Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Где учиться современному искусству в россии. Творческое образование в России: обучение и перспективы Рейтинг архитектурных и художественных вузов

Где учиться современному искусству в россии. Творческое образование в России: обучение и перспективы Рейтинг архитектурных и художественных вузов

Материал подготовила Анна Пашина

Отрадный факт: арт-сообщество и креативный класс в России существуют. Количество государственных и частных учебных заведений, выпускающих художников, кураторов, искусствоведов, графических дизайнеров и прочих представителей «свободных» профессий, с каждым годом растет. Печальный факт: получив прекрасное образование и легко разбираясь в философских концепциях, классическом и современном искусстве, выпускники сталкиваются с проблемой применения своих знаний и навыков на практике. Где получить художественное образование в России? Представляем обзор лучших учебных заведений – академических и ориентированных на современное искусство.

Академическое образование

Один из ведущих и старейших художественных вузов России. Факультеты: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, теории и истории искусств.

Ведет свою историю с 1757 г., преемник Императорской академии художеств. Факультеты: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, теории и истории изобразительного искусства.

Обучает художников по 5 специальностям и 17 специализациям: проектированию интерьеров и мебели, разработке декоративных и мебельных тканей, готовит специалистов в различных областях дизайна, историков и теоретиков искусства, художников монументальной живописи и скульпторов, художников по изделиям из металла, керамики и стекла, реставраторов монументальной живописи, мебели и художественного металла.

Был создан в 2015 г. путем объединения двух факультетов: Художественно-графического и Музыкального.

Основана в 1987 г. Своей главной задачей ректор Илья Глазунов считает возрождение реализма в искусстве.

Образовательные программы: живопись, графика, дизайн архитектурной среды, теория и история искусств, дизайн, ДПИ и народные промыслы, реставрация.

Современное искусство

Первая созданная в России (1991 г.) институция в области современного искусства.

Свою задачу основатель художник Анатолий Осмоловский формулирует так: «Не столько дать знания в отчужденном режиме, сколько создать творческую среду».

Готовит современных художников, профессионалов в области фотографии и мультимедиа по направлениям: документальная фотография, арт-фотография, видеоарт и мультимедиа.

Образовательный центр Московского музея современного искусства, созданный для молодых художников и кураторов, начинающих работать в области актуального искусства.

Цель школы – развить творческий потенциал и критическое мышление молодых художников, создать поле для их профессионального общения и поддержать новые проекты. Обучение длится полтора года

Двухгодичная программа по подготовке кураторов.

Художники «воронежской волны» – заметное явление на российской арт-сцене. Один из самых активных региональных центров в области развития современного искусства.

Прикладное образование и ДПИ

Знаменитая Британка готовит специалистов в области дизайна.

Филиалы – в Москве и Санкт-Петербурге. Институт готовит специалистов в области декоративно-прикладного искусства.

Дополнительное образование – курсы, лектории

Курсы по истории классического и современного искусства, истории кино, а также арт-практика и арт-менеджмент.

Особенность курсов – в сочетании теории и практики.

Лекции по отечественному и зарубежному современному искусству, а также междисциплинарным художественным практикам.

Готовит искусствоведов, экспертов антиквариата и арт-менеджеров.

Первая онлайн-школа творческого менеджмента на русском языке. Рассказывают о том, как сделать выставку, городской фестиваль, поставить спектакль, перевезти произведение искусства.

Онлайн-школа Анастасии Постригай с теоретическими лекциями по истории искусства.

Онлайн-школа дизайна и иллюстрации. Основа программы - система курсов по дизайну, иллюстрации и смежным наукам. Курсы школы предназначены не только для дизайнеров, художников, но и для тех, кто хочет ими стать.

Бизнес-школа RMA основана в 2000 году и на сегодняшний день является одним из лидеров в сфере бизнес-образования в России. В школе есть программа "Арт-менеджмент и галерейный бизнес". Она поможет разобраться в современном искусстве и арт-рынке, узнать об организации выставок и ценообразовании, наработать базу полезных контактов и найти единомышленников.

УДК 7.072.2:378

Ю. И. Арутюнян

Искусство и искусствоведение в системе современного гуманитарного образования

Искусство и искусствоведение играют принципиально важную роль в системе современного гуманитарного образования. Обращение к практической составляющей обучения, расширение методологической базы, освоение принципов описания и анализа памятников на конкретном эмпирическом материале позволяют актуализировать полученные знания, вовлекая в сферу деятельности искусствоведа широкий спектр явлений современной художественной практики. Междисциплинарный подход к формированию учебных планов, разработка сетевых программ и разработка принципов интерактивного обучения и внедрение практических курсов воздействуют на активизацию работы студента, прежде всего в рамках творческих заданий и разработки проектов.

Ключевые слова: искусствоведение, система образования, гуманитарное образование, современные визуальные практики, интерактивные методы обучения, междисциплинарные программы

Julia I. Arutyunyan Art and art history in system of modern humanitarian education

An art and art history play a crucial role in the system of modern liberal education. Turning to the practical component of training, the expansion of the methodological framework, the development of principles of the description and analysis of monuments specific empirical material allow to update the knowledge, engaging in the field of art with a wide range of phenomena of contemporary artistic practice. An interdisciplinary approach to developing the curriculum, the formation of a network of programs and development of principles of interactive learning and implementation of practical courses affect the activation of the student"s work, especially within the creative tasks and development projects.

Key words: art history education, humanities, contemporary visual art practice, interactive teaching methods, interdisciplinary program

Искусствоведение, как и многие другие научные дисциплины, сформировавшиеся в конце XIX столетия и выработавшие основные методологические подходы в первой половине -середине ХХ в., столкнулись с рядом проблем исследовательского и педагогического толка в современном мире. Изменение вектора образовательной деятельности и перенос акцента с дисциплины и развернутого лекционного курса на студента и разработанное с учетом различных интерактивных методов работы практическое занятие трансформируют традиционные принципы подачи материала. «Перелом, вызванный в отечественной педагогической практике переходом на новые стандарты образования, совпал с прорывом в области информационных технологий, преобразившим мир и породившим трансформацию классической структуры лекционного курса»1. Реагируя на вызовы времени, современное гуманитарное образование выстраивает принципиально новые стратегии и по отношению к формированию и реализации образовательных стандартов, предлагает различные пути достижения цели, вырабатывает систему оценки результатов и схему соотношения теоретического и практического, индивидуального и всеобщего в решении поставленных

задач. Интегративный характер современного гуманитарного знания, основанного на синтезе различных подходов к анализу явлений, порождает новые возможности в разработке методик преподавания ряда предметов.

Традиции искусствоведческого образования с самых своих основ считали именно описание и анализ основополагающим методом обучения. Первые учебные планы, сформированные в 1936 г., предполагали широкое привлечение методов формального и сравнительного анализа при работе с памятниками многообразных регионов, периодов и стилей, различных видов и жанров искусства, включая произведения современных мастеров и студенческие работы2. Подобный образовательный метод предполагает решение проблемы объекта анализа, осознанный и обусловленный целями обучения принцип отбора материала, восприятие анализа и описания как последовательных этапов на пути к пониманию и интерпретации памятника. Безусловно, необходимо проникновение в сущность работы с предметом, «вещеведческий» подход, осознание уникальности и значимости подлинника. При разработке схемы анализа, привлекая интерактивные подходы и методики «проектной деятельности» в рамках творческого

задания, необходимо учесть не только жесткую систему критериев выполнения учебных работ на высоком научном уровне, но и возможность вовлечения в процесс работы всего коллектива, а главное - наличие возможности проявить индивидуальные креативные способности и достижения в изучаемой сфере.

Сфера применения подобного подхода, требующего от преподавателя и обучающегося ответственного понимания значения подлинника, стремления к расширению спектра научных подходов, самостоятельности в опоре на современные интерактивные технологии в образовании и междисциплинарные приемы анализа, охватывает явления, связанные и со сферой традиционного и народного искусства, занимающего ныне свою определенную нишу в системе высшего образования. Классическое искусство рассматривалось как база обучения и студента-теоретика, и художника с давних времен, но обращение в педагогической практике искусствоведения к научному освоению народного искусства - явление современное, требующего осмысления и разработки методологии. Народное искусство как дисциплина в учебном плане предполагает формирование определенной базы для освоения материала, постижения его основ, на первый план выдвигается проблема комплексного подхода и междисциплинарные методы исследования памятников подобного типа в рамках предлагаемого курса. Следует добавить, что понимание искусства как ремесла и «точной науки» со времен Леонардо да Винчи воспринимается как наиболее действенная альтернатива в процессе обучения и осмысления феномена художественного и теоретического образования, недаром идея: «Живопись - наука и законная дочь природы»3, - остается традиционным подходом в многочисленных академиях художеств, где развивалось декоративно-прикладное искусство и изучалось народное (прежде всего с точки зрения исторической достоверности костюма и утвари)4.

Трактовка влияний и цитирования «источника», требующая подуманных подходов к анализу принципов интерпретации, так же может быть затронута в рамках изучаемой проблемы, касающейся как работы с искусством классической эпохи, так и с народной традицией и актуальными художественными практиками5. В учебном плане необходимо уделить особое место курсам, посвященным как теоретическим аспектам исследования, приемам работы с материалом, принципам описания и анализа явлений, так и народному искусству. Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении традиционных методов анализа, используемых

в искусствоведении, и характерных черт неклассического искусства, требующего решения определенных проблем, связанных с формированием комплекса подходов к интерпретации как отдельного произведения, так и группы памятников, актуальность в подобном контексте приобретают междисциплинарные принципы исследования.

Проблема «визуальное и виртуальное» находит свое отражение в закономерностях восприятия и интерпретации памятника, здесь остро актуальной становится работа преподавателя в рамках педагогической практики, где средства воспроизведения и возможности введения изобразительного ряда принципиально важны как для лекционных и интерактивных занятий, так и для самостоятельной работы обучающегося. Иллюзия «доступности» произведения искусства, учитывая современные средства связи и технические возможности воспроизведения, не должна повлиять на отношение к подлиннику, уникальному произведению, поэтому такое значение в данном контексте приобретает работа на экспозиции в музее или галерее. Проблема «памятника» и «подлинника» должна решаться на уровне организации учебного процесса, обучающийся должен осознавать ценность памятника, границу между реальным объектом и его изображением и т. д.6 Проблема «технической воспроизводимости»7 при организации образовательного процесса приобретает важное, если не определяющее значение, ведь опыт зрителя в музее отличается от работы с любым типом репродуцированных изображений. Опыт непосредственного изучения архитектуры может распространяться не только на сами памятники, но и на архитектурную графику, книжную иллюстрацию, архитектуру в сценографии, декоративно-прикладном искусстве и костюме; интересен и феномен «экранной архитектуры»8, в XXI в. сами сооружения нередко превращаются в экраны для проецирования, выступают как элемент инсталляции.

Современное образование ориентировано и на дистанционные методы обучения, где проблема соотношения теории и практики должна решаться за счет разработки практических заданий, интерактивных подходов и новых методов самостоятельной работы учащихся. Безусловно, дистанционное обучение расширяет возможности, однако требуется продуманная схема организации, весьма сложное техническое и методическое обеспечение. Творческие практические задания могут решаться в контексте проблем изучения стиля как в архитектуре, так и в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Анализ памятника должен

Ю. И.Арутюнян

рассматриваться как основа практической работы искусствоведа.

Проблема практической составляющей в современном гуманитарном образовании активно обсуждается последние годы, затрагивается в рамках конференций и публикаций, осваивается в рамках трансформации требований к результатам освоения курсов и приобретения определенных компетенций (ФГОС (3+)). Особенности образования искусствоведа в рамках трехступенчатой системы обучения состоят, прежде всего, в необходимости понимания конкретных требований к выпускнику каждого уровня обучения (бакалавр, магистр, выпускник аспирантуры). Сфера профессиональной деятельности искусствоведа в последние десятилетия существенно расширилась, однако усложнились и требования к профессионализму, владению целым спектром профессиональных навыков и к умению учиться и быстро приобретать необходимые знания. Практическое искусствоведение как выход на проблемы научно-исследовательской, педагогической, музейной работы и реставрации требует новых теоретико-методологических подходов. Перед современной системой образования встает вопрос расширения практической части курса в педагогической деятельности преподавателя, в организации процесса обучения, в проведении практик. В подобном контексте выделяются место и роль прикладного бакалавриата, необходимой становится разработка междисциплинарных программ, соблюдение принципа последовательности ступеней образования, поднимается вопрос взаимодействия академической и прикладной форм образования. Проблемой остается и то, что наличие в недавнем прошлом жесткого разграничения специальностей порождает вопрос о соотношении направления обучения (специальность по диплому, базовое образование) и места работы, что не учитывает в полной мере современную тенденцию в постнеклассической науке, ориентированной на синтез и междисциплинарные подходы. Трансформация требований к выпускнику неизбежно порождает и расширение практических умений студента, ориентация на научное освоение проблемы не только у обучающегося в аспирантуре, но и у бакалавра и магистра, изменение базы практических занятий, необходимость наличия прикладный навыков и общих умений (в документах они, как правило, формулируются как умение принимать решения в профессиональной сфере, обработка информации, анализ и систематизация материала).

Искусствоведение может выступать не только как конкретное направление обучения и как дисциплина, но и как своеобразный критерий образования, планка, общие знания, позволяющие ориентироваться в культуре прошлого и современности, принимать компетентные профессиональные решения, владеть информацией, понимать векторы развития общества, быть социально адаптированным и квалифицированным специалистом. Место искусства в системе современного гуманитарного образования, безусловно, может стать шире, вовлекая в орбиту своего воздействия студентов других направлений, «компетентность^ подход» не исчерпывает всей полноты требований к профессионально компетентному специалисту, который с легкостью сможет найти применение на рынке труда. Методы обучения, особенно, интерактивные технологии, принцип преемственности, характер и значение самостоятельной работы, организация практик и их место в учебном процессе, ознакомление с принципами профессиональной деятельности, - ставят искусствоведение на уровень общих дисциплин, освоение которых может способствовать профессиональному росту любого выпускника. История искусства может существовать и в системе дополнительного образования.

Искусствоведению отводится особая роль в системе междисциплинарных подходов, это -универсальный метод активизации работы студента, развивающий его эстетические воззрения, способности и интересы, творческий потенциал, активность в самостоятельную деятельность. Освоение подобных дисциплин, если материал будет продуманно организован и удачно представлен обучающимся, бесспорно, способствует развитию личности, формированию системы ценностей, художественных способностей, интереса к научно-исследовательской работы и стремление к освоению новых видов деятельности. Методологическими проблемами искусствоведческой педагогики остается необходимость обучения в диалоге, освоение интерактивных программ, обучение приемам непосредственной работы с памятником.

Искусствоведение как наука, как творчество, как универсальный метод гуманитарного знания расширяет горизонты обучения, способствует личностному росту обучающегося, повышает его профессионализм (а значит и конкурентоспособность), и это касается и непосредственно обучающихся по направлениям, связанным с искусством, и представителей творческих специальностей, и тех, кто стремится повысить культурный уровень, и студентов «нехудожественных профессий», ориентиро-

ванных на самостоятельность, активность, стремление к научной работе. Понятие «стиль» остается дискуссионным, что дает возможность интерактивного обучения внутри предмета, на основе феномена «студентоцентрической» модели: курс строится как схема, занятие превращается в творчество, уникальность обучающегося порождает уникальность каждого курса. Приемы работы с произведением искусства для будущих искусствоведов и представителей иных специальностей должны несколько различаться, однако указанные принципы могут быть реализованы, например, в рамках деятельности студенческого научного общества: научная работа должна стать продолжением образовательного процесса, необходимо сохранять единство научной проблематики, особое значение в образовательном процессе приобретают олимпиады и конкурсы, студенческая научная конференция становится итогом индивидуальной работы, обучающийся должен иметь возможность публикации своих научных разработок.

Таким образом, искусствоведческое образование в XXI в. с неизбежностью требует включения в сложную междисциплинарную структуру, только во взаимодействии с предметами социогуманитарной направленности, обращаясь к смежным дисциплинам (а, возможно, и к точным и естественным наукам), оно обретает современность и полноту понимания явления. Междисциплинарные подходы позволяют расширить методологическую базу, изменить угол зрения, расширить предмет и объект изучения, трансформировать принципы работы с произведением. В педагогической практике искусствоведения необходима активизация индивидуальной работы студента, использование соревновательного начала (олимпиады), система преемственности (от школы, где необходимо сохранить и расширить курс «Мировой художественной культуры» к вузу, от бакалавриата к магистратуре и аспирантуре). Следует уделять больше внимания работе с одаренными школьниками и студентами. В преподавании искусствоведения возможно расширение методологической базы предметов, привлечение более широких материалов, внедрение практических курсов, новых видов практик у обучающихся (а, возможно, и специальностей), модульный подход, введение различных форм второго высшего образования, в том числе и дополнительного (повышение квалификации), разработка дистанционных программ, расширение направлений и профилей (в том числе, возможно, по

прикладному бакалавриату). Безусловный учет специфики требований к профессионалу в области искусствоведения предполагает, кроме внедрения балльно-рейтинговой системы, введение проектного обучения, построенного на системе творческих заданий, учитывая требования ФГОС (3+), которые дают определенную свободу при формировании программ обучения.

Примечания

1 Арутюнян Ю. И. Методологические проблемы искусствоведения в контексте современного гуманитарного образования // Тр. СПбГУКИ. 2013. Т. 200. С. 176.

2 См. подробнее: Там же. С. 174-185.

3 Леонардо да Винчи: кн. о живописи мастера Леонардо да Винчи живописца и скульптора флорентийского / пер., авт. вступ. ст. А. Губер. М.: Огиз: Изогиз, 1934. С. 64.

4 См. подробнее: Арутюнян Ю. И. Отечественная война 1812 г. в программах Академии художеств и проблемы исторической концепции в живописи // Вестн. СПбГУКИ. 2013. № 1 (14). С. 90-98; Ее же. Конкурсы, награды и премии в педагогической практике Академии художеств // Там же. 2014. № 1 (18). С. 138-143.

5 См. подробнее: Ее же. Цитаты и аналогии: некоторые аспекты изучения влияний в искусстве прошлого и современности // Вестн. СПбГУКИ. 2011. № 2. С. 127-134; Ее же. Архитектурная графика: проблемы рецепции и интерпретации // Науч. тр.: вопр. теории культуры. 2014. Вып. 31, окт.-дек. С. 157-194.

6 См. подробнее: Ее же. Отчет о проведении региональной предметной олимпиады студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга 2013 г. по искусствоведению // Сборник материалов региональных предметных олимпиад студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. СПб.: Технолит, 2013. С. 57-70; Ее же. Отчет о проведении региональной предметной олимпиады студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга 2014 г. по искусствоведению // Сборник материалов региональных предметных олимпиад студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. СПб.: Технолит, 2014. С. 36-45; Ее же. Отчет о проведении региональной предметной олимпиады студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга 2015 г. по искусствоведению. // Сборник материалов региональных предметных олимпиад студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. СПб.: Технолит, 2015. С. 37-43.

7 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе / предисл., сост., пер. и примеч. С. А. Ромашко; ред. Ю. А. Здоровов. М.: Медиум, 1996. С. 15-65.

8 См. подробнее: Арутюнян Ю. И. Методологические особенности рецепции стиля в контексте феномена архитектурной графики // Тр. СПбГУКИ. 2015. Т. 209. С. 5-18.

Роль и место искусства в современной системе образования

«Новая школа» определяет, что основной миссией современного образования становится обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Важную роль в реализации образования занимает искусство. Специфика и многообразие функций искусства, делают его неотъемлемой частью мирового культурного наследия, необходимой и незаменимой частью современного содержания образования.

Современные тенденции развития школьного художественного образования требует большего совершенствования профессиональной деятельности и профессиональной культуры педагога искусства. Предметы искусства занимают одно из главных мест в воспитании современного человека. Начало этому воспитанию закладывается ещё в утробе матери. В школе предметы, входящие в эту область развития, пробуждают способность видеть, ценить, создавать и, что очень важно, понимать красоту. Основная задача, которую должен стремиться решить учитель в этой области – реализация принципов целостности, преемственности, образности в процессе занятий искусством.

Современный урок по искусству должен научить школьников понимать природу художественной культуры, специфику её видов. Учитель должен осознавать, в первую очередь, сущность глобальных перемен в современном образовании и их причины, т.к. предметы искусства интегрируют многие потребности человека – интеллектуальные, эмоциональные, нравственные. Воспитывает в детях духовность, патриотизм, национальную гордость.

Искусство ориентировано на становление духовного мира ребенка, на развитие его эстетического восприятия мира, творческое самовыражение, формирование интереса к жизни через увлечение искусством .

Акцент в преподавании делается на общность всех видов искусства, на развитие способности эмоционально оценивать явления и образы через приобщение школьников к миру пластических искусств путём формирования практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщения к наследию отечественного и мирового искусства.

К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу .

Одной из важных концепций в образовании является концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ». Разработана в конце 60-х - начале 70-х гг. заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б. П. Юсовым. Ее основная идея - «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися» . Эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства. Эта концепция стала настоящим новаторским открытием. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет, художественно развивающий и художественно воспитывающий. Теория Б. П. Юсова послужила основой для создания последующих концепций.

Следующая концепция – это приобщение к мировой художественной культуре. Разработана в начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная идея - формирование художественной культуры как части духовной культуры . Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опытпредыдущих концепций. В том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20-30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.

Основные задачи программы:

Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

Формирование художественно-творческой активности;

Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например:

I класс. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя.

II класс. Ты и искусство.

III класс. Искусство вокруг нас.

IV класс. Каждый народ - художник и т. д.

Еще одна важная концепция - приобщение к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Основоположником этой концепции является доктор пед. наук, профессор Т. Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа . Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе.

Основные задачи программы :

Формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков;

Создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.

В содержании предмета выделены следующие разделы:

Основы художественного изображения;

Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды;

Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения;

Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла) .

Итак, представленные здесь концепции и программы преподавания искусства в школе являются основными.

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. Наиболее используемой программой изучения искусства является программа Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство. 8-9 классы». Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций, развитие эстетической культуры, развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству . Таким образом, базовыми компетенциями в области «Искусство» являются эмоциональная и эстетическая компетенции. В стандартах второго поколения, на основе которого создана программа интегрированного курса «Искусства», под компетенцией понимается общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.

Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

    актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

    культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;

    формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

    углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

    воспитание художественного вкуса;

    приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

    формирование учений и навыков художественного самообразования .

Основные содержательные линии при изучении искусства: роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искусство народов России и мировой художественный процесс; искусство XX в.; новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности) .

Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Результаты освоения курса «Искусство».

воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;

мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Выпускники получат возможность научиться

8 класс

9 класс

представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;

усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;

различать изученные виды и жанры искусств;

описывать явления искусства, используя специальную терминологию;

классифицировать изученные объекты и явления культуры;

структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.

представлять систему общечеловеческих ценностей;

осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;

уважать культуру другого народа, осваивать духовно - нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;

использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;

воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;

понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;

определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;

реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.

Список использованной литературы

    Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979;

    Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1968;

    Кашекова И.Э. Единое интеграционное пространство школы и пути его создания//Искусство в школе. 2001, №4;

    Кашекова И.Э. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.. Искусство.8-9 классы. Учебник для обещобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009;

    Кашекова И.Э. Создание интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства. Монография. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2006.;

    Кашекова И.Э., Темиров Т . В. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе: Проект. - М, 1990;

    Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.,2002. - С. 312

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

Тюменский государственный институт культуры

Факультет музыки, театра и хореографии

Кафедра спортивного и эстрадного танцев

Курсовая работа

Введение в педагогику художественного образования

Художественное образование как явление художественной культуры

студентка 4 курса СЭТ,

Научный руководитель: к.п.н.

доцент В.С. Лебедев

г. Тюмень, 2016

Введение

Глава 1 Методологические основы развития художественного образования

1 Понятие художественного образования

1.2 Цели и задачи художественного образования

4 Эффективные пути реализации художественного образования

Глава 2 Роль формирования художественной культуры

1 Понятие художественной культуры

2 Строение художественной культуры

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность. В работе рассматривается одна из важных проблем истории образования: становление и развитие художественного образования в России, которая обусловлена противоречивыми тенденциями.

Наступающая эпоха - это эпоха человека развитого, духовно направленного, творческого, индивидуального. Процессы общественного развития обращены на индивида, на индивидуальность, находящуюся в целостном образовательном процессе. При этом целостность в образовании определяется высоким качеством формирования социального человека, раскрытия его природной сущности, формирования его во всей полноте возможностей, данных ему природой. Аксиома новой педагогики утверждает, что в процессе образования, в том числе и самообразования, формируется цельный, гармоничный человек, в том понимании цельности и гармонии, которое составляет единство человека и мира и рождает «душевное отношение ко всем явлениям мира».

Система художественного образования имеет две ведущие составляющие: художественное образование, как часть общего образования и профессиональное художественное образование. Вопросы о роли художественного образования нашли отражение в многочисленных трудах философов, социологов, психологов, искусствоведов, педагогов-ученых и практиков, творческих работников, художников разных исторических эпох (Платон, Т.Г. Грушевицкая, Л. С. Выготский, Г.М. Агибалова, Л.Н. Мун, Н. К. Шабанова, А.И. Кравченко и др.).

Многие поколения педагогов, исследователей, художников, отмечая социально-нравственные, воспитательные, образовательные, эстетические функции искусства, возвращались к мысли о необходимости художественного просвещения всего народа. Одним из условий успешной человеческой деятельности является художественное развитие личности, которое, с одной стороны, влияет на духовную культуру человека, с другой - на реализацию его творческих задатков. Художественное развитие личности является способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие. Художественное образование направлено на формирование культуры восприятия окружающего мира, развитие способностей личности к преобразованию себя и действительности.

Образование и культура находятся в прямой зависимости друг от друга. Если образование - это культура индивида, то художественное образование - это художественная культура индивида. Художественное образование процесс длительный и незавершенный. Он имеет всегда промежуточный результат, но с уверенностью можно сказать, что рост художественной культуры личности определяет рост культурного потенциала общества.

Объект исследования - процесс художественного образования и художественной культуры.

Главными целями художественного образования на современном этапе можно считать повышение общего уровня значимости культуры и искусства в образовании, а также сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы художественного образования в области культуры и искусства.

Художественное образование призвано обеспечить осуществление таких задач как:

формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения,

подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Художественная культура играет специфическую роль в духовной жизни человека и общества. Именно благодаря художественному образованию и художественной культуре возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

Работа состоит из: введения, главы 1, главы 2, заключения, списка литературы.

Глава 1. Методологические основы развития художественного образования

1Понятие Художественного образования

Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Необходимой составляющей эстетического, педагогического и психологического аспектов является история художественного образования, которая изучает динамику развития данного феномена в различных временных границах.

Для изучения и понимания историко-культурного контекста развития художественного образования важными являются работы Н.Н. Фомина, Б.Л. Яворский, С.В. Анчукова, Р.В. Варданян, К.Н. Мачалов, Н.К. Шабанова, А.В. Бакушинский, А.П. Садохин и др.

Существенное значение для изучения процессов художественного образования имеют работы, посвященные общим вопросам художественной культуры, ее содержания, структуры, социальных функций, отдельных уровней и видов.

Данной проблеме посвящены труды Л.С. Выготский, А.В. Бакушинский, Азаров, Л.Н. Дороговой.

Современного состояния системы художественного образования в России касаются исследования Н.Х. Веселя, Г.А. Гиппиуса и других авторов.

Концепция художественного образования в Российской Федерации (далее - Концепция) опирается на основополагающий государственный документ - "Национальную доктрину образования в Российской Федерации", который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:

право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;

свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;

обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Концепция определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.

Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности.

Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования.

Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.

1.2 Цели и задачи художественного образования

Целями художественного образования на современном этапе являются:

обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;

повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;

сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.

Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:

создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;

формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;

формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же - как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которые вписаны в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные собственные сведения художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности.

В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенном культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе, которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве.

начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;

опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;

комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;

распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;

внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.

художественный эстетический культура образование

1.4 Эффективные пути реализации художественного образования

Внедрение данной Концепции предполагает комплекс организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:

формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества;

взаимодействие органов управления культурой и образованием на федеральном и региональном уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ;

сохранение и развитие сложившейся сети образовательных учреждений культуры и искусства;

определение правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования;

непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;

активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;

издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, истории и теории художественной культуры;

совершенствование деятельности учреждений культуры и искусства по развитию массовых общедоступных форм художественного образования и художественно-творческой деятельности для различных групп населения;

повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе.

Настоящая Концепция трактуется как целостная система, в которой цели и задачи художественного образования, пути их реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных положений и принципов.

Определяя приоритеты в сфере художественного образования России, Концепция является документом для выработки стратегии культурной политики российского государства в данной сфере. Реализация ее будет служить всемерному росту творческого потенциала всех граждан страны, процветанию отечественной культуры.

Глава 2. Роль в формировании художественной культуры

1 Понятие Художественная культура

Художественная культура - одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Пожалуй, это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры вообще, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи. Интересно, что в повседневном, широко распространенном представлении о том, что такое культура, преобладает представление о том, что культура - это то, что связано с эстетической деятельностью вообще. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств

Одним из важнейших компонентов духовной культуры человечества выступает художественная культура, которая вместе с познавательной, религиозной, нравственной, экономической, политической культурой призвана формировать внутренний мир человека, содействовать развитию человека как творца культурных ценностей. Художественная культура также представляет собой определенный вид человеческой деятельности, специфический способ реализации творческих потенций человека. Художественная культура может быть понята и по существу, и функционально в контексте всей духовной культуры.

Художественная культура - это культура производства искусства, культура его распространения, пропаганды, культура его восприятия, понимания, культура наслаждения искусством.

Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, поскольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу.

В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:

Практическая деятельность

Художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники и т.д.)

творческая деятельность.

Художественная культура - это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:

Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом, пожалуй, историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др.

Изобретение кинематографа, радио, телевидения, а позднее системы «Интернет» позволило говорить о подлинно массовой коммуникации.

Именно благодаря этим изобретениям возникла практически неограниченная возможность востребования любой культурной информации и приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры. Конечно, необходимо помнить о тех проблемах, которые появились одновременно с формированием организма массовой культуры. Однако хочется отметить и существенные позитивные стороны функционирования массовой культуры. Например, это возможность формирования гуманистических представлений за счет обращения массовой культуры к общечеловеческим ценностям, и, как следствие, возможность внутрикультурного и межкультурного диалога.

Во-вторых, это та часть художественной культуры, которая непосредственно связана с творческой деятельностью и ее результатами. Это искусства с их особым языком, присущим каждому виду в отдельности, творческий процесс их создания. Именно благодаря художественной культуре возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

2 Строение художественной культуры

До сих пор существует множество подходов к определению сущности, строения и функции культуры. Это объясняется, прежде всего, сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.

Суть его состоит в том, сущность культуры выявляется в результате ее рассмотрения в целостной системе бытия, одной из форм которого является культура. Исходной формой бытия является природа, а на определенной ступени развития природы рождается новая, отличная от природной, форма существования - человеческое общество. В обществе бытие переходит от природной, естественной, спонтанной формы существования к иному типу функционирования и развития, который проявляется не наследственно передаваемыми из поколения в поколение биологическими императивами поведения, но прижизненно вырабатываемыми людьми принципами деятельности. Поэтому третьей формой бытия оказывается сам человек, в синтезирующий в своем существовании и поведении природные закономерности и общественные, человек как воплощенное диалектическое единство природы и общества. Но связывая, таким образом, природу и общество, человек становится центральным звеном в цепи основных форм бытия.

Культура предстает перед нами как деятельностный и исторический разворачивающийся процесс, охватывающий:

а) качество самого человека как субъекта деятельности - качество сверхприродного, т.е. такие, которые, опираясь на данные ему от природы возможности, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого индивида (по закону "онтогенез" повторяет "филогенез";

б) способы деятельности человека, не врождённые ему - ни виду, ни индивиду, - но им изобретаемые, совершенствующиеся и передаваемые из поколения в поколения благодаря обучению, образованию и воспитанию; на философском языке эта деятельность и называется "опредмечиванием сущностных сил человека";

в) многообразие предметов - материальных, духовных, художественных, - в которых опредмечиваются процессы деятельности, формируя так, сказать, "вторую природу", творимую из материала "первой", подлинной природы, для того, чтобы удовлетворять сверх природные специфически человеческие потребности и служить передатчиком накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение; это предметность культуры оказывается инобытием человека, ибо отделяется от него и приобретает иные, отличные от человеческой, формы существования - формы орудий труда, научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства;

г) вновь человек, вторая роль которого в культуре выражается в том, что благодаря распредмечиванию он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым её творение;

д) силой, связывающей человека с человеком в культуре является общение людей, а затем и их общение с природными явлениями, вещами, произведениями искусства.

Культура имеет три модальности:

человеческую, в которой она предстает как культурный потенциал человека (и человечество, и личности), выступающего в качестве творца культуры и ее творения;

процессуально-деятельностную, в которой культура выступает как способ человеческой деятельности - в деятельности распредмечивания и в деятельности общения людей, участвующих в обоих процессах;

предметную, в которой культура охватывает многообразие материальных, духовных и художественных творений, образующих вторую природу - создаваемые человеком миру искусственных объектов: мир вещей, мир идей и мир образов.

В этой трехмерности культура реально живет, функционирует и развивается как целостная система.

Структурные изменения в истории культуры выражаются, прежде всего, в том, что меняется соотношение основных ее слоев - материального, духовного и художественного (но при этом сохраняются основные функции каждого из них). Изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания истории всех искусств, но и как главный источник изучения истории культуры, макромир которой отражается в микромире образов искусства. Теоретическое и историческое изучение художественной культуры помогает понять то место, которое в культуре, взятой в целом, занимает искусство.

Заключение

Данная работа позволила сделать следующие выводы:

Важнейшей задачей художественного образования является развитие личности путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира.

Расширенное художественное образование, соединяя в синкретическом единстве богатство синтеза и взаимодействия искусств и возможности педагогики, создает оптимальный целостный учебно-развивающий комплекс, способный интегрировать духовный потенциал и культурные традиции искусства, создать художественно-эстетическую среду для становления активной творческой личности.

Художественная культура и художественное образование является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству и творчеству в России довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания.

Художественное образование и духовное развитие - это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играет художественная культура.

Художественная культура не только развивает уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это - основная задача личностно-ориентированного обучения.

Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами, и достойно сохраниться в веках как имеющее наивысшую ценность для общества, составляет искусство и творчество.

Исходя из вышесказанного, следует отметить:

«Культура - это важнейший компонент всестороннего образования, которое обеспечивает полное развитие личности. Поэтому право на художественное образование является всеобщим правом человека, правом всех учащихся, включая тех, кто часто не имеет возможности получить образование - иммигрантов, представителей культурных меньшинств и людей с ограниченными возможностями».

Список литературы

1. Азаров А.Ю. Проблематика и эстетика современного художественного образования. Москва, Издательство «Московский друг» 2008

Агибалова Г.М. Роль художественного образования в формировании духовно-знаниевых комптенций//Образовательные технологии XXI века / Ред. С.И. Гудилина, К.М. Тихомирова, Д.Т. Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С. 223-225.

3. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.

Варданян Рудольф Варданович. Мировая художественная культура: Архитектура / Р.В. Варданян.-М.: Владос,2004.-400с.: ил.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. С. 96.

Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. №4, 1998 г.

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.- 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002.- 496 с.

Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе: Проект. М., 1990г.

Мун Л.Н. Импровизационная природа синтеза искусств // Педагогика искусства (электронный научный журнал: art-education.ru/AF-magazine), 2008, №3. - 0,5 п.л.

Мун Л.Н. Синтез искусств в истории художественной культуры // Эстетическое воспитание, 2001, № 3. - С. 8-12 - 0,5 п.л.

Мачалов К.Н «Русь как главный хранитель воспитания художественных навыков», издательство «Наука», Москва, 2005 год

ОЧЕРК ИСТОРИИ РЕФОРМ «АКАДЕМИЧЕСКОГО» ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

«Академическая школа» - старейшая из российских систем профессионального научения искусству. За два с половиной века практически непрерывного развития русская «академическая школа» эволюционно изменяла внешние формы, сохраняя фундаментальные основы «академизма» не столько как стилистического направления, а как одного из основополагающих начал европейской системы художественного образования. Россия заимствовала «академическую школу» извне, и так как она не была естественным порождением русской жизни, то потребовалось приложить значительные усилия и затратить более полувека на адаптацию чужеродных традиций, прежде чем они стали органичной частью отечественной культуры. Зарождение в Европе к середине XVI века «академической» системы научения изобразительным искусствам следует рассматривать как реакцию на оскудение возможностей ремесленного, цехового обучения. Знаком «академической школы» стало стремление к выработке в идеале унифицированных образовательных программ, обучающих самой своей сущностью, и достаточно автономных по отношению к достоинствам или недостаткам применяющих их учителей. Естественно, педагогика в области искусств по своей природе обречена быть «авторской» и ее результаты во многом зависят от творческой самодостаточности учителя. Реальная «академическая школа» включает в себя «авторское» начало. Фундаментальные принципы академизма рассчитаны на развитие в длительной исторической перспективе, в отличие от декларировано ярких «авторских» школ, обычно пресекающихся уже во втором поколении их адептов.

Академии художеств - как идея порождены эпохой Итальянского Возрождения и унаследовали от нее спор - что должно отражать или чему должно подражать искусство? Природе или классическим, отобранным и осознанным как значимые образцам. Этот спор-вопрошание имеет прямое отношение к методологиям научения искусству, а различие ответов придает особостъ отдельным направлениям «академической» школы. Именно эти различия лежат в основании двух российских академических традиций - «петербургской» и «московской», из плодотворного сотрудничества-соперничества которых и рождалось последние полтора века многообразие российской изобразительной культуры.

К родовым чертам «академической школы» следует отнести почитание традиций. В этом она сродни фундаментальной науке. История свидетельствует, что Россия предрасположена к развитию фундаментальных направлений в науке и искусстве с некоторым ущербом для прикладного практицизма. И с этой особостью, видимо, следует считаться как с ментальностью российской цивилизации, как с нашим вкладом в мировое созвучие культур. Процесс становления и накопления традиции в художественной школе внутренне противоречив. С одной стороны, школа осуществляет связь с прошлым, сепарируя его опыт, транслирует его достоинства, но с другой стороны, она должна адекватно соотноситься с действительностью, разгадывать тенденции развития, прогнозировать свое будущее соответствие времени. В результате художественная школа должна обеспечивать и стабильность и развитие. Внутри единой школы естественной могут проявляться разные тенденции в диапазоне от плодотворного консерватизма и традиционализма как основ сохранения профессиональной культуры, до «революционных» реакций на тенденции современного состояния изобразительных искусств. К природным свойствам «академической школы» следует отнести ее «замедленность» по отношению к сиюминутности. В этом смысле «академическая школа» плодотворно консервативна по отношению к идущим извне тенденциям синхронизации обучения со стремительностью смен течений и направлений в искусстве. История российской «академической школы» ведет официальный отсчет с 1757 года. Академия, открытая при Московском университете и через год переведенная в Санкт-Петербург, начала создаваться на сто пятьдесят - сто лет позже, чем академии в Италии, Франции, Германии и почти одновременно с академиями в Лондоне и Мадриде. Во многом образцом для Петербурга послужила Французская академия. Естественно, у Академии художеств в России были предшественники в деле государственного художественного образования -Оружейная палата, Петербургская Оружейная канцелярия, Канцелярия от Строений, художественный «департамент» Академии наук.

Но приглашение в Россию третьестепенных западных художников-учителей и малочисленные русские ученики-пенсионеры не могли быстро изменить ситуацию в общегосударственном масштабе. Собственно, еще до третьей четверти XVIII века продолжается полноценное развитие иконной традиции, бытует парсуна, как промежуточная изобразительная форма.
Собственно, подлинное структурирование Академии художеств начинается не с указа о ее создании, а с введения Устава 1764 года («Привилегия и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств, живописи, скульптуры и архитектуры, с воспитательным при оной Академии училищем»). Структурно академия состоит из Воспитательного училища, общих и специальных классов. Принимались в Воспитательное училище дети «не старее» пяти-шести лет, греческого вероисповедания, всякого звания, кроме крепостных. Воспитательное училище представляло своего рода общеобразовательную школу с художественным уклоном. Время на прохождение академического курса определялось в пятнадцать лет и делилось на пять возрастов, из которых первые три возраста составляли Воспитательное училище, а два последних собственно Академию. Недостатком создаваемой системы следует считать ранний возраст воспитанников, обрекаемых на неосознанный выбор профессии.

Исследователи истории Академии отмечают, что новый период ее становления связан с открытием в 1798 году Рисовального училища для вольноприходящих людей разного звания. Собственно, с этого периода начинается предварительная осознанная подготовка, породившая поколение художников, вошедших в историю отечественного искусства. Идеи, вдохновившие создателей Академии И.И. Шувалова и И.И. Бецкого, отводили значительную роль «воспитанию» (как знак над четырьмя порталами внутреннего двора Академии художеств выбиты - «Живопись», «Скульптура», «Архитектура», «Воспитание»), предполагавшему освоение большого цикла «наук».

Начало царствования Александра I ознаменовано широкими планами государственной перестройки, в том числе и системы управления культуры. Академии предложили отказаться от твердого срока обучения, поставив время прохождения программы в зависимость от достигнутых успехов по освоению строго номинированных заданий. Сложилась тенденция перенести всю общеобразовательную нагрузку в Воспитательное училище, освободив старшие возраста для одних занятий специальностью.
Академия объединяла подготовку не только в области «трех знатнейших художеств» - живописи, скульптуре и архитектуре, но и унаследовала от своих предшественниц образование художников и мастеров и в других областях, прежде всего, декоративно-прикладного направления. Постепенно Академия специализируется, сосредотачивается на «классических» искусствах, отказывается от непрофильного обучения.

Важной составляющей частью «академической школы» являлся институт «пенсионерства», если переводить на современную терминологию -система «послевузовского образования». С конца XVIII века пенсионерство практически превратилось в прямое продолжение академических занятий для наиболее одаренных учеников (иногда до одной трети от общего выпуска). Пенсионерство способствовало дальнейшему совершенствованию, готовило кадры будущих преподавателей, помогало найти работу, а иногда и получить академическое звание. За трехлетний срок пенсионер мог выполнить программу на Большую золотую медаль и, в случае высокой оценки, получал право на заграничную поездку.
Реформа 1830 года имела целью превратить Академию художеств в сугубо специальное учебное заведение.

Анахронизм узко специальной школы, отрицание предшествующего опыта нахождения баланса общегуманитарных и специальных образовательных циклов были преодолены реформой 1859 года. За 19 лет, когда Академия являлась узко профессиональной школой из ее стен выходили качественно подготовленные живописцы, скульпторы и архитекторы. Все эти годы велись споры между ведущими художниками и педагогами о значении курса гуманитарных наук. Например, И.К. Айвазовский крайне отрицательно относился к курсу общеобразовательных дисциплин в стенах Академии и стоял за узкопрофессиональную школу. И в своем мнении он был не одинок. И все же большинство членов Совета склонялось к восстановлению преподавания развивающих общеобразовательных дисциплин. Реформа 1859 года не просто заново ввела общеобразовательный цикл, а восстановила первичную, изначально заложенную высшую идею Академии, утверждавшую примат подготовки художников, способных к свободному творчеству, над абсолютно обязательной ремесленной, в самом высоком значении этого понятия, подготовкой. Спор этот лишь кажется простым и прошлым. На самом деле каждое новое переустройство «академической» школы (например, современная разработка государственных образовательных стандартов) обязательно решает вопрос в профессиональном взаимоотношении циклов общегуманитарных и специальных дисциплин.

Драматизм ситуации заключался в том, что именно из стен Академии вышли художники, подвергнувшие сомнению достоинства образовавшей их системы. Внешне конфликт оформился в противостоянии Академии и «Товарищества передвижных выставок». На уровне идей «передвижники» и их идеологи утверждали примат социально направленной жанровой живописи. . Стороннему наблюдателю достаточно трудно понять природу чрезмерно идеологизированного спора «старой» Академии и «передвижников». Его острота связана как с нарождением подлинной интеллигенции, изначально не принимающей никаких форм государственного устроения, так и со сменой поколений в искусстве.

В 1833 году для «образования вкуса общественного» создается Московское художественное общество , подготовившее открытие в 1843 году Московского художественного училища.
Занятия в Училище ограничивались художественными дисциплинами, анатомией и перспективой. Только в последнем четвертом классе полагалась работа с натуры. Специальный курс композиции отсутствовал. Предполагалось, что будет даваться средняя профессиональная, во многом ремесленная, подготовка, а становление художника как творческой личности оставалось прерогативой Академии. Помимо общей подготовки, в курс обучения входила специализация в портретной, пейзажной живописи, а позднее, в исторической, и скульптуре.
Реальная педагогическая практика в Московском училище отличалась от утвержденных программ и основывалась на работе с натуры. Характер обучения во многом определялся личным творческим и педагогическим опытом приглашенных к преподаванию художников. Становление «московской школы» характеризуется бурной методической полемикой. «Московская школа» характерезуется любовью к малым жанрам в искусстве, с культом натуры и с упором на переживание, пусть и с некоторым ущербом для академической, петербуржской рациональности, твердости рисунка и композиционной выверенности. Зародившееся соперничество с Академией, считавшее себя частью единой европейской школы, позволило к концу ХIХ века говорить о Московском училище живописи, ваяния и зодчества как о школе, воплощающей тенденции самобытного, национального развития.

Но и в Петербурге перемены. «Передвижники» пришли в Академию в ореоле победителей косности и с отрицанием накопленного до них методического опыта и методологических идей. Лицом реформы, ее отличительной чертой стала организация персональных мастерских, руководившихся известными своим творчеством художниками. По убеждению новых преподавателей, (прежде всего И.Е. Репина), ощущавших себя лидерами современного искусства, и в силу этого обстоятельства излишне абсолютизировавших личный опыт, основное внимание должно было уделяться творческим мастерским с весьма различными методическими установками. С этого времени нарушается корпоративное стремление к согласному определению норм и критериев в художественной педагогике. С другой стороны, возникла возможность для разнообразных педагогических экспериментов.
Активно обсуждалось чему и как учить. Еще раз следует подчеркнуть, что сомнению был подвергнут академический принцип единой обучающей нормативности. Профессора-руководители внесли много нового и неожиданного в процесс преподавания. Но по прошествии короткого времени оказалось, что большинство новаций являются чрезмерно авторскими. Постепенно обучение стало возвращаться к классическим традициям. При всей рутинности «старой» Академии, мало кто замечает, что действительно во многом новая, либерализованная система резко изменила итоговое качество обучения. Академия стала выпускать равновеликих художников.

К 1910 году стал очевиден кризис «передвижнической» Академии. Например, А. Бенуа требовал изгнания «передвижников» из Академии и восстановления канонического обучения. Петербургская школа, особенно после ухода в 1907 году лидера реформаторов – И.Е. Репина, постепенно стала возвращаться к выработке согласованных методических норм.
Уже в десятые годы ХХ века в художественные учебные заведения пришло поколение, отрицавшее школу как таковую.

Изменения, происходившие в Академии художеств, внешностью отличались от изменений в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. К концу ХIХ века авторитет Московского училища стал сопоставим с Академией художеств. Соперничество двух столиц создавало вольтово напряжение в русской культуре. Плодотворное сотрудничество-соперничество продолжают и их современные нам наследники двух школ - «репинский» и «суриковский» академические институты.