Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Предметная компетентность педагога. Компетенции и компетентность педагога

Предметная компетентность педагога. Компетенции и компетентность педагога

Понятие «компетентность» уже, чем понятие «профессиона­лизм», поскольку человек может быть профессионалом в своей области, но не обязательно компетентным во всех вопросах конк­ретной профессии.

Компетентность определяют:

    как сочетание психических свойств;

    как психическое состояние, которое дает возможность чело­веку действовать самостоятельно и ответственно;

    как способность и умение человека выполнять определенные трудовые функции.

Наличие компетентности можно определить по результатам профессиональной деятельности. Здесь, видимо, необходим науч­ный подход к ее оценке.

По мнению А. К. Марковой, можно выделить такие виды про­фессиональной компетентности:

специальную компетентность - владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность про­ектировать свое профессиональное развитие;

социальную компетентность - владение коллективной профес­сиональной деятельностью и принятыми приемами профессио­нального общения; социальная ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

личностную компетентность - владение приемами личност­ного самовыражения и саморазвития;

индивидуальную компетентность - владение приемами само­реализации и развития индивидуальности в рамках своей профес­сии; готовность к постоянному профессиональному росту; спо­собность к самосохранению, неподверженность профессиональ­ному старению; умение рационально организовать свой труд (без перегрузок).

Совокупность этих видов профессиональной компетентности является показателем зрелости человека в профессиональной дея­тельности, в общении, становлении личности и индивидуально­сти профессионала.

Для рассмотрения профессионально-педагогической компетент­ности возможен другой подход.

Профессионально-педагогическая компетентность (ППК) -- это свойство личности, базирующееся на эрудиции, авторитетности педагога и позволяющее продуктивно решать учебно-воспитатель­ные задачи, направленные на формирование личности другого человека.

В данном случае понятие «компетентность» связано непосред­ственно с педагогической деятельностью.

ППК - это способность педагога превращать свою специаль­ность в средство формирования личности обучаемого.

Таким образом, ППК представляет собой совокупность уме­ний педагога как субъекта педагогического воздействия структу­рировать научные и практические знания в целях более эффек­тивного решения педагогических задач.

В качестве основных составляющих профессионально-педаго­гической компетентности можно выделить следующие.

Специально-педагогическая компетентность педагога предпола­гает его осведомленность и авторитетность в области конкретной науки (или нескольких наук), определяющей содержание учебного предмета, которым должны овладеть обучаемые.

Специальная компетентность педагога базируется на его науч­ной компетентности (знания науки плюс умения и навыки приме­нять их на практике), которая позволяет ему выступать только в роли источника знаний.

Научно-педагогическая компетентность предполагает умение педагога превращать науку в средство воспитательного воздействия на личность обучаемого.

Методическая компетентность предполагает выбор оптималь­ных методов обучения для решения конкретных дидактических задач - в том числе обучения будущих педагогов методике препо­давания.

Социально-психологическая компетентность педагога предпола­гает его знание процессов общения, которое осуществляется внутри групп обучаемых, между педагогом и группами, между педагогом и обучаемыми, и с учетом этого успешное решение поставленных задач для достижения искомых педагогических результатов. Она может рассматриваться как совокупная характеристика субъекта общения, включающая социально-перцептивную и коммуника­тивную компетентность.

Дифференциально-психологическая компетентность предполагает знание педагогом индивидуальных особенностей каждого обучае­мого, его способностей, сильных сторон его характера, досто­инств и недостатков предшествующей подготовки, а также выра­ботки продуктивной стратегии индивидуального подхода к нему в учебно-воспитательном процессе.

Аутопсихологическая компетентность состоит в осведомленно­сти педагога о сильных и слабых сторонах собственной личности и своей педагогической деятельности, о способах профессиональ­ного самосовершенствования, которое позволит повысить эффек­тивность его труда.

Общепедагогическая компетентность предполагает осведомлен­ность педагога о необходимости научного подхода к проектирова­нию и организации педагогического процесса, результатом кото­рого могут быть технологии обучения и воспитания.

    Профессионализм в педагогической деятельности

    Психологическая структура педагогической деятельности

Профессионализм деятельности рассматривается как качествен­ная характеристика субъекта этой деятельности, которая опреде­ляется уровнем решения профессиональных задач и применяемы­ми с этой целью продуктивными способами. У разных людей уро­вень профессионализма деятельности различается.

Профессионализм педагогической деятельности проявляется в решении педагогических и функциональных задач.

Результатом решения педагогических задач является переход обучаемого из одного состояния в другое и достижение психиче­ского новообразования в личности или деятельности.

Результатом решения функциональных задач является создание инструментария педагогического воздействия для получения пси­хологических продуктов деятельности. Наиболее эффективной фор­мой такого инструментария являются педагогические технологии.

Профессионализм деятельности педагога может рассматриваться с учетом следующих аспектов:

Теории совершенствования профессионально-педагогической деятельности;

    профессионализма педагогического творчества;

    технологий исследования;

    технологий психолого-педагогического конструирования;

    технологий психолого-педагогического взаимодействия.

Для успешной подготовки к профессиональной педагогической

деятельности и ее выполнения необходимо знать структуру дея­тельности и ее объект.

В. Д. Щадриков на основе анализа теоретических работ и эмпи­рического анализа различных видов деятельности сделал обобща­ющий вывод о структуре деятельности, выделяя в ней следующие функциональные блоки:

    мотивы деятельности;

    цели деятельности;

    программа деятельности;

    информационная основа деятельности;

    принятие решений;

Деятельностно важные качества.

Принимая в целом предлагаемую структуру, мы считаем, что подсистема профессионально важных качеств должна быть вклю­чена в личностный аспект, что и сделано нами при рассмотрении вопроса о профессионализме личности.

Психологическая структура педагогической деятельности - это последовательная взаимосвязь и система действий педагога, направленных на достижение поставленных целей посредством решения педагогических задач, В ней выделяются проектировоч­ный, конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты.

Проектировочный компонент включает: I) цель и стратегию деятельности; 2) определение форм, методов и средств достиже­ния результата в соответствии с поставленной целью.

Конструктивный компонент включает: 1) отбор и структуру содержания информации, которая должна стать достоянием обу­чаемых; 2) проектирование деятельности обучаемых, в которой необходимая информация может быть усвоена; 3) проектирова­ние собственных деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с обучаемыми.

Организаторский компонент включает организацию: 1) инфор­мации в процессе ее сообщения обучаемым; 2) различных видов деятельности обучаемых таким образом, чтобы результаты соот­ветствовали поставленным целям; 3) собственных деятельности и поведения в процессе взаимодействия с обучаемыми. Основной функцией организаторской"деятельности является интеграция. Она, в свою очередь, достигается при использовании разнообразных средств, форм и методов организаторской деятельности. К ним относятся: учет, контроль, проверка исполнения, индивидуаль­ная ответственность за результат своей деятельности.

Коммуникативный компонент включает установление правиль­ных взаимоотношений между: I) педагогом и коллективом обуча­емых; 2) обучаемыми в микрогруппах; 3) педагогом и педагоги­ческим коллективом; 4) педагогом и администрацией.

Гностический компонент является своеобразным стержнем всех вышеназванных. Он включает изучение: 1) содержания и спосо­бов воздействия на других людей; 2) возрастных и индивидуаль­но-типологических особенностей этих людей; 3) особенностей педагогического процесса и результатов собственной деятельно­сти, ее достоинств и недостатков.

    Структура обучающей деятельности педагога в соответствии со звеньями учебного процесса

Для обеспечения замкнутости и цикличности учебного про­цесса деятельность педагога должна включать следующие виды: планирование; организацию учебно-познавательной деятельности; предъявление информации; формирование умений и навыков; систематизацию знаний, умений и навыков; стимулирование и мотивацию личности обучаемого в процессе обучения; педагоги­ческое диагностирование; контроль за ходом обучения, проверку и оценку усвоения содержания учебного материала; корректиров­ку учебного процесса; анализ обучающей деятельности и ее ре­зультатов. Каждый из этих видов деятельности необходим, и все они взаимосвязаны.

Для более полного представления о структуре обучающей дея­тельности педагога (ОДП) важно выявить иерархию ее видов. Можно предположить, что один из них является основным, до­минирующим, т. е. обеспечивает взаимосвязь деятельности педа­гога и обучаемых и всех компонентов процесса обучения.

Для того чтобы выполнять такую функцию, этот вид деятель­ности должен удовлетворять следующим требованиям:

    находиться в сфере совместной деятельности педагога и обучаемых (обучающей и учебно-познавательной);

    находиться во взаимосвязи с другими видами обучающей деятельности педагога и осуществляться непосредственно в про­цессе обучения (возможно, на любом из его этапов);

    находиться во взаимосвязи со всеми элементами объекта обучающей деятельности педагога и иметь на них непосредствен­ный выход.

Таким видом ОДП в предложенной системе является органи­зация учебно-познавательной деятельности обучаемых. Она удов­летворяет всем сформулированным требованиям к видам ОДП, применяемым в дидактической системе, и может рассматривать­ся в качестве доминирующего вида. В то же время диалектический подход не исключает возможность признания какого-либо друго­го вида ОДП в качестве основного на определенном этапе слож­ного педагогического процесса.

По отношению к каждому виду обучающей деятельности пе­дагога совершенно справедливы слова А.Н. Леонтьева: «Реально же мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стре­мится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удов­летворения и воспроизводится вновь - может быть, уже в со­всем иных, изменившихся условиях... Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную на­правленность» 1 .

    Педагогическое творчество

Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Психологи­ческий аспект творчества проявляется в личностном и процессу­альном аспектах. Творческая деятельность осуществляется на ос­нове способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря кото­рым создается продукт, отличающийся новизной, оригинально­стью, уникальностью.

Однако творчество человека - лишь одна из форм творчества. В самом широком понимании творчество свойственно и живой, и неживой природе. Оно является необходимым условием развития материи, образования ее новых форм, с возникновением которых происходит и изменение форм творчества. По мнению Я. А. Поно­марева, творчество в самом широком смысле есть взаимодействие, ведущее к развитию.

Мы будем рассматривать только творчество человека, а еще конкретнее - творчество педагога. В связи с этим необходимо ска­зать о методах исследования творчества, которые делятся на две группы. В первую группу входят традиционные методы психологии творчества (существенный признак - использование непосред­ственного опыта). Во вторую группу входятнетрадиционные мето­ды (существенный признак - проникновение в область непосред­ственно не отображаемых явлений). В данном случае интерес пред­ставляют методы исследования творчества, относящиеся к пер­вой группе:

    наблюдение за процессом собственного творчества;

    изучение биографических данных других творцов, непо­средственно связанных с творческим процессом;

    анкетирование;

    интервьюирование;

    экспериментальные методы изучения процесса творчества;

    тестирование, позволяющее изучить творческие способно­сти и качества личности творца.

Профессиональное творчество проявляется в нестандартных способах решения задач, анализа ситуаций и принятия профессио­нальных решений. Результаты профессионального творчества мо­гут быть в виде новых идей, закономерностей, законов, концеп­ций, принципов, правил, теорий, моделей, технологий и т.д.

Одни и те же способности функционируют в различных сочета­ниях и проявляются в разнообразных видах творчества. В педагоги­ческой деятельности образуется особая структура взаимодействую­щих способностей, приобретающих педагогическую направленность.

Творческий процесс педагога рассматривается как деятельность, направленная на решение учебно-воспитательных задач в изме­няющихся обстоятельствах.

Творческий характер носит также реализация этого решения на практике в процессе общения с обучаемыми.

Творческий процесс педагога включает умение применять уже сложившиеся приемы и навыки деятельности в новой ситуации и умение создавать новые приемы и методы.

Мастерство педагога, будучи синтезом теоретических знаний и практических умений, воплощает в себе технологические, опера­ционные и нравственные аспекты его деятельности и выступает как компонент творческого процесса.

Понятие «педагогическое творчество» шире понятия «творче­ский процесс педагога», так как включает еще творчество обуча­емого и коллектива обучаемых во взаимодействии с педагогом.

Творческий процесс педагога как система включает две подси­стемы:

    научно-поисковую (логико-педагогическую);

    субъективно-эмоциональную (эмоционально-творческую).

Но такое разделение возможно только в абстракции - на

практике обе подсистемы активно взаимодействуют и представ­ляют собой единое целое.

Субъективно-эмоциональная сфера творческого процесса пе­дагога включает:

    Творческое самочувствие (ТС).

    Искусство общения (ИО).

    Педагогическую импровизацию (ПИ).

    Творческое самочувствие - это результат подъема душевных сил педагога, совокупность ряда продуктивных психических со­стояний, обеспечивающих активную творческую деятельность.

Можно выделить следующие ступени ТС:

    педагогическое вдохновение как предпосылка творческой деятельности;

    педагогическое вдохновение как условие осуществления творческой деятельности;

    педагогическое вдохновение как результат творческой дея­тельности, реализующийся в двух направлениях:

    удовлетворенность сегодняшней деятельностью;

    предпосылка творческого подъема в дальнейшей педагоги­ческой деятельности.

    Искусство общения в коммуникативной деятельности - это приемы и навыки органичного социально-психологического вза­имодействия педагога и обучаемого, содержанием которого явля­ются обмен информацией, воспитательное воздействие с помо­щью различных коммуникативных средств, а также организация взаимоотношений между обучаемыми. Причем педагог активизи­рует этот процесс, организует его, управляет им, прогнозирует и обеспечивает коммуникативность педагогической деятельности.

    Педагогическая импровизация - это способность педагога опе­ративно и правильно оценивать ситуации и поступки обучаемых, принимать решение сразу, порой без предварительного логичес­кого рассуждения - на основе предшествующего опыта, педаго­гических и специальных знаний, эрудиции и интуитивного поис­ка и органично действовать в изменяющихся обстоятельствах, чутко

Таблица 2

Уровни управления составляющими творческого процесса педагога

Уровни управления

Творческое

самочувствие

Коммуни кативная деятельность

Педагогическая

импровизация

1-й. Педагог не владеет своим творческим само­чувствием и не умеет управлять им в своей деятельности

1-й. Педагог не может педагогически целе­сообразно управлять своей коммуникатив­ной деятельностью, которая выступает не как профессиональ­ная, а как общечелове­ческая форма взаимо­действия

1-й. Педагог не владеет техникой педагогической импровизации и не может сознательно, управлять ею в про­цессе творчества

2-й. Педагог умеет управлять своим творческим само­чувствием и может вызывать его нака­нуне предстоящей деятельности

2-й. Педагог в целом может управлять своей коммуникативной деятельностью: плани­рует ее перед уроком, ставит коммуникатив­ные задачи и решает их. Однако он не всегда способен оперативно управлять этой деятель­ностью, которая пони­мается им как профес­сиональная форма взаимодействия.

2-й. Педагог в целом управляет своей импровизационной деятельностью в заранее предпола­гаемых ситуациях творчества, однако не всегда оперативно и эффективно импровизирует в изменяющихся условиях деятель­ности

3-й. Педагог умеет управлять своим творческим само­чувствием на всех этапах процесса п едагогичес кого творчества, в изме­няющихся условиях педагогической деятельности

3-й, Педагог управляет своей коммуника­тивной деятельностью на всех этапах процесса педагогического твор­чества, в изменяющих­ся условиях коммуни­кативной деятельности.

3-й. Педагог управ­ляет своей импрови­зационной деятель­ностью на всех эта­пах процесса педаго­гического творче­ства, в изменяющих­ся условиях этой деятельности.

4-й. Педагог умеет управлять своим творческим само­чувствием в соот­ветствии со своей творческой индиви-

4-й. Педагог управляет своей коммуникатив­ной деятельностью и организует продуктив­ное творческое взаимо­действие с обучаемы-

4-й. Педагог владеет педагогической импровизацией на всех этапах творче­ского процесса, используя ее как

Уровни управления

Творческое

самочувствие

Коммуникативная

деятельность

Педагогическая

импровизация

дуальностью в це­лостном педагоги­ческом процессе

ми, с учетом их комму­никативных возможно­стей, осознавая свою коммуникативную и кдивидуальность как компонент творческой педагогической инди­видуальности в целом

используя ее как средство активиза­ции взаимодействия с обучаемыми, ощу­щая в импровизаци­онной деятельности проявление своей творческой индиви­дуальности

реагируя на все изменения и корректируя в этой связи собствен­ную деятельность.

Учитывая важность всех перечисленных составляющих творче­ского процесса педагога, необходимо научиться управлять ими. С этой целью, по мнению В. А. Кан-Калика, могут быть выделены соответствующие уровни управления (табл. 2).

Предметная компетентность учителя математики.

Учитель математики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.

Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем особые задачи.

Главным образовательным результатом освоения математики учащимся является формирование:

    способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность,

    способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.

Указанные способности реализуются в математической деятельности, в которой приобретаются и используются:

    конкретные знания, умения и навыки в области математики, в том числе умения:

Формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ),

Проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример,

Выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий,

Пользоваться заданной математической моделью, в частности формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, прикидывать возможный результат моделирования (например – вычисления),

Применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно;

    способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.

Компетентный педагог сочетает теоретическое знание предмета с пониманием возможностей его практического применения и умеет применять данное знание. Он видит в реальной практике примеры, которые способны проиллюстрировать ученикам знание предмета. Знание предмета является необходимым, но недостаточным условием хорошего преподавания. Реально проблема заключается в том, что порой учитель, хорошо зная свой предмет, не способен эффективно организовать процесс обучения. Компетентность в предмете предполагает не только свободное владение педагогом фактической информацией, но и знание основных научных концепций, принципов, связей, методов исследования и нерешенных проблем. Педагоги, которые хорошо владеют своим предметом, знают, какие вопросы могут заинтересовать обучающихся, стремятся добиться глубокого понимания, информируют обучающихся о «черных дырах» в данной области познания.
Дети видят в таком преподавателе богатый источник информации по данному предмету. Также педагог может иногда «скрыть» информацию, чтобы заинтриговать детей и стимулировать их самостоятельный поиск. Когда ученики вовлечены в «научный спор», учитель демонстрирует им важность восприятия предмета как целостного образования с внутренней структурой и связями.

Компетентность учителя в предмете преподавания математики отражает уровень владения учебным материалом по предмету и данный показатель может быть оценен на основе следующих критериев:

I . Хорошо знает преподаваемый предмет

Учитель в ходе написания конспекта демонстрирует знание преподаваемого предмета.

II. Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей.

Учитель видит и раскрывает связь своего предмета с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются.

III. При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету.

Учитель хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники.

IV. В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее.

При изложении в письменной работе основного материала по предмету учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету.

V. Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету.

Учитель представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами.

Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметно-методологической компетентности учителя. Под предметно-методологической компетентностью учителя понимается совокупность знаний в области преподаваемого предмета, уровень ориентации в современных исследованиях по нему; владение методиками преподавания и умение выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса, технологию, методику.

Типы взаимодействия учителя и ученика определяют четыре стратегии развития профессиональной компетентности учителей: конструктивную, нормативную, ситуативную и деструктивную, которые характеризуются определенными уровнем, динамикой профессиональной компетентности (количественная характеристика) и личностно-профессиональными особенностями учителей (качественная характеристика).

Особенности взаимодействия в системе «учитель-ученик» определяют оптимальность стратегий развития профессиональной компетентности. Оптимальной для развития профессиональной компетентности является конструктивная стратегия, неоптимальными - нормативная, ситуативная и деструктивная стратегии. В качестве ведущего компонента профессионального развития учителя выступает профессионально-педагогическая компетентность. В педагогической психологии существуют неоднозначные взгляды на предмет и структуру педагогической компетентности у разных исследователей этой проблемы. Можно выделить деятельностный и личностно-деятельностный подходы к определению понятия профессиональной компетентности учителя. Знания и умения - это объективные характеристики труда учителя, а позиции и личностные особенности - субъективные характеристики учителя, необходимые для его соответствия требованиям профессии.

Личностно-деятельностный подход к определению профессиональной компетентности дает возможность представить в ее структуре три подструктуры: деятельностную, или предметно-методическую; личностную, или аутопсихологическую; коммуникативную, или социально-психологическую. Предметно-методологическая компетентность включает предметно-педагогические и методологические знания, умения и навыки, касающиеся методов и средств обучения и воспитания, а также способов и приемов их реализации в педагогической деятельности. Аутопсихологическая компетентность предполагает способность учителя анализировать и адекватно оценивать свои действия и поступки, чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности, степень их соответствия профессиональным задачам, т.е. свидетельствует о психологической зрелости педагога. Социально-психологическая компетентность обеспечивает конструктивное, деловое общение и взаимодействие педагога с учащимися, их родителями, коллегами по работе и администрацией школы. Высокий уровень профессиональной компетентности учителя обусловливается высоким уровнем всех ее структурных составляющих. Ощущая определенную ущербность предметности как основы процесса учения в целом, ученые и педагоги-практики создают интегрированные курсы, обогащают межпредметными связями содержание традиционных курсов, включают в процесс учения детей такие формы работы, которые требуют знаний других дисциплин, объявляют смену парадигм в образовании. И все же большинство учителей продолжает реализовывать «предметоцентрированный» подход к организации учебного процесса. компетентность педагогический образование учитель

Профилизация школьного образовательного процесса сделала проблемные зоны качества предметного обучения более выпуклыми и острыми:

  • - снижение мотивации у учащихся к изучению непрофильных предметов (учитель должен уметь мотивировать детей, вектор мотивации которых направлен совсем в другую сторону);
  • - дефицит учебного времени, возникающий у учителей, продолжающих обучать непрофильным предметам так же, как и до введения профильности - с помощью тех же методик, технологий и приемов (учитель должен изменить подход к преподаванию непрофильного предмета, научиться управлять целями и ресурсами образовательного процесса в рамках своего предметного курса);
  • - реально грядущая интеграция детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в массовые школы (эта проблема пока еще слабо ощущается, как проблема всей профильной школы не только непрофильных предметов: во всех классах учителям придется встретиться на своих уроках с учениками с ОВЗ, поэтому необходимо знать особенности индивидуального стиля учебной деятельности ребенка, уметь создать развивающую и одновременно здоровьесберегающую образовательную среду).

Это по-настоящему новая и непростая для освоения профессиональная компетенция учителя - переносить в зависимости от целей курса акцент с приоритета содержания на приоритет освоения учащимися способов действий. И относится эта компетенция к методологическим и управленческим умениям высокого уровня сложности. Такие навыки требуют повышенной степени владения содержанием, а не наоборот, как может показаться на первый взгляд. Чтобы использовать содержание курса как средство развития и социализации учащихся, учитель должен виртуозно этим содержанием владеть.

В процессе повышения предметно-методологической компетентности учителя освоение новых и модернизация уже наработанных годами идей, концепций и парадигм, несомненно, играет важную роль. Но не менее важное, а иногда и решающее значение имеет уровень владения навыками оптимизации ежедневной рутинной работы. Для этого учителю необходимо обладать информационной компетентностью.

Предметная компетентность учителя

Современная школа характеризуется смещением акцентов со знаниево-ориентированного подхода к компетентностному подходу в образовании: теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством, обеспечивающим успешность человека в избранной им сфере деятельности. В этом контексте компетенция рассматривается как общая готовность человека (специалиста, выпускника, обучаемого) установить связь между знанием и ситуацией,сформировать процедуру решения проблемы.

Обобщенные предметные умения

(умение решать не те конкретные задачи, которые решают на уроках в школе, а те, что будут возникать в жизни, например, понимание иноязычной речи - для иностранного языка, интерпретации таблиц и диаграмм - для математики и т.д.).Надпредметная или внепредметная подготовка, то есть, в основном, психолого-педагогическая компетентность. Она включает в себя:

В вопросе о приоритетах между компонентами профессионализма ключевым на сегодняшний день является мнение В. С. Выготского: "... учитель должен быть научно образованным

Полностью согласны с приведенной формулировкой

Формирование компетентности происходит на двух уровнях: РМО отвечает за знаниевую часть компетентности (дает определенную информацию), а деятельностное применение (освоение) происходит в основном на уровне образовательного учреждения. В этой модели основное внимание должно уделяться организации взаимодействия между двумя уровнями, чтобы удержать целостно процесс формирования компетентности. На уровне ОУ должен происходить также процесс формирования и компетентности ученика. Поэтому особенно значимо организовать на уровне ОУ обсуждение методов, способов, форм, средств формирования компетентности педагога и осуществить перенос на процесс обучения ученика. Кроме того, надо на уровне РМО, понимая, что компетентность формируется только в деятельности, обратить внимание на выбор содержания, средств, способов, методов формирования компетентности. Для успешной организации учебного процесса учителю нужно обладать в первую очередь не знаниями по тому или иному предмету, а техниками организации понимания в коммуникации, выведения в рефлексивную позицию. Для того, чтобы видеть ситуацию и организовать ситуацию рефлексию, педагог должен, прежде всего, обладать техниками проблематизации и схематизации, ему необходимы разные игротехнические средства. Основой профессионализма учителя на современном этапе является, на наш взгляд, его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категоричных оценок этим особенностям. Данное требование к личности учителя необходимо, прежде всего, для реализации и развития провозглашенной в отечественной системе образования идеи гуманизации. Это требование должно быть дополнено дифференцированным подходом, а также выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Неслучайно, целый ряд исследований и психолого-педагогических публикаций последних лет посвящено личным качествам учителя. Например, книга Е. И. Рогова "Личность учителя: теория и практика" (2) раскрывает профессиональные особенности мышления учителя, природные предпосылки, необходимые учителю, межличностные отношения учителя, его общительность, самоотношение, самооценку, способность к эмпатии, уровень конфликтности, привлекательность работы для учителя и др. Все это, действительно, необходимо. Но для профессионализма современного учителя использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса.

Одним из способов формирования предметной компетентности педагога является разработанная программа на уровне муниципалитетета и школы использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса.

Надпредметная или внепредметная подготовка, то есть, в основном, психолого-педагогическая компетентность. Она включает в себя:

  • психолого-педагогическую культуру учителя,
  • знание и учет возрастных особенностей,
  • владение разными педагогическими технологиями,
  • знание нормативно-правовой базы.

Предметная компетентность включает в себя:

  • знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами,
  • владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики.

В вопросе о приоритетах между компонентами профессионализма ключевым на сегодняшний день является мнение В. С. Выготского: "... учитель должен быть научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком или словесником" (1). ПостанФормирование компетентности происходит на двух уровнях: РМО отвечает за знаниевую часть компетентности (дает определенную информацию), а деятельностное применение (освоение) происходит в основном на уровне образовательного учреждения. В этой модели основное внимание должно уделяться организации взаимодействия между двумя уровнями, чтобы удержать целостно процесс формирования компетентности. На уровне ОУ должен происходить также процесс формирования и компетентности ученика. Поэтому особенно значимо организовать на уровне ОУ обсуждение методов, способов, форм, средств формирования компетентности педагога и осуществить перенос на процесс обучения ученика. Кроме того, надо на уровне РМО, понимая, что компетентность формируется только в деятельности, обратить внимание на выбор содержания, средств, способов, методов формирования компетентности. Для успешной организации учебного процесса учителю нужно обладать в первую очередь не знаниями по тому или иному предмету, а техниками организации понимания в коммуникации, выведения в рефлексивную позицию. Для того, чтобы видеть ситуацию и организовать ситуацию рефлексию, педагог должен, прежде всего, обладать техниками проблематизации и схематизации, ему необходимы разные игротехнические средства. Основой профессионализма учителя на современном этапе является, на наш взгляд, его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категоричных оценок этим особенностям. Данное требование к личности учителя необходимо, прежде всего, для реализации и развития провозглашенной в отечественной системе образования идеи гуманизации. Это требование должно быть дополнено дифференцированным подходом, а также выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Неслучайно, целый ряд исследований и психолого-педагогических публикаций последних лет посвящено личным качествам учителя. Например, книга Е. И. Рогова "Личность учителя: теория и практика" (2) раскрывает профессиональные особенности мышления учителя, природные предпосылки, необходимые учителю, межличностные отношения учителя, его общительность, самоотношение, самооценку, способность к эмпатии, уровень конфликтности, привлекательность работы для учителя и др. Все это, действительно, необходимо. Но для профессионализма современного учителя использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса. Использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса.

Транскрипт

1 Компетентность и компетенции педагога

2 Компетентностный подход Компетентностный подход это подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.

3 Что такое компетенции и компетентность педагога? В чем различие? Как они взаимосвязаны?

4 Компетентность педагога Компетентность это интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях. Какие компетенции, такая и компетентность.

5 Компетенции педагога это: способность действовать с учетом ограничений и предписаний, знания, умения, навыки, способы и приемы, эффективное применение знаний и умений, ценностные ориентации, мотивы, отношения, знания и опыт в той или иной области,

6 Основные составляющие компетентности педагогических работников Профессиональная компетентность это качество действий работника, обеспечивающих: эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

7 Основные составляющие компетентности педагогических работников Информационная компетентность это: качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям формулировку учебной проблемы различными информационнокоммуникативными способами квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на

8 Основные составляющие компетентности педагогических работников Коммуникативная компетентность это качество действий работника, обеспечивающих: эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей умение убеждать, аргументировать свою позицию владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

9 Основные составляющие компетентности педагогических работников Правовая компетентность это качество действий работника, обеспечивающих: эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

10 Компетенции и компетентность Знания (теория Компетентност и практика) ь Стандарты Компетенции Продукты и результат деятельност и

11 Компетенции педагога Компетенции конкретные стратегии успешной деятельности, обеспечивающие решение задач, преодоление препятствий и достижение цели. Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях. Какие компетенции, такая и компетентность.

12 Компетенции педагога Компетентность это способность педагога решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено). Компетенция это способность педагога следовать определенным стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена работа, деятельность). Компетенции отражают комплексный результат деятельности и включают в себя не только знания и навыки (компетентности), но и личностные характеристики человека.

13 Какие бывают компетенции? Ключевые, предметные и специальные компетенции обеспечивают профессионализм учителя. Ключевые компетенции учителя универсальны, они обеспечивают успешную педагогическую деятельность в целом. Предметные компетенции учителя специфичны, они обеспечивают успешное преподавание конкретной учебной дисциплины. Специальные компетенции учителя узко направлены,они обеспечивают решение сопутствующих педагогических задач.

14 Ключевые компетенции Ключевые компетенции шире рамок одного предмета,они обеспечивают успех обучающей деятельности в целом. Ключевые компетенции включают: успешное применение общих дидактических методов (демонстрация, объяснение, тренировка, исследование, оценивание). успешное владение информационными технологиями (компьютер, мультимедийные средства, интернет), успешную коммуникативную деятельность (контакт, информация, отношения).

15 Ключевые компетенции Универсальны,они применимы в различных жизненных ситуациях Ими должен обладать каждый член общества; это ключ к успешной жизни человека в обществе Это универсальные способы социальной деятельности Элементарные ключевые компетенции: Информационная- готовность работать с информацией; Коммуникативная- готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной Кооперативная- готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих; Проблемная- готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих;

16 Ключевые компетенции учителя и ученика Формирующая формирование и обретение знаний. Исследовательская критическое мышление. Тестовая обеспечение качества и самоконтроль. Поисковая,информационная поиск необходимой информации. Систематизирующая структурирование знаний. Проектная создание новых знаний. Интерактивная деловое взаимодействие. Эмпатийная эмоциональный контакт. Лидирующая конкурс инициатив.

17 Ключевые компетенции учителя Применение дидактических методов требует следующих компетенций: формирующей, исследовательской, тестовой. Информационные технологии требуют следующих компетенций: поисковой, систематизирующей, проектной. Профессиональная коммуникация требует следующих компетенций: интерактивной, эмпатийной и лидирующей.

18 Владение современными информационными технологиями Для учителя и учащихся Поиск информации (текстов, изображений, источников). Систематизация информации (база данных, редактирование, электронные таблицы). Проект (вебстраницы, конференции, презентации). Для учителя Организация мультимедийной среды e-learning Для учащихся Интеграция в мультимедийном сообществе.

19 Интерактивная компетенция Для учителя Стратегии взаимодействия с учащимися. Стратегии возможностей автономного учения. Стратегии в «зоне ближайшего развития учащихся» Для учащихся Стратегии автономного обретения знаний. Стратегии автономного самоконтроля знаний. Стратегии учебного взаимодействия (с учителем, учащимися, проектной командой).

20 Предметные компетенции Предметные компетенции необходимы для преподавания конкретного предмета. Предметные компетенции обеспечивают реализацию метода обучения с помощью эффективных технологий. Предметные компетенции позволяют учителю создавать собственные методические материалы. Предметные компетенции включают выполнение роли с профессиональнопедагогическими функциями (обучение, воспитание, управление).

21 Содержание предметных компетенций Преподавание предмета требует следующих компетенций: коммуникативной, технологической, контролирующей. Применение учебно-методический материалов требует следующих компетенций: пользователя, разработчика, рецензента. Педагогическое общение требует следующих компетенций: ассистирующей (facilitating), межличностной, гуманистической.

22 Специальные компетенции Программная овладение программой об/учения. Профильная овладение содержанием об/учения. Межпредметная интеграция знаний предметов. Социальная осознание социальных особенностей. Диагностическая осознание индивидуальности. Развивающая поиск личностных резервов. Креативная выявление склонностей и талантов. Организационная групповая динамика. Стимулирующая вовлечение в деятельность.

23 Специальные компетенции Работа в профильных классах требует следующих компетенций: программной, профильной, межпредметной. Работа с «трудными учащимися» требует следующих компетенций: социальной, диагностической, развивающей. Создание собственных дидактических материалов требует следующих компетенций: авторской, редакторской, пилотирующей.

24 Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

25 Результатами работы учителя являются: ключевые компетенции воспитанность здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние учащихся Компетентность учителя проявляется только в единстве с компетентностью учащихся

26 Педагогические критерии компетентности учителя О работе учителя судят по конечному результату, поэтому Первый критерий это уровень обученности наших учеников, уровень сформированности компетенций учеников Второй критерий уровень сформированности общеучебных умений и навыков (ОУУН). Это: Учебно-информационные умения Учебно-логические умения Учебно-управленческие умения Третий критерий это инновационная деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне. Об этих инновациях мы поговорим чуть позднее.

27 Литература Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика С Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика С Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. Н. Новгород: НГПУ, с. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа С Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы //Народное образование С


ФГОС ООО Кадровые условия реализации основной образовательной программы Методический семинар 26.05.2015г. Нормативные документы, определяющие требования к кадрам Единый квалификационный справочник должностей

КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ОСНОВА УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 1 ПРОЛОГ Незнайка: «Что такое «компетенция?» Всезнайка: «Компетенция это когда все знаешь!». Незнайка: «Все, это что?» Всезнайка: «Чем

Утверждено 20 г. Директор МБОУ СОШ 6: /Тоболева В. И./ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ учителя 1. Общие положения. Учитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ» знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический

Н.А. Копылова, В.А.Ургапов 1 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Аннотация. Статья посвящена проблеме компетентного подхода в образовании.

Утверждаю Директор школы &.М. Полетайкин Приказ t / 5 b От 30.08. 2014г. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУЙЩ Щ 7 УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция учителя английского

Приятиях, имея опыт производственных практик. Филиал Университета машиностроения в г. Серпухове тесно сотрудничает с такими общественными организациями, как Общественный совет по образованию г. Серпухова,

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева Кафедра теории и практики иностранных языков МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ОП «6М011900- Иностранный язык: два иностранных языка» Выпускнику данной образовательной

СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ. Председатель ПК МОУ Директор МОУ «Волосовская СОШ 1» «Волосовская СОШ 1» Т. Л. Нестерова Н. В. Симакова (Протокол ПК от 09.2011 г.) (Приказ от.09.2011г.) Должностная инструкция

«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Профессиональная компетентность педагогов (материал методического кабинета) В Федеральном

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА XIII РАЙОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Районная образовательная система в условиях стандартизации

Диагностические блоки Области профессиональных затруднений педагогов Карта комплексной диагностики профессиональных затруднений педагогов Состав диагностических блоков Содержание профессиональных затруднений

Модуль 10. Компетентностно-ориентированное обучение ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ: 1. Из истории компетентностного подхода в образовании. 2. Ключевые базовые компетенции в образовании. 3. Обобщенные задачи как средство

ОК-1 обладает навыками сбора, анализа и интерпретации данных и их оформления; ОК-1 обладает навыками сбора, анализа и интерпретации данных и их оформления плану 1 Общая психология Знает: -основные закономерности

Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа лицей 1420» 109444, город Москва, Ташкентская улица, дом 21, корпус 2, тел./факс: (495)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2 с. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА Принято на заседании педагогического совета МОУ СОШ 2 с. Екатеринославка Протокол от..20 года

Основы экологии, экономики, социологии; -нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; -теорию и методы управления образовательными системами; -методы формирования основных

Разработка алгоритма по созданию персонифицированной программы повышения квалификации педагога учитель высшей категории МБОУ СОШ 24 Юлия Равилевна Щербакова Учитель "новой школы" - это: специалист, - мотивированный

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Ответственный методист: Шевцова Н.В., 35-99-63; [email protected] «Мир без границ, где технологии служат образованию, помогая создавать

Л.В. Смолина Омский государственный педагогический университет Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2006 www.omsk.edu Подготовка магистра физико-математического

Модель выпускника по специальности 6М011900- Иностранный язык: два иностранных языка Выпускнику данной образовательной программы присваивается степень - магистр педагогических наук по специальности "6М011900

2-БЛОК: Педагогика, методика обучения Задания с выбором одного правильного ответа 1. Учета индивидуальных особенностей воспитанников требует принцип A) личностного подхода B) связи воспитания с жизнью

ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА И.И. Вощило, преподаватель специальных учебных дисциплин,

Модель методического сопровождения ФГОС МАДОУ-Детский сад 11 В связи в введением ФГОС ДО система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ИСКУССТВО Интеграция новых ИКТ - технологий в образовательный процесс необходимое условие модернизации системы образования. Стремительный рост

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И УЧАЩИМИСЯ Барабанова З.П. Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов. Взаимодействие

ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОСТИ Образовательная программа специальности 6М010100 «Дошкольное обучение и воспитание» Уровень Магистратура Цели образования по специальности 6М010100-Дошкольное обучение и воспитание

Система оценки качества образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

Описание Основной образовательной программы среднего общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа c углубленным изучением английского языка 1317»

Описание Основной образовательной программы среднего общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 2101» Основная образовательная программа среднего

1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования Система оценки должна: 1. Фиксировать цели оценочной деятельности: а)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения

Визитная карточка проекта «Удивительный алфавит» Фамилия, имя, отчество Город, область Номер, название школы Автор проекта Козлова Наталья Владимировна Нижегородская область ГО г.шахунья п.вахтан МАОУ

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Основные направления деятельности учителя химии в условиях перехода на ФГОС основного общего образования Марина Михайловна Шалашова, директор ИДО ГБОУ ВПО МГПУ, д.п.н.,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ Г.ЗЕРНОГРАДА Рассмотрен и рекомендован к утверждению педагогическим советом Протокол от 30.08.2018 09 УТВЕРЖДАЮ Директор Н. Н. Каракулькина

«Производственная практика, 2 курс» Составители аннотации: Полосина Т.П. преподаватель, Фомина Н.И., к.п.н., доцент Кафедра педагогики дошкольного и начального образования; Троицкая И.Ю., к.пс.н., доцент

Приложение к приказу департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 01 1 Оценочный лист профессиональной деятельности методиста образовательной организации ФИО: Должность:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 110» ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА «КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВЕДЕНИЮ ФГОС ООО» Критерии 1. Когнитивный аспект 1.1.

Методическая тема школы: «Повышение качества образования на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколения» на 2014/2017 учебные года. Цель: развитие ключевых компетенций,

Совершенствование деятельности ШМО учителей в условиях перехода на ФГОС ООО Методическая работа в школе - это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система

МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Лях Юлия Анатольевна Департамент образования и науки Кемеровской области г. Кемерово, Российская Федерация На современном этапе развития российского образования

СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ. Председатель ПК Директор МОУ «Волосовская СОШ 1» Н. В. Симакова (Протокол ПК от сентября 2011 г.) (Приказ от 01 сентября 2011 г.) Должностная инструкция заместителя директора школы

П/п Новые профессиональные компетенции педагога, включенные в Профстандарт Работа с одаренными учащимися Работа в условиях реализации школьной программы инклюзивного образования Преподавание русского языка

Аннотация к рабочей программе 11 класс обществознание Настоящая рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 11 класса, изучающих предмет на базовом уровне, составлена на основе:

СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете Протокол 4 от 06.06.2016г. УТВЕРЖДАЮ Приказ 62/1-у от 06.06.2016г. директор ЧОУ «Православная гимназия в честь Казанской иконы Божьей Матери» иерей Константин Глухарев

СДП- методологическая основа ФГОС 29 февраля 2012 Системно-деятельностный подход Это не совокупность образовательных технологий и методических приемов- это философия образования, методологический базис,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» (МАОУ «СОШ 5») 456910,Российская Федерация, Челябинская область, г. Сатка, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 24-а Телефон:

Сергеева Т.Ф., зав. кафедрой общих математических и естественнонаучных дисциплин Академии социального управления, доктор педагогических наук, профессор Основные направления обновления содержания школьного

Программа стажировки.. Информационный блок программы... Разработчик программы Ведерникова Людмила Юрьевна..2. Название программы: «Конструирование учебных заданий эффективный инструмент деятельностно-ориентированной

Психология и педагогика 1. Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины получение психолого-педагогического образования, способствующего готовности и способности к личностному и профессиональному

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Требования к выпускным квалификационным работам

Уровневая модель формирования образовательной мобильности школьников МОУ СОШ 44 Уровень Общая характеристика нововведения Ключевой показатель нового качества образования Начальная школа Основная школа

III. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

Л. В. Шварева ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Пенза, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

Основы коммуникативной компетентности педагогов Бурбенцова О.В. учитель английского языка МБОУ Видновская СОШ 1 Ленинского района Московской области Введение В настоящее время профессиональнопедагогическая

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 29» ГО Ревда Подготовку педагога к профессиональной

ПРОГРАММА работы педагогического коллектива МБОУ «СОШ 2» над единой методической проблемой «Повышение качества образования через внедрение современных педагогических технологий в учебно воспитательный

Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школы 1290 на 2015-2018 годы Данная программа разработана коллективом педагогов начального общего образования государственного бюджетного

П/п Базовые компетентности педагога Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентности 1 2 3 4 1. Социально-личностные

Инвариант спецификаций педагога в соответствии с требованиями ПСП. Компетентности Процедуры Критерии для диагностики компетентности у педагога Приложение 1. области постановки целей и задач педагогической