Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Какие уроки в американских школах. Школьное образование в сша

Какие уроки в американских школах. Школьное образование в сша

В прошлой статье мы знакомились с . Данная статья расскажет вам о среднем образовании в Штатах. А именно, какие документы необходимы, какие существуют способы чтобы попасть в такую школу и многое другое, читайте ниже.

Общая информация

Учебный год в американской школе делится на два семестра. А учебный день может длиться до 6 часов, с учетом обеденного перерыва, каждый урок длится по 25 минут (один модуль или блок).

Учебный день длится до 14:40, а начинается для каждой школы по-разному (об этом ниже).

Попасть в школу ребенок может как при помощи бесплатного школьного автобуса или жеученика привозят родители.

Такие праздники как Рождество или Пасха, а также летние каникулы, дети проводят дома.

Физическому развитию в американских школах уделяется достаточно внимания, поэтому у учеников есть возможность дополнительно заниматься плаванием, баскетболом, теннисом, гольфом и т.п. Обязательно проводятся соревнования между городскими и региональными школами.

За весь период обучения в школах обязательно проводятся обширные культурные мероприятия и программы.

За отдельную плату существуют «продленки», где с вашим ребенком будут играть в развивающие игры или помогать с домашним заданием.

У школы всегда дежурят сотрудники полиции перед началом учебного дня и в конце. Дополнительно по утрам и в конце учебного дня сотрудники школы выходят на перекрестки и в качестве регулировщика помогают ученикам перейти дорогу.

Выбрать школу вы может исходя из ее рейтинга, который находится в открытом доступе, а определяется он на основе результатов учеников по окончанию школы.

Документы для поступления:

  • Виза;
  • Медицинская справка на английском языке (переведенная), а также информация о последнем медицинском осмотре;
  • Результаты тестирования по английскому, а также собеседования;
  • В некоторых школах могут также потребовать выписку или табеля с оценками за последние 1-3 года, а также рекомендация от учителя английского языка.

Знание английского

Любой учащийся при поступлении хоть в частную, хоть в муниципальную школу, обязательно проходит тест на знание английского языка. Если ребенок недостаточно владеет языком, его могут перевести в подготовительный класс, в котором активно будут наверстываться такие пробелы.

Структура:

В зависимости от штата, школьные программы могут отличаться друг от друга, потому что в Америке нет единой программы обучения. Кстати все школы находятся отдельно друг от друга.

Окончив 9, 10, 11 класс, ученик имеет право перейти в техническую школу, таким образом, помимо общеобразовательной программы, у подростка уже есть возможность получить какую-либо специальность (дизайнера, воспитателя в дошкольном учреждении, электромеханика и др.)

  • Нулевой класс (preschool kindergarten). Возраст 5-6 лет.
  • Начальная школа (Primery или Elementary School). Классы с 1 по 5, возраст 6-11 лет. Начало уроков с 08:40.

Перед началом учебного года, все дети проходят IQ тест. На основании данного теста детей разделяют на несколько групп в зависимости от способностей. По достижению третьего класса, каждый ребенок тестируется ежегодно. Существуют классы для детей с лучшей успеваемостью, где предметы изучаются более углубленно и наоборот. До пятого класса детям позволительно передвигаться по классу, или вовсе провести кружок под открытым небом, а потом предлагают написать сочинение о листике с дерева или жуке на дереве. Собственно такой подход – одно из отличий американских школ.

Большинство предметов преподает один учитель, за исключением изобразительного искусства, музыки и физкультуры. Изучаются, как правило, письмо, чтение, естественные и общественные науки, арифметика.

  • Средняя школа (Middle School или Junior High). Классы с 6 по 8, возраст с 11-12 до14 лет. Начало уроков с 08:00.

К пятому классу все дети сидят за одноместными партами, и уроки имеют уже привычный нам вид. В школах Америки существуют обязательные предметы (математика, английский язык, предметы научно-естественного цикла, физкультура, обществознания и искусствознания) и предметы на выбор (в каждой школе разные предметы на выбор, например, журналистика, театральное искусство, риторика). Каждый предмет ведется отдельным учителем.

Кстати, ежегодно, детей распределяют по новым классам, таким образом, каждый последующий год, ученики обучаются в новом коллективе.

  • Старшая школа (High School). Классы с 9 до 12 классы, возраст с 15 до 18 лет. Начало уроков с 07:30.

Ученикам предоставляется еще больше свободы в плане выбора предметов для изучения. Таким образом, каждый ученик занимается по программе подобранной им же. То есть, ежедневно по утрам проверяется общая посещаемость, после чего, школьники расходятся по нужным классам.

Также, ученики старших классов могут выбрать дополнительные предметы по углубленному курсу.

Но для того чтобы ученику вручили аттестат об окончании, имеется определенный список предметов, который он должен выучить и успешно сдать.

Кстати, в колледже, как вы знаете, приходится платить за каждый прослушанный курс. Но не все знают, что некоторые изучаемые предметы в школе могут совпасть и в колледже. Поэтому, такие дополнительные предметы школьник может сдать по окончанию школы на отлично и в будущем уже не изучать их в колледже.

Школьники занимаются по 100 бальной шкале, где баллы имеют буквенные значения, а именно:

Как попасть в школу

Существует три способа поступить в американскую школу:

  1. Частная школа.

Большинство частных школ без проблем принимают зарубежных учеников. Для того чтобы попасть в такую школу, достаточно связаться со школой самостоятельно, для выяснения всех деталей или же, обратиться в частную контору (посредник). Примерная стоимость в год может колебаться от 10000$ (в зависимости от штата и самой школы).

  1. Программа обмена.

Отбор для такой программы, как правило, проводится в несколько этапов: письменный экзамен, тестирование и собеседование. Помимо знания языка, во время прохождения такого конкурса, также учитывается приспосабливаемость. После успешного отбора, ученику предоставляется возможность жить в американской семье и учиться в государственной школе.

Публикации о проблемах образования в нашей стране вызвали оживленный отклик читателей. Наряду с комментариями и вопросами в редакцию поступили просьбы подробно рассказать о том, как устроена западная школа, с которой, похоже, наши чиновники срисовывают план переделки российского образования. Хорошо бы - об американской школе. К мысли о том, что американское школьное образование ужасно, нас приучили американские же фильмы. Однако везде и всегда есть хорошее и плохое. И если уж рассказывать, то о положительном опыте. Давний автор нашего журнала Валериан Матвеевич Хуторецкий, который уже много лет живет в Америке, подготовил для «Химии и жизни» обстоятельную статью о том, как устроена и как работает хорошая государственная школа в США. В этом году ее закончили внучки-близнецы Валериана Матвеевича, поэтому информация, что называется, из первых рук. Надеемся, что статья будет интересна и полезна не только учителям, но и тем, кому небезразлична судьба школьного образования, то есть всем нашим читателям.

Не надо иллюзий - в Америке тьма школ, где в классе заново учат читать и вычислять дроби, а девочки беременеют уже в средней школе. Но это относится главным образом к школам крупных городов. Многие из тех, кто работают в больших городах (city), стараются жить в соседних маленьких городках (town), где качество жизни выше. Речь пойдет не об американской школе вообще, а только о добротной государственной школе в хорошем пригородном районе. Здесь живет средний класс, к которому относятся лицензированные ремонтники, владельцы мелкого бизнеса, менеджеры разного ранга, риелторы и т. п., а не только, как принято считать в России, врачи, адвокаты и «программисты» всех видов. Недвижимость (дом и участок) в местах с хорошими школами может быть и в два раза дороже такого же по остальным параметрам жилья, что служит преградой для появления нежелательных соседей. Лично мне так и не удалось понять, что же первично - повышенная цена недвижимости или высокий уровень школы, но они, несомненно, связаны. Заметим, что хорошие школы случаются и в бедных местах, а плохие - в богатых. Выбирая место, где жить, разумные люди, имеющие или собирающиеся иметь детей, смотрят на рейтинг местной школы. А рейтинги тут есть для всего на свете.

Какие здесь школы

Школы в Америке бывают частные (private; если интернат, то boarding) и государственные или общественные (public). В частных школах и детских садах в 2009-2010 учебном году занимались 10% общего числа школьников и дошкольников США, или 5,5 миллионов человек. Некоторые дети по каким-то причинам не посещают школу вообще (home schooling), например по религиозным соображениям или чтобы окончить школу быстрее. Частные школы дают хорошее образование, но стоимость обучения в них начинается с 10 тысяч долларов в год. Верхний предел оплаты неизвестен, но 35 тысяч - реальная цифра. Общественные - бесплатны.

Обучение в школе разделено на три ступени: начальная (с первого по пятый классы, при ней же есть обязательный нулевой класс, детский сад), средняя (6-8 классы) и высшая, причем высшую школу в Америке (9-12 классы) не надо путать с высшей школой в России, где так называют вузы. Если переводить точно, то high или secondary school - это «высокая» школа, а higher, tertiary или post-secondary (колледж) - «более высокая», и ни одна из них не высшая (highest). Давайте называть ее старшей, что ли. Каждая из школ всех трех уровней - это полностью самостоятельное учреждение, обычно в отдельном здании и со своим учительским коллективом. Если в городке имеется, кроме одной-двух средних и нескольких начальных, еще и старшая школа, то в нем есть и отдел образования (Board of Education), который определяет, чему, как и по каким учебникам учить в этом округе. В другом городке программа будет несколько другой.

В по-настоящему хорошей школе многие десятки разнообразных курсов, причем многие из них преподают на университетском уровне. Выбор иностранных языков примерно такой: испанский, французский, латынь, китайский, немецкий, итальянский. Отсев в хорошей школе по сути нулевой, тогда как в Нью-Йорке государственную старшую школу оканчивают только 76% белых и 56% черных учеников. В штате Нью-Джерси в среднем отсев в государственных школах 1,7%.

Существуют и специальные школы для детей с отклонениями - в ту и другую сторону. В них учатся или особо одаренные (прием по конкурсу!), или требующие особого внимания дети - слепые, глухие, сильно отстающие в развитии. Дети-инвалиды и дети с легкими отклонениями в поведении и развитии посещают нормальные школы; близнецов разводят по разным классам. Есть специализированные школы, например физматшкола Stuyvesant, которую сокращенно именуют Стай, в Манхэттене (аналог московских школ № 2, 57, 179).

Самая дорогая покупка к школе - компьютер, который служит по меньшей мере четыре-шесть лет и стоит около 800 долларов. За год канцтоваров расходуется от силы на 100 долларов. Ланч стоит 2-4 доллара, но можно приносить еду из дома. Чтобы получать бесплатный ланч, достаточно подать соответствующее заявление. Поскольку «хорошая школа в хорошем районе» - понятие неопределенное, то скажем так: Департамент образования США отметил наградой «Голубая лента» 74 из 490 старших школ в штате Нью-Джерси. Таким образом, можем считать, что доля «хороших» школ примерно 15%.

Учителя и бюджеты

Учителя входят в профсоюз, их зарплата растет со стажем и не зависит от личных достижений. Для работы учителем нужен сертификат от штата, без этого вообще-то вести урок можно только в присутствии «настоящего» учителя. Большинство штатов признают сертификат, выданный другим штатом. Согласно опросу Национальной ассоциации учителей науки, в 2007 году примерно в половине старших и одной трети средних школ была нехватка учителей естественнонаучных дисциплин (здесь эти предметы называют «Наука»). В трудных ситуациях берут предметного специалиста (химика, физика и т.п.), и он год вечерами ходит на курсы для сертификации, ведя при этом занятия в школе. При учебе в четырехгодичном колледже можно взять соответствующий набор дисциплин и получить диплом и учительский сертификат. Примерно около трети курсов должны быть связаны со школьной работой, остальные - общее образование и научная специализация (математика, химия и др.).

Есть и специальные педагогические колледжи, где готовят именно учителей, чаще для начальной и средней школы. С ними не все и не всегда гладко, многие из них никем не аккредитованы. Как находят работу выпускники не аккредитованных колледжей, я не знаю. Может быть, именно из них выходят учителя для «плохих» школ крупных городов и удаленных поселков? Все учителя школы раз в год уходят на двухдневную конференцию по повышению квалификации, занятия на это время прекращаются. Еще где-то день в год учитель проходит дополнительную переподготовку, но тогда его кто-то замещает на уроках. В хорошей школе процентов десять учителей имеют докторскую степень (кандидаты наук), 73% - степень магистра. Нагрузка учителя - пять уроков в день, 25 - в неделю.

По идее, школы должны содержаться муниципалитетами, и в хорошем месте 87% средств действительно поступает из местного бюджета, и только 11% - из бюджета штата и 2% - из федерального. В плохой школе (обычно в бедном районе) картина иная: из местного бюджета поступает только 13%, из бюджета штата - 74% и из федерального - 12%. Средняя зарплата учителя (половина получает больше, другая половина - меньше) в хорошей школе 81 тысяча в год, в бедном районе - 59. Бюджет хорошей старшей школы с четырьмя сотнями выпускников, о которой дальше пойдет речь, в год составляет почти 40 миллионов долларов.

Когда из-за кризиса правительство штата Нью-Джерси срезало дотации хорошим школам, то жители некоторых округов с такими школами проголосовали за добровольное увеличение налогов, позволяющее сохранить высокий уровень преподавания. Надо заметить, что не у всех этих жителей есть дети, но хорошая школа повышает цену недвижимости в ее округе. Я хочу сказать, что они не обязательно альтруисты, они голосуют еще и за сохранение ценности принадлежащей им недвижимости, даже если за это надо доплачивать в форме несколько более высокого налога. Правительства и штата, и государства гораздо больше заинтересованы в том, чтобы не допустить превращения плохих школ в ужасающие, чем в поддержании уровня хороших школ.

Учебники, расписание и предметы по выбору

Американская начальная школа отличается от российской не только наличием кондиционеров, которые есть практически во всех учреждениях США, и перетасовыванием классов каждый год. Здесь нет строгой дисциплины в начальной школе: детям не мешают ходить по классу, они могут учиться, сидя в кружок на полу, кто-то может читать сам по себе. Их выводят на по- ляну около школы, а потом предлагают написать что-нибудь об увиденном: о кусочке коры в траве, червяке или жуке и т. п. Однако к пятому классу все уже сидят за одноместными партами и уроки имеют почти привычный нам вид.

В средней школе вообще нет классов как постоянных коллективов: школьники переходят в разные коллективы для разных предметов, часть которых они уже выбирают сами. Базовые предметы, в том числе входящие в «Науку» - биология, химия, физика и науки о Земле (геология, породы и минералы, земная кора и т.п.), - остаются обязательными. Чтобы иметь право выбрать более сложную программу по предмету, нужно получить по нему в предыдущем году отличную оценку. С 7-го класса можно брать повышенный уровень сложности математики и английского языка. В 8-м классе выбор предметов повышенного уровня сложности расширяется и дается свобода выбора некоторых необязательных предметов: на кулинарию, например, очень много желающих, в том числе мальчиков.

В старшей школе за четыре года надо обязательно пройти три курса более сложной и разнообразной (на выбор) «Науки» и три - математики. В 9-м классе наука - это «Основы химии и физики», в 10-м - биология. Хотя бы один из научных курсов должен быть с лабораторными работами, в хорошей школе - все. Выбор состоит в том, что можно или брать курсы разной сложности (см. ниже), или выбирать более узкие предметы, то есть это может быть экология, а не биология, астрофизика, а не физика и т.п. Обязательны в старшей школе по четыре годовых курса английского языка и литературы, физического воспитания, социальных и исторических наук и хотя бы один художественный курс. В каком порядке что проходить - дело вкуса, поэтому нормально, когда в одном классе сидят десятиклассники и ученики 12-го класса. Каждый зачтенный курс, длившийся весь год, дает пять кредитов. Некоторые предметы проходят за один семестр (2,5 кредита). Еще 15 кредитов (три годовых курса) нужно набрать из множества дополнительных курсов, но можно и просто брать еще по курсу в год из обязательных. Сумма к окончанию школы должна быть не менее 120 кредитов. Аналогично устроено университетское образование: общая сумма кредитов и список обязательных дисциплин, остальное - по выбору.

Все учащиеся называются студентами - почему бы и нет? Но вот когда первый раз слышишь о студентах детского сада, то веселишься, конечно. Каждый год и старшей школы, и колледжа имеет свое порядковое название: freshman - первый год, sophomore - второй, junior - третий, senior - четвертый.

Школьные учебники изданы на плотной бумаге, богато и полезно иллюстрированы, правда, из-за этого они очень тяжелые. Их сдают по окончании учебного года, поскольку они еще и дорогие (больше $100, если хотите собственный экземпляр), потом они переходят другому ученику. Чтобы решить проблему тяжелых рюкзаков, уже во многих штатах ввели лэптопы, объединяющие все учебники, дневник и домашние задания. У каждого школьника есть запирающийся шкафчик в коридоре, который в конце года освобождают.

Занятия в школе начинаются после первого вторника в сентябре, Дня труда, и заканчиваются 24 июня. Учебный год разделен на четыре четверти, которые не связаны с каникулами (четыре дня отдыха на День благодарения в ноябре, рождественские каникулы с 24 декабря по 3 января, предпоследняя неделя февраля и неделя в начале апреля). Занятия идут пять дней в неделю. В старшей школе день состоит из восьми уроков длительностью 43 минуты. За четыре минуты между уроками надо успеть перебраться в нужную предметную комнату (слово «кабинет» здесь означает шкаф), а школа длинная, ведь в ней всего два, редко три этажа. Так что движение в коридорах после звонка весьма и весьма оживленное. После четвертого урока 20 минут отводится на ланч.

В конце учебного года каждый ученик составляет список предметов, включая их уровень сложности, которые он хочет взять на будущий год. Поскольку один из восьми уроков - физкультура, то это семь предметов. Так что он набирает себе программу из семи курсов и согласует ее с советником (см. главу «Советники»). Канцелярия утрясает расписания всех студентов и присылает каждому готовое расписание на следующий год. Поменять учителя нельзя, кто достался, тот и будет.

Это расписание включает в себя номер комнаты, куда ты будешь весь год приходить. Например, первый урок каждый день и весь год будет физика (комната 129), второй - всегда история (комната 215), третий - геометрия (комната 117) и т. д. Исключение - физкультура, которая четыре дня в неделю. Обычно за счет нее раз в неделю проводят сдвоенные лабораторные работы. Таким образом, на каждый предмет отводится пять уроков в неделю.

Раз нет классов, то и классных руководителей, в нашем понимании, тоже нет. Каждый студент прикреплен к Home Room, то есть классной комнате. Туда после второго урока на пять минут (поэтому вторая перемена на пять минут длиннее) заходит один и тот же учитель, проводит перекличку и следит, чтобы все ученики прослушали текущие объявления по радио, если надо, раздает им учебные материалы или какие-нибудь формы, которые нужно заполнить и потом сдать в канцелярию или медсестре (справка от врача для участия в соревнованиях, разрешение от родителей на экскурсию и т. п.). Если учителю нечего добавить к радиотрансляции, то он распускает учащихся на перемену.

Типичный урок и домашнее задание

Типичный урок - оживленная лекция. Учитель вовлекает студентов в обсуждение предложенной заранее или излагаемой на уроке темы. Желающие поднимают руку и говорят, учитель подзуживает, обостряет вопросы. Участие в обсуждении - это не опрос, устных проверок знаний здесь не бывает. Некоторые учителя его вообще не оценивают, другие, особенно в языковых и исторических дисциплинах, учитывают по своему усмотрению. Такая форма «добровольного опроса» нацелена на закрепление узнанного и выработку собственного мнения, а не на поддержание в страхе: вызовут - не вызовут. Урок зачастую иллюстрируют показом слайдов через проектор с учительского ноутбука, опытов и фрагментов фильмов на иностранных языках.

Домашние задания все выполняют в письменном виде и сдают в классе или по Интернету - каждый день. Вы можете болеть, прихватить пару дней к празднику (записка от родителей) - пожалуйста, только вот домашние задания надо сдать, и не откладывая, за все дни отсутствия. Изредка вместо, а то и вместе с домашними заданиями случаются более крупные задания - «проекты». Обычно они гуманитарные. Например - сочинить коротенькую пьеску на французском языке и исполнить ее в классе (и повторить на родительском собрании). Или организовать дискуссию «Вы за совместное обучение мальчиков и девочек или против?»: одна группа студентов собирает аргументы «за», другая - «против», остальной класс судит. Часто задают создать презентации (Power Point), например по теме «Таблица Менделеева». Каждый представляет порученный ему элемент: положение в периодической таблице, свойства, применение.

Совместная работа, team work, рассматривается здесь как важный навык, приобретаемый в школе, поэтому и проекты, и классные работы зачастую выполняют два-четыре человека. В компьютерной науке (основы информатики и вычислительной техники) командная работа - правило, а не исключение. Задача проекта там ставится в самом общем виде: написать любое приложение для iPhone или придумать игру. Ребята сами собираются по два-четыре человека и работают вместе, иногда весь год. Если что-то не получается, идут с расспросами к другим группам, или учитель подсказывает, с кем надо посоветоваться.

Суммарная оценка за проект у разных учителей варьирует, но в целом она держится на уровне крупной контрольной работы. Вклад каждого в проект обычно не выделяют, всем поровну. Кроме домашних заданий есть контрольные работы (короткие, quiz, на 5-20 минут; более подробные, test, на 40 минут) и экзамены.

Оценки и сложности

Экзамены появляются к концу средней школы, а в старшей их проводят уже каждые полгода. Шпаргалки и списывание на экзаменах и контрольных (но не списывание домашних заданий, особенно в конце 12-го класса!) практически неизвестны. Внутришкольные экзамены, которые составляют сами учителя, могут быть вполне законно подкорректированы, если выясняется, что большинство неважно справилось с той или иной задачей или экзаменом в целом. Тогда проводят шкалирование (scaling): тем ученикам, которые набрали наибольший процент правильных решений, скажем 95%, засчитывают 100%, а остальным добавляют по 5%.

Количество задач или вопросов измеряется десятками; отводимое на экзамен время - 90 минут. Не все, но обычно большинство заданий представляют собой задачи на выбор правильного решения из предложенных ответов. Для подготовки к экзаменам специальных дней не отводят, а сами экзамены идут четыре дня подряд, а то и по два в день.

Все оценки выставляют в буквенной системе: A, B, C, D и F, с добавлением минусов и плюсов. За правильно решенные 93% и более ставят А, 90-92% - А с минусом, и т. д. Только 60% правильных ответов (D-) еще будет зачтено, но меньше - это уже F (failed).

Оценки в школе ставят, но их не сообщают в классе, только родителям и ученику. (Хотя во многих других городах страны сохраняется система ранжирования учеников.) Сейчас родителям просто дают пароль к сайту с текущими отметками их ребенка.

Хотя чужие отметки неизвестны окружающим, ближе к выпуску положение каждого в учебной иерархии не только известно, но и сопровождает заявление ученика о приеме в вуз. Оно обезличено и представляет собой процентную десятку по успеваемости, в которую попал ученик по своему среднему баллу: первая десятка, вторая десятка. Попадание в первую десятку добавляет к аттестату грамоту «С высшим отличием» (High Honors), во второй и третий - «С отличием» (Honors). В каждом выпуске есть лучший ученик года (valedictorian), иногда два, им предоставляется честь произнести речь перед выпускниками на торжественной церемонии. Другую категорию наград составляют призы многочисленных научных (Intel, Merck, Google и др.) и художественно-гуманитарных конкурсов и олимпиад.

Подача документов в вузы завершается 31 декабря, а к 1 апреля все вузы присылают свои решения, и принятым лишь надо, чтобы их не выгнали из школы до получения аттестата. Поэтому во втором семестре последнего, 12-го класса учат- ся только энтузиасты или те, кто заканчивают АР курсы (см. ниже). Конкурс в университеты в первую очередь учитывает средний балл за 10-11-й и первый семестр 12-го класса - так называемый GPA (Grade Point Average), куда входят оценки по всем предметам, кроме физкультуры и здоровья, но включая художественные предметы. Поэтому желающих его повысить бывает много, и главный способ для этого - нет, не просто хорошо учиться. Для этого нужно еще повышать уровень сложности предметов, которые ты проходишь.

Каждый предмет в старшей школе имеет четыре уровня сложности. Названия этих уровней отличаются не только в разных штатах, но даже в округах. Довольно типичный набор: Сollege Level или Advanced Placement (AP, Эй Пи); Accelerated или Honors; CPA или standard; и CPB или essential. Два последних означают «Подготовка к колледжу» (College Preparation) А и В. «А» означает обычный, типичный уровень, «В» - чуть пониже. В аттестате эти уровни имеют разный вес. Если максимум в СРА и CPB оценивают в 4 балла, то максимум в Accelerated (Honors) дает 4,33, а в АР - уже 4,67 балла. Отбор на уровень Accelerated проводят по предыдущим оценкам; на АР, кроме этого, надо сдать вступительный экзамен.

Помимо оценки для выбора многих предметов повышенного уровня есть обязательные условия (prerequisites): чтобы взять продвинутую алгебру 2, надо сдать алгебру 1, а чтобы поступить на АР физику или АР статистику, надо закончить алгебру 2, так что выбор надо планировать далеко вперед. Чтобы остаться на Accelerated уровне на следующий год, достаточно среднего балла В с минусом, но чтобы с него перейти на уровень АР, надо иметь годовое А, изредка могут взять с А с минусом. АР - это высший уровень, соответствует первому курсу университета. Первые три АР курса (европейская история, биология, искусство) разрешается взять в 10-м классе, дальше - больше, а некоторые курсы доступны только в последнем классе.

Самые престижные университеты не рассматривают всерьез аттестаты со средней отметкой ниже 4,25, а это недостижимо без honors и AP курсов. Зато большинство университетов и колледжей в США засчитывают школьный АР курс как пройденный в университете курс. Многие школьники используют эту воз- можность, чтобы получить диплом бакалавра не за четыре года, а быстрее, что при стремительно растущей плате за обучение (последнее время около 10% в год), может сэкономить десятки тысяч долларов. Кроме того, много взятых АР курсов - это плюс при рассмотрении заявления о приеме в вузы, а конкурс в самые престижные колледжи превышает десять человек на место.

Говорят, что была в школе девочка, которая смогла взять 16 АР курсов. Подруга моей внучки осилила 14, но не с максимальными оценками, что снизило ее главный показатель - GPA. Увы, ее не взяли ни в один из выбранных ею престижных университетов. Советница (см. ниже) устроила ее в университет рангом пониже, куда она поначалу и не подавала документы, правда, на полное обеспечение (full ride): она ничего не платит ни за обучение, ни за проживание.

Частные экзамены

Средний балл (GPA) - это важно для поступления в вузы, это свидетельство качества усвоения школьного материала, индикатор стабильного интереса к учебе. После него второй по важности показатель - результаты экзаменов, проводимых частными организациями. Их цель - определить, насколько ученик готов продолжить учебу в колледже, то есть оценить его способности и рабочие навыки, а не сумму накопленных знаний. Для них школа в свободный день предоставляет место и учительский присмотр.

Эти экзамены платные и сдают их только те, кто собираются поступать в колледж, но в хорошей школе это практически все. По сути таких экзаменов два: SAT (Sholastic Assessment Test) и ACT (American College Testing), хотя в более распространен- ном SAT есть дополнительные разновидности. Сдавать можно любой из них или оба и в любом классе. Проводит SAT та же организация, College Board, которая проверяет и оценивает АР экзамены.

Обычный SAT (есть еще предметные SAT или SAT II, которые оценивают именно знания по химии, физике, экономике, языку и т. п.) состоит из трех частей, каждая из которых имеет вес максимум 800 очков: это критическое чтение (critical reading), куда входит проверка способности учащегося анализировать тексты, в частности, сравнить два текста разных авторов на сходную тему; письмо (writing) - умение выбирать правильные средства для передачи мыслей, в частности за 25 минут надо написать сочинение, желательно на пять параграфов с введением и заключением; и основы математики. Кроме заданий на выбор из четырех возможных вариантов, в SAT есть и задания, требующие ответа в свободной форме, причем сложность заданий различна. Он длится 3 часа 45 минут, и время редко бывает лишним.

Конечно, тестирование на сообразительность по такой системе напоминает упражнение в решении задач на скорость и тем самым позволяет оценить только способность решать проблемы, не требующие глубокого размышления, но ведь такие задачи, собственно, и предстоит решать в колледже. Кстати, способность концентрироваться на четыре часа - тоже умение, важное в колледже. Такой экзамен годится для того, чтобы ранжировать учеников для поступления в приличные, но не самые престижные университеты. Он проводится много раз в год, его можно пересдавать, правда, с 2011 года это стоит уже 50 долларов (в прошлом году было 25). В соответствии с будущей специальностью, требования университета к SAT различны в зависимости от специальности, которую выбрал абитуриент: если вы будущий артист, то математическим разделом могут вообще не интересоваться.

Итак, выпускник получает два важнейших документа: запись отметок аттестата с GPA и результаты SAT и/или ACT. Третий обязательный компонент для успеха при поступлении - это рекомендации, и самая важная из них - школьная характеристика. Советники (Guidance Counselor), которые пишут эту характеристику, играют заметную роль в школьной жизни. Они дают учащимся советы по поведению в школе, выбору предметов на год, изменениям в личном расписании, но, конечно, главная их работа - поступление в вузы. Их задача - знать студентов, а их по 50-60 на советника только в выпускном классе, поэтому они раздают студентам опросные листы, общаются с учителями по поводу своих подопечных и просто призывают их самих заходить почаще. С вопросом «Почему у моего Васи двойка по геометрии?» можно прийти прямо к учителю математики, но все остальное - к советнику, классных руководителей в школе нет.

При поступлении учитывается общественная деятельность - знакомо звучит, не правда ли? Практикуется система рекомендаций из тех мест, где абитуриент работал, по найму или добровольцем. Отдельные учителя, а также внешкольные преподаватели и тренеры художественных, балетных, спортивных, религиозных школ, студий и клубов могут дать свою рекомендацию - по просьбе студента, конечно. Все рекомендации направляются прямо в приемную комиссию (Admission Office) вуза, рекомендуемый их не видит.

Практически все вузы при поступлении требуют несколько рекомендаций и два-три кратких сочинения на свободную или заданную тему: от стандартной «Почему наш университет?» до экзотики типа «А как ты мог бы использовать умение писать задом наперед?». Эти сочинения - не вступительные экзамены (хотя кое-где и они практикуются), это дополнительный, помимо рекомендаций, материал для изучения личности поступающего.

При отборе студентов ценятся достижения в любом виде деятельности, особенно конкурсные. Будущий химик, имеющий диплом лауреата фортепианного конкурса, имеет преимущество при поступлении. Почему? Потому, что этот диплом показывает, что человек может чего-то добиться, победить, а химии научим. Спортивные достижения приветствуются, но в различных вузах в разной мере. В одних перспективных спортсменов ищут, приглашают и полностью или частично освобождают от платы за обучение и проживание. В других это плюс, но при прочих равных. Широко практикуется система собеседований (интервью), которые зачастую проводят прежние выпускники этого вуза, живущие или работающие неподалеку от абитуриента. Бывает и другая схема: представитель приемной комиссии приезжает в места, где много абитуриентов, и проводит интервью с ними в какой-нибудь из близлежащих школ.

По окончании 11-го (не последнего!) класса ученик обычно имеет согласованный с советником список потенциальных вузов для поступления. В нем три примерные градации: на пределе возможного, свой уровень и запас, куда вроде бы должны точно взять. Обычно список состоит из 10-15 названий. Хорошо бы больше, ведь многие выпускники 2011 года получили в ответ на них одно-два предложения, некоторые - ничего, но все имеет свою цену: в 2011 году подача каждого заявления стоила 75 долларов, плюс рассылка SAT в каждый колледж сверх первых пяти - еще пятнадцать (результаты примут только от проводившей экзамен организации).

Колледжи выбирают не только по Интернету или очень информативному печатному справочнику «Fiske Guide to Colleges», включающему только 300 лучших из них, менее 10% от общего числа. В каникулы и выходные множество родителей с детьми путешествуют по стране, посещая дни открытых дверей в пред- полагаемых местах будущей учебы, чтобы самим увидеть, где дитятко будет жить, что есть, чему и как его будут учить.

Математики, химики, гуманитарии

Беда американской школы - математика. Запуганные ее жупелом педагоги ввели в средней школе «связанную с жизнью» математику (connected math), которая «доходчиво», то есть по готовым формулам, учит вычислять площадь амбара или периметр забора. Хотя в средней школе самое бы время оттачивать способности к абстрактному мышлению. В результате у детей развивается не понимание, а страх перед той самой дисциплиной, которая призвана создавать упрощенный, идеализированный образ сложных явлений в естественных науках. Если дома понимают, что происходит, и помогают ребенку, то можно уйти на год вперед: получить «отлично» в седьмом классе и в восьмом взять вместо Connected math нехитрую, но хотя бы разумную алгебру 1. Строгая математика появляется только в геометрии за 10-й класс или АР курсах математического анализа (Calculus).

Компьютерные классы в школе оснащены вполне прилично, но без роскоши. Их два в математическом департаменте (для геометрии и информатикии) и два в художественном, где проходят уроки архитектуры и компьютерной графики и дизайна. На уроках информатики изучают языки программирования Visual Basic и Java и реляционные базы данных.

Естественнонаучные предметы преподают на вполне достойном уровне. Обязательная химия в средней школе - это Периодический закон, строение атома, валентность и связи, молярные отношения, выражение концентраций. Биохимию проходят в курсе биологии, в нее входят метаболические циклы, строение углеводов, белка и ДНК. Годичный АР курс химии в старшей школе включает в себя газовые законы, строение кристаллов и растворов, кислотность и основность, окислительно-восстановительные реакции, строение молекул (s- и p-связи, гибридизацию, основы теории орбиталей, хиральность, изомерию), равновесия, уравнение Аррениуса и кинетику, начала органической и аналитической химии. Освоение такого курса в школе - серьезный труд, впрочем, то же относится и к курсам биологии и физики.

В лабораторных работах используют как нехитрые инструменты типа электронных весов, горелок, пипеток, бюреток, так и старый надежный спектрофотометр Spectronic 20, разработанный еще в конце 50-х и многократно модифицированный. Если кто помнит советский СФ-4, то Spec еще компактнее и проще. Результаты усредняют: «один опыт - не опыт».

Однако большинство выпускников школы выбирают на будущее гуманитарные специальности: политику, бизнес, искусство, психологию, языки, поэтому гуманитарная составляющая американского обучения проходит на очень высоком уровне. Мировая литература, кино и общество, Ближний Восток, русская история, макроэкономика, правительство США, шесть уровней китайского, четыре испанского - это просто примеры навскидку из предлагаемых гуманитарных курсов. С самого раннего возраста ученики усваивают конструкцию не только предложения, но и всего сочинения. Школьное сочинение (essay) в средней школе по любому предмету состоит не просто из введения, обсуждения и заключения. Расположение, назначение и объем каждой фразы в нем определены и закреплены многократным практическим повторением. В старшей школе для уроков творческого письма (есть такой предмет по выбору) дети ежедневно пишут по одной странице произвольных текстов или по рассказу раз в неделю.

Хотя в старшей школе обязательны только два года иностранного языка, колледжи обычно требуют не менее трех лет, и те, кто собираются поступать, вынуждены этому следовать.

Французский язык, начатый в 6-м классе (в начальной школе вполне без толку проходили испанский), дети знают достаточно хорошо, чтобы спокойно читать в оригинале «Маленького принца» и расспросить о дороге в Париже. С предметами по эстетическому воспитанию (живопись, рисование, кино, танцы, музыка, драма и пр.) здесь все в порядке, но подробнее о них говорить не будем. Подрабатывая летом в кинотеатре, моя внучка теперь не столько отрывает корешки билетов или продает попкорн, сколько расписывает стекла входной панели сценами из новых фильмов - хорошо учили рисованию и живописи, стало быть.

Не только уроки

По окончании учебного года в начальной, да кое-где и в средней школе устраивают Клубничный фестиваль (Strawberry Festival) - праздник на школьном дворе со множеством аттракционов, лотереями, состязаниями (какой визг стоит при перетягивании каната!), призами, мороженым, хот-догами. В это время действительно поспевает клубника, но в наши дни это уже к празднику отношения не имеет. В общем развлечении участвуют полицейские: измеряют своими радарами скорость бросания бейсбольного мяча. Одного из учителей приносят в жертву: сажают над прозрачным ящиком с мишенью, заполненным водой, и, если кто-то попадает в мишень, люк открывается и… жертва веселится со всеми вместе - жарко же.

В средней и особенно в старшей школе, где нет постоянных учебных коллективов, социальная жизнь разводит детей по группам, «кликам». В школе есть родительский комитет, почти на все мероприятия, кроме дискотек, родителей приглашают. Развлечения не заслоняют учебу, но создают благоприятный фон. В школьных печатных журналах публикуют литературные произведения и рисунки студентов, обычно из домашних заданий повышенных курсов. Школьная библиотека выписывает 140 журналов, включая некоторые научные. В холлах и коридорах сменяют друг друга выставки работ школьников, популярны концерты школьных оркестров, спортивные соревнования с другими городками, но центральное событие года - постановка мюзикла, на который собирается вся школа; даже баскетбольный матч учителей против учеников не вызывает такого наплыва зрителей.

Как известно, даты в США начинаются с месяца, поэтому 23 октября отмечают День моля (не забыли - 6,02х10 23 , число Авогадро). В этот день на химии устраивают пиротехнические безобразия, и пожарную сигнализацию в школе приходится отключать. Число пи равно 3,14 с копейками, так что 14 марта - Pi Day (пай дэй), рекомендованный конгрессом США для празднования по всей стране. Поскольку слово «пирог» (pie) звучит точно так же, то в этот день на математику приносят пироги, естественно, в форме круга, желательно самодельные. Там их тщательно разрезают, и дальше уже никакой математики. Всякий студент, изучающий в старшей школе физику, должен построить из деревянных зубочисток с помощью клея ПВА мост (для игрушечной машины) длиной 25 см и весом не более 60 граммов. Затем в обстановке всеобщего ажиотажа по строгим правилам ломают мосты, прошедшие ранее квалификационный минимум прочности. За самый прочный мост, а хорошие выдерживают и 50, а то и 70 кг, дают награду, которую упоминают в заявлении на прием в колледж.

Невозможно не восхищаться типичными стадионами пригородных школ с полноразмерными футбольными и бейсбольными полями, теннисными кортами, беговыми дорожками, освещением и трибунами на сотни зрителей. Столь же невозможно перечислить все клубы (кружки): дискуссионный, кино, шахматный, философский, ботанический, этнические и т. д., и т. п. Чтобы создать новый клуб, достаточно найти учителя, готового присутствовать на его собраниях (это входит в обязанности учителей), и, если надо, собрать или заработать деньги на его функционирование. Около школ не редкость объявления вроде «Моем машины за 5 долларов для сбора средств на фехтовальную команду».

До 12 лет детей запрещено оставлять одних - могут запросто лишить родительских прав, но с 13 лет ребенок имеет право работать, и многие начинают подрабатывать репетиторами или присматривая за маленькими детьми. Надо заметить, что работа старших школьников скорее правило, чем исключение. Это и возможность познакомиться с разными сторонами бытия (как вам - месяц обихаживать тропинки в национальном парке на Аляске, потом недельная экскурсия по этому штату?), и способ заработать карманные деньги. Просто так их и миллионеры не дают: непедагогично.

В религиозной и даже ханжеской Америке как религия, так и пропаганда атеизма в государственной школе не допускаются. Вообще вмешательство округа в учебный процесс - редкость. Но вот пример: захолустный школьный округ в Пенсильвании проголосовал за введение в школе, кроме эволюционной теории, еще и креационизма (точнее, так называемой теории разумного замысла - intelligent design). Бурный протест образованных учителей и родителей привел ко второму «обезьяньему процессу» - судебному разбирательству, точку в котором пришлось ставить уже Верховному суду США в 2005 году.

Зато в школе учат терпимому отношению к разного рода «инаковости», от расы до сексуальной ориентации. Азиатские дети в хорошей школе составляют на глаз процентов 10-15, афроамериканские - около двух. Расовые трения в хорошей школе обычно не бывают серьезными. Во всяком случае, среди друзей моих внучек представлены все расы.

Мотивация школьников

Моя шустрая внучка еще в шестом классе спросила китайскую подружку, круглую отличницу: «Чего надрываться ради А (пятерки), в чем разница, если будет А с минусом?» - «Разница будет в колледже, в который ты сможешь поступить», - был немедленный ответ.

Есть внутренняя мотивация, когда человек жить не может без знания и понимания, будучи даже в совершенно неподходящих для учебы условиях, как у Сократа, Ломоносова, нашего уже покойного современника, математика (и не только, он много для биологии сделал) И.М.Гельфанда. Сходное, пусть не столь масштабное, явление - ученики спецшкол в России и Америке.

Мотивация внешняя - это прежде всего установка в семье и стремление поступить в более престижный колледж. В развитии такой мотивации большую роль играют также учителя и сверстники, друзья: «С кем поведешься…». Вот внешнюю мотивацию и создает среда, в которую попадают ученики хороших школ. У молодой американской семьи среднего достатка есть выбор: купить (в рассрочку, конечно) роскошный дом в округе с посредственной школой или скромный домик в районе хорошей школы. Те, кто выбирают второй вариант, попадают в круг сосе дей-единомышленников: людей, ценящих образование своих детей выше личных удобств. В этой среде будут лучшие учителя, получающие в хорошей школе более высокую зарплату и работающие в нормальной человеческой атмосфере, будут сверстники, прошедшие отбор на мотивацию, если не внутреннюю, то хотя бы под давлением своих семей. Не вижу здесь большой разницы с российскими хорошими школами, лицеями, гимназиями и т. п.

Не желающих учиться хватает везде, дело в степени нежелания. Количественных данных у меня нет. Скажу так: в хорошей школе отнюдь не все рвутся к знаниям, но не бывает такого, что- бы кто-то пытался сорвать урок. Когда половина хочет учиться, а другая не знает, чего она хочет, то учеба идет вполне успешно. Если же в классе половина активно не желает ничего делать, то единицам, которые хотят учиться, приходится туго. Трудно ожидать от ребенка высокой мотивации к учебе, если он ест один раз в день - на бесплатном ланче в школе, поскольку его родители все тратят на наркотики или пропивают. Есть города, где дети, получающие бесплатный ланч, составляют абсолютное большинство, пусть он и не единственная их еда за день.

Заключение с послесловием

Я рассказываю лишь о своем опыте и не пытаюсь убедить вас, что американская школа - лучшая в мире. Я начал рассказ с того, что есть совершенно ужасающие школы и их, вероятно, не меньше, чем хороших. Но подчеркиваю, что рядом со школой моих внучек, вперемешку есть и плохие школы, и школы такого же уровня, как у них. Я бывал в них, говорил с родителями, читал о них отзывы, смотрел их рейтинги. Наша - не исключительная.

Американская система школьного образования не идеальна, но в своей лучшей форме она отвечает запросам современного постиндустриального американского общества. По существу, выбор вариантов обучения в ней свободен только в одну сторону - где труднее. Что полегче, то обязательно. Хотя еще один выбор, пожалуй, тоже есть: не хочешь учиться - не учись (после 16-летия). Не все учащиеся могут использовать предоставляемые им возможности полностью, нужен природный минимум способностей и постоянное внимание, да-да, «семьи и школы». Лучшие американские школы хороши, но системы, которая обеспечивала бы всем равные возможности для развития, здесь нет. Да и где она есть или хотя бы была?

Вчерне закончив эти байки, я сел читать «Химию и жизнь» за июнь 2011 года и обнаружил статью «Чему учить на уроках химии?». Мне кажется, что мои заметки вполне согласуются с некоторыми высказанными в ней мыслями. Гуманитарный крен в американском школьном образовании уже привел к тому, что специалистов по компьютерным и даже некоторым естественным наукам и технологиям приходится импортировать. Это легко осуществимо для США из-за более высокой зарплаты и лучшей организации работы. У России и в перспективе нет такой возможности, оставшихся бы удержать, поэтому система школьного образования для нее нужна самодостаточная, гораздо более научно-ориентированная, чем в США. Ведь из технаря переквалифицироваться в гуманитария можно, а в обратном направлении не получается.

Хуторецкий М.В.
«Химия и Жизнь» №10, 2011

Система среднего образования в США совсем не похожа на российскую. Отличается не только продолжительность обучения (12 против наших 11-и лет), но и педагогические методики, учебные программы и многое другое. Разбираемся, что представляет собой школьное образование в США.

Методики и программы

Единого государственного стандарта образования в США не существует. Формированием учебного плана в самом общем виде (список основных дисциплин, даты начала и окончания учебного года) занимается совет по образованию при администрации штата. При этом всю конкретику, вроде учебных пособий, объема и характера преподаваемого материала, работники школ определяют самостоятельно.

Это значит, что каждое учебное заведение вольно распоряжаться временем своих студентов так, как считает нужным. Разнообразие программ и методов обучения в американских школах, с одной стороны, дает возможность выбрать учебное заведение, удовлетворяющее индивидуальным потребностям студента. С другой стороны, широта выбора изрядно усложняет жизнь родителям и, порой, только затрудняет поиск места учебы.

Форма собственности

Школьное образование в Америке представлено 2 типами учебных заведений: государственными и частными школами. Большая часть населения страны учится в муниципальных заведениях, поскольку для местных жителей образование здесь бесплатное. Финансированием подобных учреждений занимается правительство страны. Частные школы, обучение в которых стоит немалых денег, находятся на самообеспечении.

В силу объективных причин, бесплатные муниципальные школы, как правило, не могут похвастаться ни особенно высоким академическим уровнем, ни продвинутой материально-технической базой. У частных в этом смысле больше возможностей, и качество образования в них обычно бывает лучше.

Студенты из-за рубежа могут учиться как в муниципальной, так и в частной школе в США . В обоих случаях за обучение придется платить - для неграждан страны в Штатах бесплатного образования не существует. Конечно, стоимость обучения в государственной школе в США гораздо ниже, чем в частной. Однако стоит иметь в виду, что американские вузы охотнее берут выпускников частных пансионов. «Пятерки», полученные в государственной школе, не произведут особенного впечатления на приемную комиссию, в отличие от, скажем, «четверок» заработанных в престижной частной.

Структура

Среднее образование в США имеет 3-ступенчатую структуру. В возрасте 5-6 лет ребенок поступает в начальную школу (elementary school), где учится до 6-го класса. Программа начальной школы обычно включает несколько академических дисциплин (арифметика, чтение, письмо, основы естественных наук), а также музыку, физкультуру и рисование.

С 11-12 лет начинается средняя школа (middle school). Студенты в обязательном порядке изучают математику, английский язык, историю, естественные науки. Кроме того, каждому школьнику предлагают 2-3 предмета по выбору (иностранные языки, искусство и др.)

Еще больше свободы в плане выбора предметов предоставляет ребятам старшая школа (high school). С 9 по 12 классы (14 - 18 лет) студенты самостоятельно формируют свою учебную программу, дополнительных предметов становится еще больше. Как правило, к этому времени дети уже более-менее представляют, чем они хотят заниматься в будущем, и выбирают те дисциплины, знание которых необходимо для поступления в вуз.

Последние 2 года обучения в старшей школе подростки занимаются подготовкой к итоговому тестированию SAT, на основании результатов которого производится зачисление в колледж, а также, при желании, посещают курсы углубленного изучения некоторых из предметов - Аdvanced Рlacement (AP). Программа AP, как правило, соответствует программе первого года обучения в вузе, так что после поступления, университет может засчитать этот курс как уже пройденный.

Стоит отметить, что разделение на elementary, middle и high school не является в Штатах условным. В отличие от российских школ, где под одной крышей находятся и первоклашки, и выпускники, в США каждой возрастной группе полагается отдельное образовательное учреждение - с собственным зданием, преподавательским составом и администрацией.

Внеклассные занятия

Цель системы среднего образования в США - воспитать разностороннюю личность с активной жизненной позицией. Поэтому в американских школах много внимания уделяется внеклассной деятельности ученика.

Дети проводят в учебном заведении очень много времени - и дело тут вовсе не в количестве уроков.

Ребята активно занимаются спортом: уроки физкультуры, аналогичные тем, которые проходят в российской школе, заканчиваются у американских школьников в middle school. У старшеклассников же «физ-ры» не бывает. Каждый студент high school выбирает наиболее интересный ему вид спорта и занимается им вполне профессионально. Благо, техническое оснащение учебных заведений (гимнастические залы, корты, футбольные и баскетбольные поля) позволяет проводить тренировки на самом высоком уровне.

Кроме спорта на базе американской школы обычно работает множество клубов по интересам: кто-то играет в театре, другой посещает клуб дебатов, третий изучает основы живописи.

А вот домашнего задания в Штатах задают немного. При этом, зачастую, его выполнение также требует от ребенка присутствия в школе - ребята готовят доклады и работают над творческими проектами, сидя в школьной библиотеке.

Контроль успеваемости

В Америке используется буквенная система оценок: A, B, C, D, F, где A - эквивалент российской «пятерки», а F - «двойки». Кстати, каждую из оценок, кроме F, может сопровождать знак + или -. На основании школьных отметок формируется средний балл GPA (grade point average). Этот показатель обычно требуется при поступлении в университет.

Еще одной важной формой контроля успеваемости в системе школьного образования в США является тест. С процедурой ежегодного тестирования американские дети знакомятся ближе к концу elementary school. Результаты тестов влияют на то, насколько престижным будет следующее учебное заведение в жизни ребенка. Чем лучше школьник учился в middle school, тем более высокого класса будет high school. Чем выше баллы в high school, тем выше GPA, а значит больше шансов попасть в хороший колледж.

Кроме того, тесты (разработкой которых, кстати, занимается совет по образованию города или штата) это не только способ оценить успеваемость школьников, но и проверка эффективности работы персонала учебного заведения.

Система среднего образования в США направлена, в основном, на то, чтобы максимально эффективно подготовить ребенка к обучению в университете. Именно поэтому учеба в американской школе - это отличный старт для ребят из-за рубежа, которые хотели бы получить высшее образование в Штатах.

Всем привет, мои дорогие! Скучали? Давно я вам ничего новенького не писала, ну вы уж не серчайте, я исправлюсь. Дело в том, что я только приехала из Венеции, а там, сами понимаете, не до статей, выспаться бы! 😉 Ну а сегодня мы поговорим о том, что представляет из себя американская школа и как мотивируют студентов на учебу, чем их кормят ну и об учебных буднях детей.

В основном сегодня буду писать про начальную школу, а по мере получения информации буду добавлять и про среднюю и старшую школу. 🙂

Американская школа — градация

Школы делятся на:

  • общественные;
  • частные.

При этом общественные школы являются условно-бесплатными. Условно — потому что налог на школу платится каждым жителем города каждый год, даже если у него нет детей. Это и дает возможность посещать школу бесплатно. Общественные школы могут быть очень даже сильными, вопреки распространенному мнению, что там всё плохо. Частные же школы всегда платные (от 5 тыс.$ до 20 тыс.$), при этом часто имеют религиозный уклон.

Сколько классов в американской школе?

  • Elementary school — 1-5 классы (5-12 лет);
  • Middle school — 6-8 классы (12-14 лет);
  • High school — 9-12 классы (14-17 лет).

Все эти школы располагаются при этом в отдельных зданиях, не зависящих друг от друга. Некоторые родители говорят, что двери в их школе закрыты, а войти вы можете только после того, как позвоните в звонок и секретарь вам выдаст пропуск по документу, удостоверяющему личность. Также каждое здание у них имеет металлоискатели. Как там у них всё серьёзно! 🙂 Но в школе, в которой учится моя дочь, металлоискателей нет, двери у нас открыты, можно зайти, секретарь выдаст пропуск в школу (в журнале указывается причина визита, например, завтрак или обед с ребенком).

Начальная школа в США (Elementary school)

Начальная школа в США отличается от российской тем, что здесь предметы преподаются разными учителями (по крайней мере у нас в школе так).

Предметы у нас такие:

  1. Math (математика)
  2. Language Arts (английский язык)
  3. Science (наука) — по сути начальный уровень химии
  4. Social Studies (естествознание, география)
  5. Art class (рисование)
  6. Music class (музыка)
  7. Phisical Exercise или PE (физкультура)

Начальная ступень американского образования по программе больше напоминает детский сад, чем школу. Многие предметы преподаются в игровой форме, а за правильные ответы дают вкусняшки из сундучка. 🙂 Отставание американской школьной программы от российской по математике — 1-2 года. Однако они, помимо стандартной программы, изучают и такие вещи, которые в России не изучают. Читайте чем мне нравится и не нравится американская школа в .

Средняя школа (Middle school)

На этой ступени у учеников появляется возможность брать предмет на выбор, а также здесь начинается разделение на «отстающие» и «продвинутые» классы.

Старшая школа (High school)

Здесь у учеников больше свободы в выборе занятий (или, как их еще называют, классов), но чтобы получить аттестат, нужно выполнить определенный план. Помимо требований школы, нужно учесть требования вашего будущего ВУЗа, т.к. ВУЗы обычно любят абитуриентов хотя бы с двумя годами классов иностранного языка (как правило, французский, испанский или немецкий). То есть к началу старшей школы нужно уже примерно представлять, куда вы будете поступать по окончании.

Американская школа — оценки

Наверное, многие знают, что альтернативу нашим российским цифрам-оценкам составляют американские буквы-оценки:

  • 5 — А;
  • 4 — В;
  • 3 — С;
  • 2 — D;
  • 1 — F.

В нашей школе также оценки ставят в виде %. Например, 100% — это балл A, то есть по нашему 5. А 60% считается fail (не зачет). Выписка оценок выдается раз в месяц на роспись родителям и ученику.

Кстати, если в России двойка считается неудовлетворительной оценкой, то в США она может быть и удовлетворительной, и не удовлетворительной.

Организация учебного процесса

Все школьные принадлежности и учебники у учеников лежат в их шкафчиках прямо в школе. Домой дети носят одну только папку (хотя она у нас внушительных размеров), куда вкладываются задания на отдельных листочках и информация для родителей.Вот так выглядит папка:

Если вы хотите что-то сообщить учителю или о чем-то спросить, вы также можете положить записку в папку. Кроме того, можете написать учителю письмо на электронный ящик. Учителя отвечают на письма родителей достаточно подробно. Также в учитель или медсестра может положить в портфель ребенку записку для родителей.

Дети могут пойти только в школу, привязанную к району проживания (дистрикту). Школу по вашему zip-коду или адресу можно найти на сайте greatschools.org. Кроме того, там можно посмотреть рейтинги, отзывы о школе и расовый состав. И еще один интересный сайт с рейтингами — schooldigger.com.

Учебный год начинается в августе, где-то с 10 или 20 числа. Это каждая школа решает индивидуально. А иногда занятия начинаются, как в России, в начале сентября. Линеек в США никаких нет, однако некоторые школы делают Ice Cream Social, где дети собираются на часок и им раздают мороженки. 🙂

Учебный день в США длится до 7,5 часов, т.е. дети заканчивают учебу около 15.00 — 15.30 (в нашей школе занятия идут с 8-15 до 15-45). Уроки длятся до 90 минут. Учеников в классе около 15-20 человек (в нашем классе 22 человека). Из школы и в школу их возит бесплатный автобус (проезжает прямо по району).

Пропуски (даже по болезни) весьма не желательны и порой чреваты проблемами. Например, 18 пропусков по неуважительной причине (unexcused absences) — и вы остаетесь на второй год. Нас запугали, что 3 unexcused absences — и вы получите предупредительное письмо по почте, 5 пропусков — и вас даже могут вызвать в суд.

Американская школа — дисциплина

В американских школах, как правило, нет школьной формы, некоторые ученики в некоторых школах даже приходят в пижамах и тапочках, если не успевают переодеваться. И им никто ничего не говорит! 🙂 В нашей школе только есть такие требования:

  1. Шорты или юбки от колена (или не ниже линии, где кончается рука)
  2. Плечи закрытые (футболка подойдет, майка на бретельках — нет)
  3. Если одеваете лосины — к ней нужна длинная туника или кофта

К прическам требований нет, можно ходить с распущенными волосами. Некоторые девочки 5 класса у нас даже носят макияж (хотя выражение «боевой раскрас» подойдет больше).

В школах здесь никто не бегает, ученики должны ходить по специальным линиям на полу, а иногда еще им говорят руки держать за спиной. Честно говоря, я когда их увидела идущими таким образом, мне даже их жалко стало как-то, так уж они были похожи на узников! 😀

Любое оружие, наркотики (в том числе легкие) и алкоголь строго запрещены (если кто-то сомневался 😛), здесь предупреждений не будет, сразу выпроводят и вы останетесь без диплома. У меня даже есть такой пример. Что потом этот «пример» будет делать со своей жизнью — не понятно. Ведь минимальное требование к образованию при поиске любой работы — High school diploma.

Американская школа — завтраки и обеды

Питание в школе я бы оценила на 3 балла из 5. На завтрак у нас бывают пончики, тосты с корицей, пицца, булочки, йогурт, хлопья. Из фруктов дают бананы, яблоки и груши; из напитков — шоколадное молоко, яблочный и апельсиновый сок. На обед дают бургеры, опять же пиццу, иногда — картофельное пюре с куриными наггетсами, овощной салат, лаваш с овощами и курицей. Всегда предлагается несколько вариантов еды, можно выбрать что хочется. Завтраки у нас всегда бесплатные, обеды — 1.80$ в день, но пока два месяца после — тоже бесплатно. Оплачивать обеды можно онлайн по банковской карте. Завтрак и обед можно провести с ребенком, для обедов с родителями в столовой есть отдельные столы. Вот так выглядит столовая:
После того, как ребенок поел, он относит мусор в мусорные контейнеры, что на фото посередине.

Ну а после обеда у детей всегда 30-минутный отдых на улице. 🙂 Там для этого есть игровая площадка и качели.

Если на уроке проголодался — можно вполне себе пожевать вкусняшки из сундучка прямо на уроке. Да и прилечь на парте можно. Почему бы и нет? 🙂

После школы

Когда занятия кончаются, дети делятся на две группы — car riders и bus riders, т.е. те, кого забирают родители на машине и те, кто поедет на школьном автобусе. Учитель отводит всех car riders на одну сторону школы, где родители их забирают (родители ставят карточку с именем ребенка на лобовое стекло машины, работник школы передает имя ребенка по рации и его выводят на улицу). Bus riders идут на другую сторону школы, где их сажают в автобус с определенным номером.

После школы существует продлёнка, которая, кстати, является удовольствием не из дешевых. Иногда продленка делается одна на несколько школ, а то и на все школы города. То есть всех детей привозят после занятий в конкретную школу, откуда родители их потом и забирают.

Такая вещь, как cheerleading (чирлидинг) существует здесь во многих учебных заведениях. Какие школы в США имеют чирлидинг? Многие, начиная со средней школы, то есть теоретически уже с 12 лет дети могут танцевать для спортивных команд и их болельщиков. А иногда даже с 5 класса. Нас вот, например, уже приглашали несколько раз, но мы все никак не решимся. 🙂

Примерная цена различных занятий при школе: шахматы — 50$/месяц; футбол — 50$/месяц; баскетбол — 70$/месяц. В нашей школы учителя-волонтеры проводят бесплатные занятия по волейболу и хору.

Американская школа — праздники

В некоторых школах Хеллоуины проводятся, в некоторых не проводятся, в кое-каких школах вместо Хеллоуина проводятся пижамные вечеринки, куда даже учителя приходят в пижамах. 🙂

На день учителя ученики, как правило, приносят каждый по цветочку а потом все цветы ставят в общую вазу. На день рождения учителя родители складываются деньгами, как и в России. Однако шикарные подарки тут не делают. Максимум — цветы.

На сегодня у меня всё. С вами была Оксана Bryant, до скорых встреч! 🙂

Хочешь получать статьи этого блога на почту?