Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Эмоции. Эмоции в психологии: что это такое, их функции Простые эмоции их определение

Эмоции. Эмоции в психологии: что это такое, их функции Простые эмоции их определение

"Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя". И. Польстер.

Люди часто путают ощущения с чувствами, а чувства с эмоциями. Спросите знакомых: "Как правильно сказать: я чувствую голод или ощущаю голод? Что такое обида: чувство или эмоция? А радость? ". Задав эти, казалось бы, простые вопросы, вы получите разнообразные и противоречивые ответы.

К сожалению, и в психологической литературе эти понятия часто смешивают. К моему большому удивлению, прочитав десятки книг классиков и современников, сотни журнальных статей, я так и не встретил целостной системы, чётко разграничивающей чувства, ощущения и эмоции и дающей ответы на их смысловые различия! Казалось бы, ничего страшного в этом нет, и не стоит цепляться к словам. Вроде бы нет насущной необходимости проводить чёткие и жёсткие границы между смыслами родственных слов. Но это только на первый взгляд. Ясное понимание смысла этих слов и их различий актуально для работы с чувственной сферой человека во всех видах психотерапии и крайне важно в таких направлениях, как гештальт, психосинтез и телесноориентированная психология.

Разграничение этих понятий и умение их дифференцировать позволяет определить место нарушения во взаимоотношении человека с собой и миром и целенаправленно с этим работать.

Ощущения — это процесс получения информации о свойствах предметов, явлений и о внутренних состояниях организма. Информация поступает к нам через зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат и кинестетику (сенсорная информация из мышц, сухожилий и связок). Можно сравнить ощущения с панелью приборов и датчиков в кабине пилота, которые показывают параметры полёта: высоту, скорость, температуру воздуха, уровень топлива, направление и силу ветра, наклон фюзеляжа, расстояние до других объектов и многое другое. Когда у меня болит горло, я ощущаю жар, недомогание и тяжесть в голове, и эти признаки говорят мне о том, что я заболеваю. Если человека лишить ощущений, то он не сможет ориентироваться в происходящем и ничего не сможет делать целенаправленно.

У чувств совсем другая функция. Если мы сравнивали ощущения с панелью приборов, показывающей параметры полёта, то чувства можно сравнить с личностной оценкой пилотом этих показаний. Хорошо помню, что заболевание накануне встречи с любимой девушкой вызывало у меня совсем другие чувства, чем тоже заболевание накануне контрольной по физике. Чувства — это процесс личностной оценки ситуации, который выполняет как сигнальную, так и организационно-направляющую функции. Они говорят об отношении человека к происходящему, показывают хорошо ему от этого или плохо. Таким образом, чувства играют двойную роль: это система сигналов благополучия или неблагополучия с одной стороны, и регулятор наших желаний и устремлений с другой. А если говорить языком гештальта, то чувство — это целостный сигнал об отношениях потребности человека и среды. Чувства могут нести в себе огромный энергетический потенциал, но даже в этом случае не стоит путать их с эмоциями. Эмоции — это внешнее выражение наших чувств, предъявление их окружающему миру. Это невербальный язык общения, который появился у наших далёких предков ещё много сотен тысяч лет назад. Он помогал понимать друг друга и успешно взаимодействовать ещё до появления членораздельной речи и вербальных коммуникаций. Даже высшие животные способны различать наши эмоциональные послания по тону голоса и выражению лица.

Таким образом, несмотря на то, что чувства несут в себе эмоциональную окраску и энергию, они превращаются в эмоции только тогда, когда человек начинает предъявлять их миру и людям. Как писал Лоуэн: "Чтобы избежать смешения этих понятий, надо отметить, что слово emotion предполагает деятельность (motion — движение и предлог e-наружу, вовне)" . (А. Лоуэн. Психология тела) Если же из-за силы переживания или неумения замечать свои чувства человек проскакивает сразу в область эмоций, не сумев осознать свои чувства, тогда говорят: "Нет чувств — одни эмоции"!

Резюмируя, можно сказать, что:

  • ощущения — это информация;
  • чувства — как я к этому отношусь (моя оценка);
  • эмоции — как на это реагирую, и что я этим выражаю (мои реакции и послания миру).

Взглянув на эти понятия с точки зрения выполняемых ими функций, легко увидеть их место на кривой цикла контакта. Их информационную, оценочную и контактинговую роль в процессе удовлетворения потребности трудно переоценить. Помню, как много лет назад, на одном из психологических тренингов меня поразил вопрос ведущего к одной из участниц группы, которую звали Настя: "Кому ты плачешь, и чего ты от этого хочешь ?". И её удивлённый ответ: "Никому и ничего, просто плачу и всё, я так часто делаю ". Позже удалось понять и её чувства, и адрес её эмоций, и то, какую потребность она пытается этим разрешить. Меня поразило, что эмоции — не бесконтрольная стихия, а наш выбор действия и разрешения потребности, что у эмоций есть адресат и конкретная цель. Осознает ли это плачущий человек — это уже другой вопрос.

Рассмотрим последовательность возникновения и проявления аффективной волны "ощущения — чувства — эмоции" на примере цикла удовлетворения потребности Б. Резника и Т. Барли:

I. Этап недифференцированности.

II. Этап формирования фигуры.

III. Этап фокусировки фигуры.

IV. Этап сканирования поля.

V. Этап разрешения потребности.

VI. Этап ассимиляции.

VII. Этап недифференцированности".

Возникновение ощущений, нарастание их интенсивности и формирование смутной фигуры потребности соответствует уровню ощущений. Фокусировка фигуры, идентификация ощущений и их оценка рождает чувства, сопровождающиеся сканированием поля на предмет удовлетворения потребности — уровень чувств. Выбор способа действия и разрешение потребности соответствует уровню эмоций. Затем следует вторая, контрольная волна — уровень приятных ощущений — этап разрешения. Отход и ассимиляция — уровень чувств (удовлетворения) и завершающих эмоций. Далее — временное затишье, когда поле не дифференцировано. К сожалению, так происходит далеко не всегда.

Часто нарушение цикла удовлетворения происходят из-за искажения восприятия ощущений, неправильной идентификации чувств и неосознанном предъявлении своих эмоциональных реакций. Ситуацию осложняют речевые шаблоны языка, как русского, так и языков романской группы. Возможно, по-другому обстоят дела на Востоке, но с уверенностью утверждать не могу. Мы говорим "органы чувств" вместо того, чтобы сказать: "органы ощущений"; мы говорим — "он выражает свои эмоции" — вместо того, чтобы сказать: "он выражает свои чувства", а о человеке с небогатой эмоциональной экспрессией мы говорим, что "у него мало чувств". Получается, мы изначально не понимаем роль ощущений, на их место ставим чувства, а на место чувств ставим эмоции.

Хочу повторить хорошо известное высказывание Польстера: "Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя" . (И. Польстер, М. Польстер. Интегративная гештальт-терапия)

Если искажения на уровне ощущений приводят к таким последствиям, что же происходит, когда идут искажения также на уровне чувств и эмоций? Ощущение голода и чувство одиночества, ощущение сексуального влечения и эмоция гнева. Научившись разграничивать эти понятия, клиент уже не спутает тревогу и голод, усталость и депрессию, влечение и любовь, уверенность и агрессию. Этот список можно продолжать до бесконечности, и вы можете сами вспомнить несколько наиболее ярких примеров из своей практики.

Для решения этих и подобных вопросов, как мне кажется, необходимо иметь:

  1. Навык дифференцирования ощущений, чувств и эмоций на основе их критериев.
  • Ощущения передают информацию о ситуации внутри и снаружи.
  • Чувства — это внутренние оценки, реакции и переживания.
  • Эмоции — это предъявление реакций и оценок миру.
  1. Навык замечания — осознавания моментов перехода ощущений в чувства, а чувств в эмоции, и наоборот.

Предлагаю несколько интересных упражнений, помогающих получить практические навыки осознания и дифференцирования.

  • "Список".

Составьте максимально большой список чувств, эмоций и ощущений. Не нужно стремиться сделать это за один раз. Лучше выполнять это упражнение в течение нескольких дней — пока не получится внушительный список, включающий 50-100 или даже более наименований.

  • "Сортировка".

Разбейте его на две-три колонки. Я намеренно не говорю, что их должно быть две или три. Это зависит от того, будут ли чувства и эмоции включены вами в один список, когда одно слово в зависимости от контекста может иметь разные значения, или же есть строго детерминированные слова. Например, куда бы вы отнесли негодование? Панику? А удовлетворение?

  • "Примерка".

Примерьте на себя каждое слово из списка — ощутив, прочувствовав или выразив его. Отметьте, что вам давалось легче, а что тяжелее. Есть ли в списке какие-то наименования, которые совсем не удалось представить и пережить? Ещё в течение дня полезно остановиться на минуту-другую и "поймать за хвост" проживаемую эмоцию, чувство или ощущение, осознав и идентифицировав "пойманного зверя". Определяйте силу и чёткость переживаемого, по 10-ти бальной, 100% или какой-либо иной удобной вам шкале.

  • "Маятник чувств".

Прислушайтесь к себе и осознайте ваше актуальное чувство в данный момент. Оставайтесь с ним некоторое время, а затем уйдите в область ощущений, связанных с этим чувством, замечая и осознавая место, силу, чёткость и другие параметры. Вернитесь в область чувств и посмотрите, какие новые оттенки возникли у чувства, или же оно изменилось совсем. А затем, оттолкнувшись от этого чувства, уйдите в область эмоций, замечая как вы их выражаете в движениях, жестах, мимике и интонации. Через некоторое время вернитесь снова в область чувств и осознайте, что вы чувствуете теперь, что изменилось и что появилось.

  • "Зона беспокойства".

Когда человека волнует какая-то проблема, вокруг неё возникает зона беспокойства из чувств, ощущений и эмоций. С одной стороны, в этой области все переживания сильнее и острее, а с другой — они менее ясные и устойчивые. Это напоминает комнату кривых зеркал, в которых человек искажается так, что выглядит то тощим гигантом, то широким карликом, то идущим вверх ногами, то растягивающимся вперёд как жевательная резинка. Ежедневно замечая — осознавая силу и определённость чувств, ощущений и эмоций в этой проблемной зоне, вы сможете отслеживать положительную динамику изменений как самой зоны, так и проблемы, которая её порождает. Работе со сферой, в которой улучшения идут медленнее, стоит уделить больше времени и сил.

Подводя итоги, отмечу, что понимание роли и места этих феноменов, а также умение их дифференцировать является важным условием для осознавания — замечания истинных чувств, ощущений и эмоций, которые помогут клиенту увидеть и восстановить нарушения контакта с актуальной потребностью. Они являются самым надёжным индикатором энергетических процессов, идущих в человеке при "возмущении" поля "организм — внешняя среда". Процессов с момента возникновения первых смутных ощущений до момента удовлетворения потребности и растворения её в окружающем фоне. Выражу уверенность, что, пока человек существует, любое нарушение в системе "Self" обязательно сопровождается большими или меньшими изменениями в чувственной сфере как через функцию "Id", так и через функцию "Personality". Если же убегать от распознавания и осознания, ожидая, что всё наладится автоматически, само по себе, то это приведёт к потере функции "Ego" как механизму оценки ситуации, выбору и принятию адаптивных решений.

Как писал Перлз: "Стремиться к максимально автоматическому функционированию и минимальной осведомлённости — осознаванию — это значит стремиться к смерти, прежде, чем она пришла" (Ф. Перлз, П.Гудмен, Р.Хефферлин. Практикум по гештальт-терапии).

Эмоции - почти самое важное в человеке и присущее только ему. Это психическое состояние, связанное с нервной системой, вызванное химическими изменениями, которые по-разному связаны с мыслями, чувствами, поведенческими реакциями и степенью удовольствия или неудовольствия.

В настоящее время нет точного научного определения. Эмоции часто переплетаются с настроением, темпераментом, личностью, характером и мотивацией. Они придают нашей жизни краску, описывая чувства грусти, радости, одиночества, веселья и другие.

Что такое эмоции - определение и значение

Эмоции человека - это психический процесс, который возникает в соответствии с происходящими ситуациям. Проявление эмоций может быть различной направленности, и имеют как негативную, так и позитивную окраску. Это зависит от субъективного оценочного мнения каждого человека

На простом языке эмоциями можно назвать возможность проявления переживаний в душе из-за какой-либо ситуации. В переводе с латинского это слово означает «волную» или «потрясаю».

Таким образом это некоторый процесс, при котором человек не находится в нейтральном состоянии: он оценивает ситуацию с неким чувством переживания.

Данное состояние настигает человека изнутри. Снаружи проявляются такие признаки как:

  • мимика;
  • жесты и положение тела;
  • голос;
  • общее поведение.

Например, вы поскользнулись на улице. В такой ситуации в голове человека мгновенно возникает множество мыслей: «Как скользко! Теперь у меня болит нога! Придется идти в травмпункт.

Почему я вообще живу в стране, в которой есть зима?!» После оценки произошедшего у Вас будет выбор: молча держать обиду и раздражение в себе, либо сорваться на какого-либо человека и притом не важно, знаете Вы его или нет. Благодаря эмоциям у нашей жизни появляется нечто особенное, мотивирующее жить.

Серые будни скрашиваются различными чувствами. Эмоции помогают нам жить. Без них человеческая жизнь была бы похожа на существование робота. Чувства и есть то, что отличает нас от других существ и предметов.

Эмоции и чувства чем отличаются друг от друга


Эмоции и чувства - это неотъемлемая часть личности. Благодаря эмоциям, люди могут отличать хорошее от плохого, создают потрясающие картины, песни, или рассказы. Эмоциональная насыщенность делает нашу жизнь разнообразной и интересной. Без эмоций и чувств, человек не сможет любить и сожалеть. Все наши чувства и эмоции иногда могут вызвать желание нерациональных поступков

Очень часто чувства и эмоции используются как синонимы. Отчасти это верно, но между данными определениям есть некоторые отличия:

  1. Эмоции, как правило, длятся небольшое количество времени. К примеру, вы купили машину, которую давно желали купить. Вы будете радоваться некоторое количество времени. Возможно, даже целый день. Но постепенно эмоция утихнет, и вы станете подключать фантазию и мечтать уже о другом. Если дело касается негативного ключа, например, если вам на ногу кто-то наступит, вы станете злиться, но вскоре сможете забыть про данный инцидент, так как серьезной угрозы вашему здоровью нет;
  2. Чувства же носят долгосрочный характер. Их также называют эмоциями, которые зарождаются в человеке длительный промежуток времени. К примеру, Вы можете проявлять эмоцию любви к своему ребенку с самого его рождения. Или же всю жизнь злиться на человека, разбившего Вам сердце. В данных случаях любовь и злость присутствуют в жизни человека очень долго, данный факт и делает их чувствами.

Эмоции могут становиться чувствами. Если говорить о спектре эмоций положительной направленности, то ничего плохого нет. Хроническая радость - не болезнь. Однако, когда люди долгое время хранят в себе негативные образы, они начинают разрушать себя изнутри, что очень вредит духовному и физическому состоянию человека.

Это может привести в апатии, депрессии. Это происходит вследствие того, что в какой-либо момент времени мы не дали эмоции выйти наружу. К примеру, если человека в школьном возрасте обижал одноклассник и он ничего ему не мог сделать, в глубине души у него отложатся не выплеснутые эмоции. Они заставят его вспоминать эту ситуацию снова и снова в своих мыслях, и он будет раздражаться сильнее.


Не стоит держать все свои эмоции внутри. Все что вы чувствуете обладает сильной энергией, которая способна навредить вашему здоровью. Чтобы этого не произошло, нужно проявлять свои эмоции. Проявляя свои чувства, помните, что от ваших действий могут пострадать ваши близкие или окружающие вас люди, поэтому старайтесь реагировать на ситуации в рамках принятого приличия

Эмоции обязательно нужно выводить наружу и не держать в себе, ведь отрицательные эмоции могут значительно испортить жизнь человека. Негативные эмоции, которые испытывает человек длительное время, могут спровоцировать депрессивное состояние. Сильный удар по нервной системе нанесет большой ущерб здоровью, и станет причиной эмоциональной нестабильности.

Зачем человеку нужны эмоции (основные функции эмоций)

Сигнальная. Пожалуй, самая главная функция. Ее суть - изъявить желание человека. Она помогает понять то, что человек хочет в данный момент времени. Благодаря ей, человек может выстраивать свои будущие шаги.

Мотивационно-регулирующая. Во многом схожа с сигнальной. Отличие ее в том, что она помогает выстроить план шагов на долгосрочную перспективу, в то время как сигнальная помогает принять решение немедленно в стрессовой ситуации.

Коммуникативная. Конечно, эмоции играют важную роль в общении. Благодаря им, мы можем видеть, в каком настроении находится наш собеседник. Мы сможем отчетливо видеть такие эмоции как грусть или гнев и, исходя из полученной информации, будем понимать, как выстроить общение.

Защитная. В некоторых ситуациях эмоции могут сохранить нас от каких-либо внешних воздействий. К примеру, страх и трусость уведут нас из опасного места и спасут нам жизнь и нервные клетки.

Эмоции во многом зависят от человека и его мыслей. Если он думает о позитивных вещах, то его не будут мучить негативные чувства. А если человек зациклен на плохом, то и все плохое, что происходит вокруг, он будет воспринимать на свой счет.

Почему человек испытывает эмоции


Эмоции возникают спонтанно, однако для их возникновения необходимы определенные факторы. Например, если человеку очень больно, тогда на его лице можно увидеть соответствующую мимику, кроме этого он может еще закричать. У каждого человека есть свой эмоциональный порог восприимчивости. Поэтому каждый человек по-разному реагирует на одинаковые ситуации

У нас, вероятно, есть эмоции, потому что они помогают нам выжить. Но они также могут свести нас с ума, когда слишком сильно управляют нами.

Есть и другая причина, по которой в нас развиты эмоции. Она заключается в том, что эмоции помогают строить отношения и связывать сообщества людей. Мы не смогли бы так хорошо координировать свои цели, если бы не любили, не боялись, не доверяли и не испытывали чувства гордости.

Человек предрасположен к тому, чтобы испытывать некоторые чувства, которые нужны не только для выживания и построения отношения, но и для повседневной жизни. Без эмоций мы бы жили как роботы. Работа была бы монотонной, как и вся жизнь. Эмоции же раскрашивают наш мир.

Какие виды эмоций бывают

Существует большое количество эмоций, благодаря которым у нас есть возможность лучше воспринимать наш мир. До недавнего времени ученые считали, что основных чувств всего 7. Однако недавние исследования доказали, что эмоций во много раз больше, около 27.

Глобально их делят на три части: положительные, нейтральные и отрицательные. По степени проявления они могут быть стеническими (проявляться очень активно) и нестеническими (почти не проявляться).

Несмотря на то, что в глобальном смысле всего 3, их подтипов намного больше:

  1. Базовые. Данные эмоции присущи каждому человеку. Они не зависят от пола, возраста, национальности. Все умеют грустить и быть веселыми;
  2. Вариативные. Обусловлены территориальным признаком;
  3. Врожденные. Эмоции, с которыми мы родились. К примеру, страх высоты;
  4. Приобретенные. Эмоции, которые мы приобретаем в течение жизни. К примеру, после автомобильной аварии, люди могут начать бояться ездить на личном транспорте;
  5. Элементарные. Нейтральные. В основном эмоции спокойствия;
  6. Составные. Являются комбинацией элементарных;
  7. Натуральные. Заложены в человеке природой
  8. Культурные. Эмоции, полученные в процессе обучения у своих родителей или наставников;
  9. Когнитивно простые. Такие эмоции мы испытываем вследствие мгновенных реакций на какой-либо раздражитель;
  10. Когнитивно сложные. В отличие от когнитивно простых, такие эмоции рождаются после глубокого осмысления произошедшего.

Благодаря расширенной системе классификаций наших функций, у нас есть много возможностей выражения эмоциональности.

Положительные эмоции

Как уже говорилось выше, эмоции могут быть негативными и позитивными. Большинству людей нравится чувствовать себя хорошо, а положительные эмоции помогают нам чувствовать себя в приподнятом настроении с большим комфортом. Для положительных эмоций обычно не нужна причина, мы чувствуем их непроизвольно.

Переживание таких эмоций, как счастье, волнение, радость, надежда и вдохновение, жизненно важно для всех, кто хочет вести счастливую и здоровую жизнь. К счастью, вам не нужно испытывать их все время, чтобы пожинать плоды положительных эмоций.

Эти моменты, часто мимолетные, могут быть тем, что сделает Вашу жизнь лучше и ярче. Помимо просто хорошего самочувствия, положительные эмоции также являются важной составляющей счастья. Более того, счастливые люди живут дольше и работают лучше.

Отрицательные эмоции

Отрицательные эмоции или аффекты - это переживание отрицательных эмоций, таких как гнев, разочарование, вина, нервозность и страх. Вызывать негативные эмоции у ваших знакомых, когда они бесятся от вашего поведения один из способов вывести их из себя.

Следовательно, важно научиться предотвращать негативное влияние на вас и вместо этого вызывать положительные эмоции. Для этого достаточно не быть раздражителем других людей и вести себя правильно в определенных ситуациях. Важно понимать, насколько Ваше поведение будет принято обществом в нужный момент времени.


Человек может маскировать свои эмоции в зависимости от ситуации, в которой он находится. В нашем обществе многие эмоции принято считать проявлением слабости, поэтому, люди часто скрывают свои эмоциональный переживания, и стараются улыбаться в те моменты, когда на душе нет никакой радости

Список всех эмоций (самые частые)

Среди всех известных эмоций человека, самыми сильными являются эмоции из списка ниже:

  1. Гнев. Кто-нибудь когда-нибудь говорил вам не делать то, что вы хотите? Как вы себя чувствуете? Ваша кровь начинает кипеть, ваша температура поднимается? Обычно так описывают гнев. Ваше тело реагирует на то, что происходит не по-вашему, и это попытка исправить данную ситуацию;
  2. Грусть. Если вы пропустите крайний срок, получите плохую оценку или не выполните работу, вы, вероятно, расстроитесь. Грусть случается, когда мы недовольны собой, нашими достижениями или поведением кого-то еще вокруг нас. Грусть может быть полезна для переживания, поскольку указывает на то, что мы увлечены чем-то. Она может быть отличным катализатором для достижения изменений;
  3. Радость - чувство восторга, счастья и, возможно, даже эйфории, часто воспринимаемое как внезапный всплеск из-за чего-то хорошего;
  4. Надежда - это чувство оптимизма и предвкушение позитивного будущего;
  5. Гордость - чувство одобрения себя и удовольствия в достижении, навыке.

Чтобы ваше эмоциональное состояние не навредило вам и вашему окружению, нужно научиться контролировать свои чувства и эмоции. Несмотря на то, что эмоции возникают сами по себе их вполне реально обуздать. В любой сложившейся ситуации, нужно трезво смотреть на обстоятельства, чтобы не допустить плохих последствий.


Список эмоций и чувств человека, поможет разобраться в своем внутреннем состоянии. При помощи этой таблицы можно разделить наши эмоции на определенные группы, чтобы понимать глубже свой внутренний мир и вовремя остановиться если ситуация выходит из-под контроля

Как научиться контролировать свои эмоции

Во избежание всплеска эмоций, стоит сделать несколько простейших шагов для успокоения своего взбушевавшегося духа и беспокойного ума. Когда ситуация минует, поверьте, вы скажете спасибо самому себе за то, что смогли удержать свои эмоции в узде и стать самому себе хозяином.

Полное управление собой эмоционально требует умственной дисциплины и жертв. Для тех, кто в первую очередь знаком со своим сентиментальным(чувствительным) опытом, управление эмоциями может стать одним из самых трудных аспектов жизни.

Каждый испытывает негативные и непродуктивные мысли, и большинство из нас могут вспомнить те, которые оставили нас в замешательстве, задаваясь вопросом, из какой альтернативной вселенной или реальности они произошли.

Вы не всегда можете контролировать сумасшедшие вещи, которые приходят вам в голову, но вы можете контролировать, как долго эта мысль остается неизменной, позволяете ли вы ей пустить корни, влиять на ваши чувства и, в конечном счете, диктовать свои действия. Хотя абсолютного контроля над чувствами иметь нельзя, вы можете проконтролировать их часть, путем замкнутого действия.

Путь замкнутого действие - явление, при котором человек зажимает чувства в себе на определенный срок. Например, лучше сдержать в себе гнев, если вы сидите в кабинете у начальника.


В зависимости от того какие эмоции испытывает человек. Внутренняя энергия в теле концентрируется в таком виде как показано на рисунке. Понимая это, можно направлять потоки этой энергетической заряженности в нужное русло и научиться контролировать себя в любой ситуации

Как нужно выражать эмоции

Многим людям трудно выразить свои эмоции. Некоторые люди чрезмерно выражают то, что они чувствуют, а другие не делятся совсем. Знание того, как точно выразить свои эмоции, поможет вам в личной, социальной и профессиональной жизни. Есть много теорий и техник, которые учат, как подавлять или контролировать эмоции. Было доказано, что этот подход на самом деле не эффективен.

Эмоции и чувства являются спонтанными и автоматическими, и должны ощущаться и выражаться. На научном уровне доказано, что их избегание и подавление может иметь негативные психологические последствия. Современные методы лечения, такие как принятие, приверженность и другие методы, такие как осознанность, могут помочь вам принять ваши чувства и узнать, как их восстановить.

Ваши эмоции являются частью вас, и о них нужно заботиться. Для правильного выражения эмоций обязательно нужно понимать, в какой ситуации Вы находитесь.

Нужно научиться распознавать чувства. Нужно видеть грань между местами, где можно вести себя без ограничений, а где обязательно нужно себя контролировать.


Стоит уделять особое внимание своему внутреннему состоянию. Чтобы правильно поступать и реагировать в определенных ситуациях, необходимо быть всегда спокойным. Если вы будете растеряны, то скорее всего, ситуация, в которой вы пребываете, очень быстро выйдет из-под контроля

Польза и вред эмоционального состояния

Порой эмоциональное состояние может привести к настоящей катастрофе. Так происходит из-за того, что всегда нужен баланс между негативными и позитивными эмоциями. Если вы будете слишком счастливы, почти до состояния эйфории, вы не сможете сконцентрироваться на работе или учебе и в последствие получите плохие результаты.

Данный факт называется компенсацией. Также вред мы получаем от негативных чувств, мы можем грустить настолько долго, что впадем в депрессию. Также мы можем извлечь и пользу из эмоционального состояния. Благодаря некоторым фактам, которые нас радуют, мы чувствуем себя увереннее и смелее.


Стоит относится очень серьезно к способности контролировать собственное эмоциональное состояние. Ведь уже давно доказано, что от перенасыщенных эмоций, могут возникать серьезные заболевания

Повреждение целостности вашей энергетической оболочки, открывает возможности для множества душевных и физических болезней. На ранних стадиях этого разрыва, можно без особого труда исправить эту ситуацию.

Вы можете к целителям, которые раскжут о вашей проблеме и помогут предотвратить дальнейшее разрушение энергетической оболочки.

Подведение итогов

Итак, эмоции – важный химический процесс внутри мозга человека, регулирующий психологическую часть его жизни.

Чувства помогают нам реагировать на какие-либо раздражители внешнего мира. Как правило, они сопровождаются какими-либо изменениями в организме. Их делят на несколько типов и у них много функций. Они скрашивают нашу жизнь и, без всякого сомнения, являются нашими внутренними ориентирами, помогающими выбрать нам верный шаг в какой-либо ситуации.

Людям нужно обязательно уважать свои эмоции и не держать их в себе, так как это может быть опасно, в связи с возможностью впасть в депрессию и получить другие психические заболевания.

Чем бы не занимался человек - всё вызывает у него определённое отношение, выражающееся в переживаниях: что-то нравится, а что-то вызывает недовольство, но трудно найти что-то полностью безразличное. Эмоции являются положительной ценностью, так как человеческая жизнь невозможна без переживаний. Люди, не проявляющие своих эмоций и чувств, очень сильно отличаются от окружающих и напоминают машину: они не могут радоваться, бояться, гневаться или любить. Именно отсутствие переживаний отличает биороботов от людей.

Эмоции - это пристрастное отношение человека к окружающему миру, к тому, что с ним происходит. Переживание этого отношения и есть эмоция или чувство. Эмоции выражают приятие или неприятие того, что происходит с человеком в данной ситуации.

Условия, предметы и явления, которые способствуют удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес и др. Ситуации, которые воспринимаются человеком как препятствующие удовлетворению потребностей, вызывают отрицательные эмоции: гнев, печаль, страх и др.

Эмоции - это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания , жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. (Шапарь В.Б Новейший психологический словарь).

Эмоции - это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия (неудовольствия).

Эмоции - особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний , отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей. (Гамезо М.В.)

Таким образом, необходимыми условиями возникновения эмоций являются:

Наличие потребностей,

Знания об особенностях данной ситуации с точки зрения возможности их удовлетворения.

Кора регулирует действия подкорки, поэтому человек сдерживает голод, социально неприемлемые порывы. Но если кора ослаблена (при опьянении, переутомлении и т.д.), то человек теряет возможность сдерживаться.

В 1950 г. Д. Олдз и П. Милнер в экспериментах на животных открыли центры удовольствия и центры страдания , а позднее центры голода, жажды и пр., что составило эмоциональную карту мозга. При этом центры страдания, будучи расположенными в разных частях мозга, образуют единую систему. Поэтому отрицательные эмоции переживаются довольно однообразно. Центры наслаждения такой системы не образуют и положительные эмоции переживаются более дифференцированно.

Таблица 2

Физиологические механизмы эмоций и чувств

Теории эмоций

Информационная теория П.В. Симонова : эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью её удовлетворения (при недостатке информации, необходимой для достижения цели); информированность человека о средствах удовлетворения потребности может снимать эмоции.

Когнитивная теория Л. Фестингера : положительные эмоции - если ожидания подтверждаются. Отрицательные - если ожидания не подтверждаются

Биологическая теория П.К. Анохина : положительные эмоции возникают, если результат действия совпадает или превышает ожидаемый результат. Несовпадение ведёт к беспокойству, поиску новых комбинаций, которые привели бы к положительным эмоциям.

Классификация видов эмоциональных явлений

Человек - наиболее эмоциональное существо. Он способен испытывать в разные периоды жизни десятки тысяч оттенков эмоций, но словарь человека ограничен 5-6 тысячью слов, которых недостаточно, чтобы выразить все эти оттенки. Единой классификации эмоций не существует. Представим наиболее распространённую в психологии классификацию (см. рис. 1).

Рис. 1. Виды эмоциональных явлений

В таблице 3 дадим определения указанным в классификации эмоциональным явлениям.

Таблица 3

Виды эмоциональных явлений

Понятие Определение понятия. Назначение эмоции
Чувственный тон - - это положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и др.) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению. Многие ощущения человека имеют определённую эмоциональную окраску. Мы не просто ощущаем какой-либо запах или вкус, а воспринимаем его как приятный или неприятный. Чувствуя тепло или холод, мы одновременно испытываем удовольствие или неудовольствие. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А.Н. Леонтьев назвал этот феномен «пристрастностью» отражения и считал его одной из существенных особенностей человеческого познания.
Эмоции базовые - - это эмоции, носящие ситуативный характер, выражающие оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Они кратковременны, достаточно сильно выражены, причины возникновения человеком достаточно хорошо осознаются. Эти эмоции хорошо изучены и среди них выделены 10 основных (К. Изард). Каждая базовая эмоция лежит в основе целого спектра состояний. Почти все из них читаются по мимике лица.
Радость - - положительное эмоциональное переживание, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Служит для установления контактов с людьми, сохранения в памяти полезных мыслей и действий, устранения негативного воздействия отрицательных эмоций.
Удивление - - не имеющая чётко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Служит для погашения существующей активности нервной системы и для подготовки организма к активности в новой ситуации.
Интерес - - эмоциональная реакция на новое, источник мотивов научения и творчества.
Печаль (горе, страдание)- - эмоциональный сигнал невозможности удовлетворить жизненно важные потребности. Проявляется в прикованности мысли к объекту печали, слезах, горечи во рту. Печаль замедляет темп жизни, даёт возможность оглянуться, увидеть перспективу и в этом смысле является адекватным состоянием.
Гнев - - эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для человека потребности (боль, ограничение свободы, физические воздействия и т.д.). Гнев обеспечивает мобилизацию всех сил организма для борьбы.
Страх - - отрицательная эмоция, проявляющаяся при получении человеком информации о реальной или воображаемой опасности; эмоциональная реакция на опасность . Страх - способ активности и защиты от сильных потрясений.
Отвращение - - отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками человека. В эволюции возникло как защита от отравления.
Презрение - - отрицательная эмоция, возникающая в межличностных отношениях и порождаемая рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта переживаний. Презрение - это отвержение другого человека.
Стыд - - социальная эмоция, которая выражает осознание субъектом несоответствия своих поступков, мыслей, внешности ожиданиям других людей и собственным представлениям. Переживание стыда - показатель осуждения своих поступков и стремления исправить их.
Вина - - эмоция, возникающая при нарушении моральных и этических норм . Без принятия личностью общественных норм не возникает. Вина выражает осуждение человеком своего поступка и себя, сопровождается снижением самооценки, раскаянием и стремлением исправиться. Переживание эмоции вины похоже на переживание стыда.
Настроение -

- устойчивое, слабо выраженное, сравнительно продолжительное переживание, которое окрашивает поведение и деятельность человека в течение значительного времени. Причины далеко не всегда ясны переживающему их человеку, но они всегда есть и могут быть определены. Настроение зависит от здоровья, самооценки, уровня притязаний, характера и др. Оно является эмоциональной реакцией не на непосредственные воздействия тех или иных событий, а на их значение в жизни человека в контексте его жизненных планов, интересов и ожиданий. Настроение - это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства. Может быть радостным и грустным, весёлым и угнетённым, бодрым и подавленным, спокойным и раздражённым. Оно указывает на то, что человек настроен, готов реагировать определённым образом.

С.Л. Рубинштейн считал, что, 1) оно не предметно, а личностно; 2) это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние. Другие люди, их отношение, их внимание, забота, даже просто выражение лица формируют настроение человека. Часто повторяясь, настроение может стать устойчивой чертой личности (пессимисты и оптимисты). Чем старше человек - тем более устойчивым, постоянным становится его настроение. Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение человека: может стимулировать или подавлять его деятельность. При преобладании положительного настроения человек легко переживает временные неудачи и огорчения. Следовательно, важно уметь управлять своим настроением (через рефлексию, самопознание, самоанализ, овладение средствами психической саморегуляции).

Аффект -

- эмоциональное переживание, возникающее внезапно, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Возникает в экстремальных условиях, когда человек не видит конструктивного выхода из уже возникшей ситуации. Причина аффекта - чаще всего конфликт между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшие побуждения. При аффекте объём сознания сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией, а также происходит мобилизация всех сил организма. Формы его проявления - гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние или ступор, скованность. Аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже обмороком, так как чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением, эмоциональным шоком.

Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить эпизоды вызвавшего аффект события, либо событие в целом (полная амнезия ). Выражение эмоций в форме аффекта не желательно. За исключением редких случаев развития патологического аффекта, сопровождающегося глубоким помрачением сознания, человек ответственен за свои действия, совершённые в состоянии аффекта. Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, он имеет определённые этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то вначале это может сделать любой нормальный человек.

Конечно, это требует огромных волевых усилий, тем более значительных, чем в большей степени развилось аффективное состояние. Здесь самое главное - отсрочить наступление аффекта, «затушить» вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением. Существуют специальные приёмы, которые помогают человеку справиться с сильной эмоцией и не допустить её превращения в аффект. Для этого рекомендуется вовремя заметить и осознать нежелательную эмоцию, проанализировать её истоки, сбросить мышечный зажим и расслабиться с помощью следующих приёмов: глубоко и ритмично дышать; привлечь заранее заготовленный «дежурный образ» приятного события в своей жизни; попытаться посмотреть на себя со стороны, развести само переживание от предмета, «вызвавшего его» и др. Таким образом, аффекта можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, развития нравственных качеств личности. Почти все пережитые аффекты запоминаются.

Их влияние на психику столь велико, что часто даже воспоминание вызывает реакцию следового аффекта . Человек в своей памяти как бы заново его переживает. Изучив механизм следового аффекта, А.Р. Лурия в начале 1930-х гг. создал первый детектор лжи. Его действие было основано на том, что при назывании слов, связанных с пережитым аффектом, человек неосознанно проявляет комплекс вегетативных и двигательных реакций. Первоначально детектор лжи использовался при ответах на вопросы в процессе допроса обвиняемых и свидетелей. Сейчас в отечественной криминалистике он не применяется, во-первых, по этическим мотивам, во-вторых, из-за возможности получить недостоверную информацию, т.е. однотипное изменение вегетативных показателей происходит при разных эмоциях.

Стресс - Физиологический стресс - Информационный стресс - Эмоциональный стресс - Депрессия -

- нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным экстремальным воздействием; состояние необходимой тотальной мобилизации сил организма и психической деятельности на поиск выхода из очень трудного, опасного положения (Еникеев М.И.). - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней (Г. Селье). С помощью стресса организм целиком мобилизует себя для приспособления к ситуации, с которой не справиться обычными средствами. Стресс - естественная часть человеческой жизни, не всякий стресс вреден.

Стресс, по утверждению Ганса Селье (1907-1982), канадского биолога, врача и психолога, есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (адаптационный синдром).

Проявляется в несвязности речи, растерянности, нарушении памяти и пр. Протекает в три этапа (Г. Селье ):

1) тревога - мобилизация всех защитных сил организма для приспособления к ситуации, с которой не справиться обычными средствами (эустресс). Это проявляется в интенсификации работы внутренних органов, в улучшении показателей объёма и устойчивости внимания, повышении работоспособности. Человек внутренне готов к преодолению препятствий, для него характерна вера в успех. Но уже на этом этапе повышенное возбуждение из центров головного мозга распространяется на периферические отделы и внутренние органы; 2) стабилизация - ситуация закрепляется, идёт перерасход адаптационных сил (дистресс). Все системы организма, выведенные из равновесия, начинают функционировать на предельном уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, всё как будто налаживается, но внутренне идёт перерасход адаптационных резервов. Если действие стрессовых факторов продолжается, наступает третья стадия; 3) истощение , в результате наступает ухудшение самочувствия, заболевание (нервное или соматическое ) и даже смерть.

Особенностью стресса является то, что человек реагирует не только на опасность или реальное ухудшение ситуации, но и на угрозу этого. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации потери работы или развода супругов, но и при боязни лишиться работы или в тревожном ожидании разрыва брачных отношений. Поведение в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения. Если он длиться долго - возникают серьёзные проблемы.

Люди по-разному переживают стресс (стресс льва (опасность подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно; повышается активность, мобилизуются силы, растёт эффективность деятельности) или стресс кролика (может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, имеют место пассивность и общее торможение)). Ни одному человеку не удаётся жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжёлые жизненные потери, конфликты, напряжение при выполнении тяжёлой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми .

По виду стрессора и характера его влияния различают стресс физиологический и психологический. - реакция организма на угрожающую ситуацию (боль, потеря крови, нарушение дыхания и пр.). Психологический стресс подразделяют на информационный и эмоциональный. - вид стресса, возникающий в ситуации значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе (особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений).

Для этого вида стресса является характерным снижение объёма и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, увеличение количества ошибок и неправильных решений, мышление становится спутанным, неспособным оценивать существующие условия или прогнозировать результаты. - вид стресса (Р. Лазарус), возникающий при эмоциональных перегрузках человека; возникновение его большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, обиды, опасности и др. Последствиями данного вида стресса является следующее. Увеличивается напряжение, тревога, беспокойство. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон.

Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, общительные - угрюмыми и замкнутыми. Жизненные цели могут быть оставлены, увлечения заброшены. Возможно появление депрессии, ощущения беспомощности либо эмоциональных взрывов. Ответственность за происходящее часто возлагается на других людей. Возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства. - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы (снижением или полным отсутствием интереса к окружающему миру и др.), когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.

Пути снижения психотравматического воздействия стрессовых ситуаций:

1) рационализация надвигающегося отрицательного события, его всесторонний анализ, снижение степени его неопределённости, вживание в него, предварительное примыкание к нему, устранение эффекта внезапности; 2) обесценивание, снижение значения стрессовой ситуации; 3) предельное мысленное усиление возможных отрицательных последствий предстоящих событий (реальность может оказаться легче ожидаемых кризисных ситуаций).

Эмоциональное выгорание -

- психическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи; проявляется в эмоциональном и/или физическом опустошении: ощущении эмоционального напряжения и чувстве опустошённости; при этом возникает равнодушное и даже негативное отношение к людям, обслуживаемым по роду работы, следствиями чего являются раздражительность и конфликтность. Эмоциональное выгорание приводит также к снижению продуктивности труда, самооценки своей компетентности , росту недовольства собой и негативному отношению к себе как личности.

Причины : монотонность и однообразность работы, неадекватное руководство, отсутствие условий для карьерного и профессионального роста, профессиональное несоответствие, социально-психологическая дезадаптация и др. Внутренние условия, влияющие на возникновение эмоционального выгорания: акцентуации характера определённого типа, высокая тревожность, высокая агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний и др. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как стресс, приводит к психосоматическим нарушениям. Средства предупреждения: оптимизация условий труда, психологическая коррекция эмоциональных нарушений на ранних стадиях и др.

Тревога - - состояние неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределённого беспокойства.
Тревожность - - склонность человека к переживанию тревоги, состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора; достаточно устойчивое свойство личности.
Паника - - мотивационное психическое состояние, связанное с проявлением массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающего в процессе взаимного заражения ими.
Фрустрация -

- крайне эмоционально напряжённое негативное состояние, связанное с возникновением непреодолимого для данной личности препятствия в достижении значимой для неё цели. (Еникеев М.И.) В случае неустранимости причин фрустрации может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п.). Проявляется в невыносимо тягостном, гнетущем психическом напряжении, в чувстве отчаяния, безысходности, крайней агрессивности в отношении фрустратора. Глубина зависит от значимости блокируемой цели и её близости.

Могут иметь место также неврозы и деформации характера: устойчивая неуверенность в себе, заниженность самооценки и уровня притязаний, ригидность (неспособность изменять программы поведения). Труднопреодолимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому он ищет какие-то компенсирующие выходы, уходит в мир грёз, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует). Устойчивость человека к фрустраторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента , опыта взаимодействия с такими факторами. Что же делать? Вести себя рационально, снизить уровень притязаний, смириться с трудностями и т.п.

Эйфория - - психическое состояние (настроение), которое характеризуется беспечностью, безмятежностью, благодушием, беззаботностью и в то же время безразличным отношением к серьёзным сторонам и явлениям жизни. Эйфорию вызывают алкоголь, наркотики, зрители для артистов и пр.

Чувства - это самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека, формируется в условиях его жизни в обществе.

Высшие чувства - особая форма переживаний, связанная с более сложными духовными потребностями, в которых заключено всё богатство подлинно человеческих отношений. Объектами этих чувств являются отдельные люди, группы людей, предметы культуры, произведения искусства и литературы. Воспитание высших чувств носит культурно-исторический характер, связано с осознанием и принятием общечеловеческих ценностей, знанием национальных особенностей, народных традиций и ритуалов (МГПУ).

Виды высших чувств

В зависимости от характера отношений человека к различным объектам социальной действительности выделены следующие основные виды высших чувств:

Чувства моральные (нравственные) - переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам общежития. Возникают при сравнении явлений действительности с общественными нормами после их принятия.

Чувства интеллектуальные - чувства, связанные с познавательной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности.

Чувства эстетические - своеобразная окраска ощущений, характеризующих наше отношение к отдельным качествам предмета.

Чувства практические - чувства, связанные с практической деятельностью человека.

В таблице 4 приведены примеры высших чувств.

Таблица 4

Примеры высших чувств

Нравственные Интеллектуальные Эстетические Практические
Любовь, Товарищество, Патриотизм, Чувство долга, Честь, Дружба, Добро-желательность, Гуманность, Сочувствие, Нежность, Жалость, Симпатия, Стыд, Муки совести, Ненависть, Трусость, Эгоизм, Вражда, Зависть, Злорадство, Жестокость и др. Жажда знаний, Любознательность, Любопытство, Чувство интереса, Чувство любви к истине, Чувство удивления, Радость открытия истины, Чувство удовлетворения от интеллектуальной деятельности, Сомнения в правильности решения, Уверенность в правильности доказательства, Чувство юмора, Ирония, Сарказм. Переживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусстве, человеке и др. Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического Эстетическое наслаждение и др. Досада, Удовольствие, Творческий подъём, Трудолюбие, Чувство увлечённости работой, Приятная усталость, Удовлетворённость от выполненного дела и др.

Мораль - учение о добродетелях, которые позволяют человеку стать счастливым; это должное отношение, поведение в обществе; сфера должного , исходя из позиций добра и зла. Нравственность - сфера сущего, как конкретно реализует человек моральные нормы, это конкретное поведение конкретных людей. Нравственная культура личности - показатель того, насколько глубоко и органично гуманистические нормы, принципы, ценности морали воплощаются в её реальных поступках. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества, в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей политики и т.д.

Любовь матери к своему ребёнку - высшее чувство, не зависящее от настроения или от того, какую отметку он получил. Мать может рассердиться на ребёнка, быть недовольной его поведением, наказать, но всё это не влияет на её чувство, которое остаётся сильным и относительно стабильным.

То, какие моральные (нравственные) чувства присущи человеку, во многом зависит от условий его жизни в обществе, взаимоотношений с другими людьми, воспитания. Эти факторы определяют место духовных потребностей и ценностно-смысловых установок в структуре направленности личности. Например, чувство любви к Родине складывается, когда понятие «Родина» наполняется личностным смыслом. Для этого важно знать историю своей страны, её достопримечательности, памятники культуры, знакомиться с выдающимися произведениями искусства, принимать активное участие в общественной и культурной жизни.

Нравственные чувства носят действенный характер. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и поступков. Важно, чтобы соблюдение требований и правил общественной морали стало для человека жизненной потребностью. Нарушение этих требований и правил должно вызывать моральную неудовлетворённость, переживание обиды, стыда, гнева.

Стили любви по Ли (Андреева, Семейная психология):

- « Эрос» - любовь с первого взгляда интенсивные взаимоотношения.

- «Людус» - любовь - игра.

- «Сторге» - любовь - привязанность или дружба, с медленным развитием и длительными обязательствами.

- «Прагма» - любовь по расчету, совместимость с партнером и наличие обязательств с его стороны.

- «Агапэ» - альтруистическая любовь.

- «Маниа» - собственническая любовь, зависимость от партнера и неуверенность в себе.

Мы злимся на коллег за то, что они отлынивают от работы и взваливают на нас дополнительные задачи... Мы испытываем большую радость, когда видим чистое небо и яркое солнышко... Мы гордимся своими детьми, любим родителей, грустим за школьными годами... Все эти переживания - эмоции и чувства. В психологии они рассматриваются всегда как две половинки одного целого, так как взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.

Сущность эмоций

Определение данного понятия даёт практическая психология. Эмоции человека - это его внутренние переживания по отношению к тому или иному человеку, предмету, явлению или действию. Они могут быть окрашены в позитивные или негативные тона. Обычно тесно связаны с внутренними потребностями индивида, поэтому психологическое состояние, называющееся эмоциями, возникает у человека в зависимости от того, насколько хорошо или плохо удовлетворены его нужды, соблюдены интересы. Например, мы можем испытывать гнев, если нас обижают, то есть ущемляют наше "я", идут вразрез с нашими желаниями, ведь мы всегда ждём похвалы.

Объяснить, что такое эмоции и чувства в психологии, кратко не получается. Так как они охватывают очень широкий спектр жизни, деятельности, человеческих отношений. Только самих эмоций может быть сотни, причём каждая из них окрашена в новые оттенки, значит, и характеризуется всегда по-другому. Например, удовольствие. Это ощущение всегда бывает разным: если мы получаем его от работы, то оно с примесью чувства гордости; если от хобби, то тут отмечается налёт релаксации и лёгкости; от общения с подругой - близость и доверие. Одним словом, каждая эмоция всегда выглядит по-новому в зависимости от конкретной ситуации.

Чувства: чем они отличаются от эмоций

Часто эти два явления путают. И это неудивительно: они очень похожи, часто даже идентичны. Несмотря на это, различия всё-таки существуют. Чем же отличаются эмоции и чувства человека? Психология характеризует первые как временное состояние, возникшее в виде ответной реакции на события, происходящие в данный момент. Эмоции ситуативные: если мы хотим есть, то испытываем голод. Но стоит нам перекусить, как потребность и связанная с ней эмоция исчезают. Всё зависит от конкретных обстоятельств, времени, места и даже компании людей.

Чувства же, наоборот, вторичны. Они основаны на эмоциях, только время их действия более длительное. Например, вы испытываете временную симпатию при знакомстве с молодым человеком. Это эмоция. Через какое-то время она трансформируется и перевоплощается в любовь, которая уже является чувством. Оно уже не зависит от перемены ситуации и будет сопутствовать нам всю жизнь (или какой-то отрезок жизненного пути). Эмоции и чувства в психологии разделяет тонкая грань, часто мы долго не можем понять, что именно испытываем и ощущаем.

Демонстрация эмоций и чувств

Итак, с характеристикой этих двух явлений мы разобрались. Теперь давайте определим, как проявляются эмоции и чувства. В психологии первые всегда осознанны, но могут быть и латентными. Например, мы злимся на супругу за то, что она не успела приготовить ужин. Мы ясно понимаем, что гневаемся, но тем не менее скрываем свою эмоцию: не хотим портить себе нервы после тяжёлого рабочего дня, избегаем распространять негатив в присутствии детей или сами провинились по какой-либо причине. Взрослые люди привыкли маскировать свои истинные ощущения, чтобы не обидеть, не разочаровать других людей, не потерять их доверие и так далее. Что касается проявления эмоций, то обычно мы это делаем путём крика, плача, смеха, жестикуляций или движений. Если же они латентные, то выдаём себя мимикой или интонацией голоса.

Если индивид легко может объяснить, почему испытывает ту или иную эмоцию, то чувства нельзя описать словами. Часто мы сами не понимаем, за что любим того или иного человека. Чувства мы не всегда умеем скрывать, так как они находятся глубоко в сердце: не мы влияем на них, а они на нас. Демонстрируем с помощью поступков, выражения лица, вербальных знаков.

Основные виды

Чтобы легче понять разницу между этими двумя понятиями, нужно их классифицировать. Как утверждает общая психология, эмоции и чувства могут быть позитивными, негативными и нейтральными. Человек проявляет их в зависимости от жизненной ситуации. Например, к положительным эмоциям можно отнести радость, удовольствие, восторг, блаженство, к негативным - страх, грусть, печаль, горе, отчаянье, тревогу, к нейтральным - удивление, безразличие, любопытство. Что касается чувств, то положительными являются любовь, счастье, ответственность, к отрицательным относят ненависть, отчуждённость. Нейтральные тяжело выделить, так как человек обычно принимает ту или иную сторону, узеньким мостком между которыми служит только одно равнодушие.

Кроме того, чувства бывают:

  1. Нравственными или моральными. Возникают как взаимоотношение общественных правил и поведения человека. Имеют социальный характер, бывают позитивными и негативными: патриотизм, дружба, презрение, неуважение.
  2. Интеллектуальными. Основаны на познавательной деятельности. Например, самоудовлетворение, разочарование.
  3. Эстетическими. Умение создавать или воспринимать прекрасное.

Каждое чувство и эмоция легко переходят из одной категории в другую, так как способны трансформироваться и полностью менять свой "окрас".

Что формирует чувства и эмоции

Отправную точку человеческих реакций трудно определить. Поэтому часто остаются загадкой причины, по которым возникли эмоции и чувства. В психологии картинки, показанные разным людям во время эксперимента, провоцируют и разное поведение. Например, демонстрируя подопытным участникам фотографию с изображением огня, учёные видят абсолютно разную реакцию: у одних пламя вызывает раздражение, у других - страх, у третьих - ощущение тепла. Жизненный опыт, полученные знания формируют наше отношение к тому или иному явлению. Понятно, если мы пережили пожар или получили сильный ожог, то созерцание огня ни с чем радостным ассоциироваться не может.

Так как чувства и эмоции - явление социальное, то они возникают в процессе жизни. Мы приобретаем их, общаясь с родителями, друзьями, коллегами, читая литературу, просматривая кино. Уже в раннем детстве нам внушают, что хорошо, а что плохо. И если ты не испытываешь нежных чувств к тому или иному предмету, тебя считают странным или эгоистичным. Например, ещё в школе нам вбивают в голову чувство долга и любви к Родине. Но если человек не приемлет насилие и отказывается идти на войну, чтоб защитить страну от врага, его сразу называют не патриотом, жалким трусом и предателем.

Врождённые чувства и эмоции

Не все наши ощущения формируются под влиянием общества, некоторые мы впитываем с молоком матери. Врождённые эмоции и чувства в психологии - это те, которые возникают у младенца сразу после его появления на свет. Их очень мало, и граница между ними и приобретёнными достаточно размытая. Многие психологи утверждают, что интерес, возбуждение, радость, удивление, испуг, злость, отвращение заложены уже в генах. Остальным чувствам человека научили ему подобные. Но тут можно поспорить. Рассмотрим, например, испуг. Нельзя сказать, что младенец сразу всего боится. Скорее всего, он приобретает это чувство в зависимости от жизненных ситуаций: раскаты грома, лай собаки, отсутствие матери. С другой стороны, возможно, малыш уже при рождении склонен пугаться, просто определённый случай активирует эту эмоцию.

Эмоции и чувства наполняют нашу жизнь смыслом, окрашивают серые будни в яркие краски. Конечно, хотелось бы испытывать только положительные ощущения. Но, согласитесь, что без плохих нам также не обойтись. Ведь только ощутив горе и разочарование, мы умеем ценить любовь, жадно черпая от неё наслаждение и счастье.

Метки: Медитативные упражнения и техники, Управление эмоциями, Психотехники и упражнения

Здравствуйте, дорогой читатель. Для того чтобы показать актуальность нашего сегодняшнего разговора, хочу, чтобы Вы на несколько мгновений остановили чтение статьи и ответили на вопрос: «Какие эмоции Вы в данный момент испытываете?»
Подумали? Ответили?

А теперь давайте разберемся, какие проблемы часто возникают при ответе на этот вопрос.

  • Многие люди на такой вопрос отвечают следующим образом: «Да никаких особенно эмоций я сейчас не испытываю, все нормально». Значит ли это, что эмоций действительно нет? Или это означает всего лишь то, что человек плохо осознает свое эмоциональное состояние? Дело в том, что эмоции человек испытывает всегда, каждое мгновение своей жизни. Когда-то они достигают высокой интенсивности, а когда-то их интенсивность низкая. Многие люди обращают внимание только на сильные эмоциональные переживания, а эмоциям низкой интенсивности не придают никакого значения и даже совсем их не замечают. Однако, если эмоции не очень сильные, это не значит, что они отсутствуют.
  • Другой возможный ответ на поставленный вопрос таков: «Как-то мне неприятно. Я испытываю дискомфорт». Мы видим, что человек осознает, что внутри присутствуют неприятные эмоции, но какие именно, назвать не может. Может быть, это раздражение, а может разочарование или чувство вины, а может еще что-то.
  • Часто на наш вопрос отвечают подобным образом: «Я чувствую, что мне пора встать из-за компьютера и заняться делом» или «Я чувствую, что эта статья мне может быть полезна». Многие люди путают свои эмоции с мыслями и стремлением что-то сделать. Пытаясь описать свое эмоциональное состояние, они описывают все что угодно, кроме эмоций.

Медитативное упражнение для понимания эмоций

В работе с клиентами я часто использую медитативное упражнение, помогающее лучше понять собственные эмоции. Оно настолько эффективное, что я решила сделать аудиозапись для того, чтобы любой желающий мог воспользоваться этой техникой. Механизм действия упражнения основан на связи эмоций и телесных реакций. Любая, даже самая незначительная, эмоция имеет свое отражение в теле (подробнее об этом читайте ). Научившись прислушиваться к собственным телесным реакциям, можно лучше познакомиться со своими эмоциями.

Вы можете выполнить упражнение прямо сейчас. Вот запись:

После того, как Вы узнали, какие бывают эмоции, и с легкостью научились описывать свое внутреннее состояние, Вас может заинтересовать более глубокое исследование себя. Например, Вы можете захотеть разобраться, какой позитивный смысл могут нести в себе эмоции, которые, на первый взгляд, абсолютно бессмысленны и даже вредны. Об этом читайте в следующей