению своей роли посредника в общении.

Из особенностей возникновения вытекает второе различие: у естественного языка нет конкретных авторов, а у искусственного хотя бы один такой автор обязательно есть. Возьмем для примера русский язык. Можно ли говорить, что его кто создал? Можно: его создал народ. Но при этом ни один представитель русского народа не может претендовать на авторство по отношению к своему языку. Этот язык создавали не какие-то конкретные авторы, а весь народ. Другое дело - искусственные языки. Мы можем не знать их конкретных авторов, как это, к примеру, имеет место в случае с древними шифрами, но то, что у каждого искусственного языка есть хотя бы один такой создатель, не вызывает сомнений. Иногда об авторе говорит имя искусственного языка. Яркий пример - язык, широко известный под названием "азбука Морзе".

В-третьих, естественный и искусственный языки различают по сфере применения: у первого она универсальная, а у второго - локальная. Универсальность применения естественного языка означает то, что он используется во всех без исключения видах деятельности. А вот искусственный язык применяется не везде. Это и означает локальный характер применения. Вернемся к языку Морзе. Где его используют? Как правило, там, где нужно передавать информацию с помощью электромагнитных волн.

В-четвертых, естественный и искусственный языки - это качественно разные системы. Первый из них - открытая система, т.е. система незавершенная и принципиально не завершаемая. Поскольку деятельность людей развивается, должен развиваться и их родной язык. Об открытом характере любого естественного языка как системы говорит наличие в нем таких выражений, которые являются исключениями из правил, но используются при этом наравне с правильными выражениями.

Другое дело - искусственный язык. В идеале это - закрытая (законченная, завершенная) система, в которой все идет строго по правилам, в которой нет каких-либо исключений из правил. Наличие хотя бы одного неправильного выражения считается крупным недостатком искусственного языка, и этот недостаток стараются как можно быстрее устранить.

знаковый язык логика


Заключение


Язык, как известно, представляет собой средство коммуникации, общения между людьми, с помощью которого они обмениваются друг с другом мыслями, информацией. Мысль находит свое выражение именно в языке, без такого выражения мысли одного человека оказываются недоступными другому. С помощью языка происходит познание различных объектов. Успех познания зависит от правильного употребления естественных и искусственных языков. Первые этапы познания связано с использованием естественного языка. Постепенное углубление в сущность объекта требует более точных систем исследования. Это приводит к созданию искусственных языков. Чем большей точностью обладает знание, тем более реальна возможность его практического использования. Таким образом, проблема развития искусственных языков науки не является чисто теоретической, она имеет определенное практическое содержание. Вместе с тем, домината естественного языка в познании бесспорна. Как бы ни был развит, абстрактен и формализован конкретный искусственный язык, он имеет своим источником определенный естественный язык и развивается по единым естественным законам языка.


Список литературы


1.Гетманова А.Д. Учебник по логике // Издатель: КноРус, 2011.

2.Бойко А.П. Логика: Учебное пособие // Издатель: М. Социум, 2006.

3.Жоль К.К. Логика: учебное пособие // Издатель: Юнити-Дана, 2012.

4.Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации: учебное пособие // Издатель: Юнити-Дана, 2012.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины

Итоговый тест по дисциплине

(выберите один или несколько правильных ответов)

1.Тождественны ли наука и философия?

Они тождественны в своих целях

2. Что такое философия?

Одна из форм познания окружающего мира

Форма общения между людьми

Теоретически выраженное мировоззрение

Наука о бытии человека

Форма культуры, предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире

3.Учение о «коллективном бессознательном», определявшем социальное поведение людей, развивал:

в) Адлер
г) Фромм

а) скептицизм

б) гностицизм

в) экзистенциализм

г) эклектицизм

д) эмпиризм

5. Согласно классической материалистической философии, понятие материи означает:

б) потенциальную возможность чего угодно;

в) совокупность физических тел, состоящих из вещественной субстанции и доступных восприятию

г) все, что имеет вес

д) все, что создал Бог

6. Понятие «элементарная частица» в современной науке более всего похоже:

а) на спинозовское понятие модуса

б) на лейбницевское понятие монады

в) на демокритовское понятие атома

г) ни на что в философии не похоже

д) на структурный элемент системы

7.Универсальным языком естественных наук считается:

а) логика

б) математика

в) философия

г) герменевтика

д) эксперимент

8.Два противоположных стиля мышления, известные с античности, называются:

а)платоновский и аристотелевский

б) материалистический и идеалистический

в) рациональный и иррациональный

г) правильный и неправильный

д) эмпирический и сократический

9.В качестве метода познания герменевтика была предназначена для:

а) всех наук;

б) естественных наук;

в) социальных и гуманитарных наук

г) для теологии и культурологии

д) исключительно для истории

10.Основной теоретический метод классической науки называется:

а) аналитико-синтетический метод;

б) риторика;

в) схоластика

г) аналогия

д) индукция

11.Философское учение о человеке по преимуществу рассматривает:

а) взаимные отношения духовного и телесного

б) отношения душевного и бездушного

в) отношения разумного и неодушевленного

г) отношения праворукости и леворукости

д) вопросы гражданского воспитания

12.В христианском миропонимании человеческое тело рисуется по преимуществу как:

а) самостоятельная сущность

б) носитель души

в) «двуногое и без перьев»

г) результат биологической эволюции

д) совокупность атомов

13.Мировоззрение, признающее существование Абсолютного идеального начала:



а) обыденное

б) философское

в) политическое

г) религиозное

д) научное

а) научный

б) обыденный

в) эмпирический

г) теоретический

ФИЛОСОФИЯ

Ф. И. О. студента ________________________________________________

1.Философская онтология есть учение:

а) о природе

б) о материи

в) о бытии

г) о сознании

д) о человеке

2.Философская метафизика есть:

а) учение о первоосновах бытия

б) учение о материи

в) учение о духе

г) механицистское представление природы

д) направление современной философии

3.Учение о «коллективном бессознательном», определявшем социальное поведение людей, развивал:

в) Адлер
г) Фромм

4. Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины

а) скептицизм

б) гностицизм

в)экзистенциализм

г) эклектицизм

д) эмпиризм

5. .Согласно классической материалистической философии, понятие материи означает:

б) потенциальную возможность чего угодно;

в) совокупность физических тел, состоящих из вещественной субстанции и доступных восприятию

г) все, что имеет вес

д) все, что создал Бог

6. Понятие «элементарная частица» в современной науке более всего похоже:

а) на спинозовское понятие модуса

б) на лейбницевское понятие монады

в) на демокритовское понятие атома

г) ни на что в философии не похоже

д) на структурный элемент системы

7. Универсальным языком естественных наук считается:

а) логика

б) математика

в) философия

г) герменевтика

д) эксперимент

8.Два противоположных стиля мышления, известные с античности, называются:

а)платоновский и аристотелевский

б) материалистический и идеалистический

в) рациональный и иррациональный

г) правильный и неправильный

д) эмпирический и сократический

9.В качестве метода познания герменевтика была предназначена для:

а) всех наук;

б) естественных наук;

в) социальных и гуманитарных наук

г) для теологии и культурологии

д) исключительно для истории

10.Основной теоретический метод классической науки называется:

а) аналитико-синтетический метод;

б) риторика;

в) схоластика

г) аналогия

д) индукция

11.Философское учение о человеке по преимуществу рассматривает:

а) взаимные отношения духовного и телесного

б) отношения душевного и бездушного

в) отношения разумного и неодушевленного

г) отношения праворукости и леворукости

д) вопросы гражданского воспитания

12.В христианском миропонимании человеческое тело рисуется по преимуществу как:

а) самостоятельная сущность

б) носитель души

в) «двуногое и без перьев»

г) результат биологической эволюции

д) совокупность атомов

13.Мировоззрение, признающее существование Абсолютного идеального начала:

а) обыденное

б) философское


в) политическое

г) религиозное

д) научное

14.Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека

а) научный

б) обыденный

в) эмпирический

г) теоретический

д) априорный

15.Суждение, обосновывающее идеалистическую философию

а) вещи соответствуют идеям

б) идеи соответствуют вещам

в) вещи и идеи не соответствуют друг другу

г) вещь соответствует форме

д) форма соответствует вещи

16.Один из основных законов гегелевской и марксистской диалектики:

а) закон тождества

б) закон сохранения энергии

в) закон единства и борьбы противоположностей

г) закон взаимосвязи содержания и формы

д) закон транзитивности равенства

17.В сферу общественных отношений входят:

а) взаимные отношения всех элементов общества

б) отношения индивидов между собой

в) отношение человека к природе

г) отношения с родными и близкими

д) отношения с друзьями

18.Гражданское общество представляет собой:

а) общество граждан, объединенных в государство

б) сферу внегосударственных отношений и структур

в) совокупность политических партий

г) объединение противников государственной власти

д) ассоциацию противников войн и военных конфликтов

19.Исторический прогресс характеризуется:

а) исключительно развитием производительных сил общества

б) исключительно развитием науки и техники

в) более или менее гармоничным развитием всех сфер и сторон жизни общества

г) постепенным отмиранием государства

д) ростом ВВП

20.Обществом модерна или Просвещения в современной философии называется:

а) развитие европейского общества в XVIII – первой половине XX в

б) современный этап мировой цивилизации

в) общество, ориентированное на образование и науку

г) общество всеобщего права на образование и просвещение

д) общество, объединяющее образованных людей.

Тематика рефератов:

Естествознание - это наука о природе как единой целостности, представляющая собой единую систему знаний, компоненты которой - естественные науки, тесно связаны и взаимообусловлены.

В настоящее время спектр научных исследований в естествознании необыкновенно широк. В систему естественных наук, помимо основных естественных наук: физики, химии, биологии, географии, геологии, астрономии, включают междисциплинарные науки, стоящие на стыке нескольких традиционных наук (биофизику, биохимию, геофизику, астрофизику, геохимию и т.д.) и даже науки, стоящие на стыке между естественными и гуманитарными дисциплинами, например, психологию.

Астрономия (от греч. astron -- звезда и nomos -- закон) означает - изучение звезд. Астрономия -- наука о строении и развитии космических тел и их систем. Эта классическая наука переживает в XX в. и в XXI в. свою вторую молодость в связи с бурным развитием техники (телескопов-рефлекторов, приемников излучения (антенн) и т.п.) наблюдений -- основного своего метода исследований. В астрономии исследуются радиоволны, свет, инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения и гамма-лучи. Астрономия делится на небесную механику, радиоастрономию, астрофизику и другие дисциплины.

Особое значение приобретает в настоящее время астрофизика - часть астрономии, изучающая физические и химические явления, происходящие в небесных телах, их системах и в космическом пространстве. Значение астрофизики определяется тем, что в настоящее время основное внимание в релятивистской космологии переносится на физику Вселенной, на изучение состояния вещества и физических процессов, идущих на разных, включая наиболее ранние, стадиях расширения Вселенной.

Одна из наиболее древних и фундаментальных наук -- физика. В буквальном переводе с греческого слово physis означает «природа». Стало быть, физика -- наука о природе.

Структура современной физики

Виды процессов

Движение (гравитация)

Тепловые процессы

Классическая механика

Термодинамика, синергетика

Квантовая механика

Физика элементарных частиц

Релятивистская физика

Астрофизика

Физика -- главная из естественных наук, поскольку она открывает истины о соотношении нескольких основных переменных, справедливые для всей Вселенной. Законы физики лежат в основании научного постижения действительности. Законы физики -- «кирпичики» познания. «Кирпичиками» познания законы физики являются не только потому, что в них используются некоторые основные и универсальные переменные и постоянные, действующие во всей Вселенной, но также и потому, что в науке действует принцип редукционизма, согласно которому все законы развития сложных уровней реальности должны быть сводимы к законам более простых уровней.

Для большинства людей представляет большую сложность разделить предметы исследования физики и химии. Физика -- наука о неживой природе. Но и химия тоже. Трудность здесь связана с тем, что химия изучает один из уровней организации материи, который находится между двумя уровнями, изучаемыми физикой. Физика исследует уровень макровещества, но она же изучает и атомы. Когда в XVII в. возникла химия, то предполагалось, что она будет изучать все то, что относится к микромиру. Атомная физика, однако, начав в XX в. исследовать процессы, протекающие в микромире, оставила и более глубокие уровни организации материи за физикой.

Химии пришлось довольствоваться единственным уровнем, которым она занималась изначально, -- молекулярным. Химия изучает процессы превращения молекул и воздействия на них внешних факторов (тепла, света, физических полей и т. п.). Химия изучает также связи между атомами, входящими в состав молекул (так называемые химические связи). Создание квантовой механики привело к развитию квантовой химии, в которой вводится представление об электронном облаке. Рентгеноструктурный анализ, спектроскопические методы и метод ядерного магнитного резонанса позволили в XX в. определить строение огромного числа молекул, что имело не только важное теоретическое, но и практическое значение.

Важной заслугой химии является то, что она показала большое значение структуры для свойств вещества и ее относительную самостоятельность. Большое значение в химии XX в. имело изучение катализаторов -- веществ, которые изменяют скорость реакций, но не входят в состав их конечного продукта. Катализаторы имеют огромное значение для процессов, происходящих в живых организмах. Примером катализаторов является хлорофилл -- соединение в живой ткани зеленого листа, благодаря которому происходит процесс фотосинтеза. Выдающимся достижением химии явилось то, что она открыла так называемые цепные реакции еще до того, как в физике был обнаружен радиоактивный распад.

Биохимия изучает химические реакции, происходящие в живых организмах, химический состав живых организмов и клеток. Эта промежуточная между биологией и химией наука получила развитие именно в XX в. Биохимия стремится объяснить функционирование живых тел на молекулярном уровне, поэтому говорят также о молекулярной биологии. Биохимия изучает роль химических элементов и веществ, таких как вода, в создании и функционировании живого. Биохимию называют химией живых организмов. Она является фундаментом для физиологии и выполняет объяснительную роль для всех биологических процессов. Биохимия изучает такие важные соединения, как аминокислоты и белки, макромолекулы которых содержат до 1000 аминокислот. Биогеохимия изучает распространение химических элементов по поверхности Земли под влиянием живых организмов. Это пример пограничной науки, которая состоит из трех наук -- биологии, химии и геологии. Основоположником биогеохимии стал выдающийся русский ученый XX в. В.И.Вернадский.

Биология рассматривает свойства живых систем, уровни их организации, дает систематику живой природы. В ней рассматриваются закономерности биологической эволюции, современное понимание сущности жизни и ее происхождения на Земле, излагаются с общих позиций основы генетики, генной инженерии и биоэтики. Особое внимание уделяется учению Вернадского о биосфере - глобальном уровне организации живой природы.

Генетика - область биологии, изучающая наследственность и изменчивость - универсальные свойства живых организмов, реализуемые при передаче генетической информации от родителей к потомкам.

В физиологии анализируются современные представления о взаимосвязи сознания и мозга, роли сознательного и бессознательного в жизни человека, а также о здоровье и работоспособности человека как комплексной научной и социально-практической проблеме.

Особая роль в естествознании принадлежит математике. Это обусловлена тем, что она является всеобщим универсальным языком для различных естественных наук, пронизывает все основные стадии современного естественнонаучного процесса познания, такие как: сбор и обработка количественной информации; формулировка законов в строгой математической форме; построение математического аппарата; моделирование природных процессов и явлений.

По мере своего развития естествознание, начиная с простого счета и всевозможных измерений, в дальнейшем использует все более совершенный математический арсенал высшей математики: дифференциальное и интегральное исчисление, дифференциальные уравнения, теорию вероятностей и математическую статистику и т.д. Математика - это тот цемент, который связывает воедино науки, входящие в естествознание и позволяет взглянуть на него как целостную науку.