Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Государственную образовательную политику в дошкольном образовании. Государственная политика в сфере дошкольного образования: проблемы и перспективы

Государственную образовательную политику в дошкольном образовании. Государственная политика в сфере дошкольного образования: проблемы и перспективы

Корнева К. К.

студент Тамбовского филиала РАНХиГС

г. Тамбов Трифонов Ю. Н.

к.филос.н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС

г. Тамбов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: В статье рассмотрены основные направления и особенности реализации государственной политики в сфере дошкольного образования в современных условиях. Выявлены имеющиеся риски и проблемы, обозначены пути их решения.

Ключевые слова: дети, дошкольное образование, государственная политика в сфере дошкольного образования.

RANEPA Tambov Trifonov Yu. N.

Candidate оf philosophical sciences, associate professor RANEPA Tambov

A STATE POLICY IN THE SPHERE OF PRESCHOOL EDUCATION AND PARTICULAR QUALITIES OF IT"S IMPLEMENTATIONS AT THE

Abstract: In the article it was considered the main directions and particular qualities of implementations of a state policy in the sphere of preschool education at the present stage. It was identified the existing risks and problems, and it was marked the ways of their decisions.

Keywords: children, a preschool education, a state policy in the sphere of preschool education.

Как известно, государственная политика в сфере дошкольного образования является составной частью государственной образовательной политики, под которой понимается реализация функций государства в сфере образования. Исходя из этого, под государственной политикой в области дошкольного образования нами понимается система государственных мер и мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития данного элемента системы образования.

Отметим, что с принятием Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в РФ») изменилось место дошкольного образования в отечественной системе образования. Было установлено, что дошкольное образование - это первый уровень общего образования (п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Особая значимость дошкольного обучения и воспитания, системы заботы о раннем детстве связана, прежде всего, с ростом потребности в таких услугах в связи с тем, что устойчивый характер в последние годы приобретают тенденции повышения рождаемости и увеличения численности детей дошкольного возраста и повышения потребности различных групп населения в качественных и доступных образовательных услугах на уровне дошкольного образования . Поэтому политическим руководством страны и органами власти уделяется значительное внимание дошкольному образованию. Так, В.В. Путин подчеркнул, что «в основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов - это наша с вами задача, в этом - успех России» . Сказанное в полной мере относится к первому уровню общего образования - дошкольному.

Основные механизмы реализации государственной политики в области дошкольного образования определены в ч. 2 ст. 89 Федерального закона «Об образовании в РФ», в которой сказано, что управление системой образования, помимо прочего, включает в себя:

Формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

Осуществление стратегического планирования развития системы образования;

Принятие и реализацию государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования.

Отметим, что апробация и внедрение современных механизмов реализации государственной политики в области дошкольного образования происходили в 2000-е годы, когда были переосмыслены ошибки в данной сфере, допущенные в 90-е годы прошлого столетия. Напомним, что в тот период реализация конституционных прав на образование, и прежде всего, дошкольное образование, была значительно затруднена. В связи с этим в начале XXI века перед нашей страной встала задача по возвращению утраченных позиций в сфере образования в целом, и в дошкольном образовании, в частности. С этой целью были приняты такие документы, как «Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Приоритетный национальный проект «Образование», а также ряд Федеральных целевых программ.

Очередной импульс совершенствованию системы дошкольного образования придал Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» . Важным этапом развития института дошкольного образования стало

принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования .

Вместе с тем, в сфере дошкольного образования сохраняются весьма острые проблемы. Так, в некоторых случаях установленные количественные показатели, касающиеся дошкольного образования, достигаются в ущерб качественным. Например, решение задачи по обеспечению 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет породила проблему ликвидации яслей и закрытия ясельных групп в детских садах.

Как подчеркивает Т.Л. Клячко, проблемы дошкольного образования не сводятся лишь к нехватке мест в дошкольных учреждениях. Дошкольный уровень образования до сих пор рассматривается как система социального призрения (обеспечить присмотр и накормить) и пока не рассматривается как система, определяющая эффективность дальнейших образовательных траекторий . Тем самым, детские ясли и сады ещё во многом по старинке выполняют по образному выражению И.В. Бестужева-Лады роль «камер хранения».

Основная инфраструктурная проблема в дошкольном образовании в том, что оно не обеспечивает выравнивания стартовых возможностей детей. Перед входом детей в систему общего (обязательного школьного) образования, оно не устраняет (и даже не всегда смягчает) различия в культурном и социальном капитале семей. Как отмечается в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка .

В настоящее время все более актуальной становится проблема реформирования системы дошкольного образования, поиска новых

организационных, нормативно-правовых, программно-методических форм и методов работы с детьми, решения вопросов формирования профессионального корпуса педагогов и специалистов дошкольного воспитания и обучения. Сегодня в детских садах растет потребность не просто в традиционных воспитателях, но и в социальных педагогах, психологах, специалистах консультативно-диагностических служб, имеющих опыт работы с родителями, населением, поликлиниками, социальными службами, средствами массовой информации и т.д. .

В литературе подчеркивается, что активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты - все, кто заинтересован в развитии образования . В рамках задачи развития современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования предусматривается реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения. С этой целью предусматривается:

Обеспечение поддержки региональных программ развития дошкольного образования, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

Создание в каждом регионе условий для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования;

Обеспечение реализации в каждом регионе программ поддержки родительского просвещения для семей с маленькими детьми;

Повышение квалификации по новым образовательным программам 95% педагогических работников и управленцев системы дошкольного образования.

В результате реализации принимаемых мер будет обеспечено распространение и практическое внедрение нового содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения детей и молодежи в социальную практику .

Таким образом, государственная политика в области дошкольного образования представляет систему государственных мер и мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития данного элемента (уровня) системы образования.

Список литературы

1. Беспалов, М.В. Современные технологии анализа хозяйственной деятельности учреждений дошкольного образования / Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. С. 307-310.

2. Клячко, Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т.Л. Клячко.- М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. -53 с.

3. Кораблева, Г.Б. Дошкольное образование в России: состояние и проблемы кадрового потенциала / Г.Б. Кораблева // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. №4. С.71-79.

4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.

5. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

6. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 19. - Ст. 2336.

7. Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // [Электронный ресурс]. URL: http: // pravo.gov.ru (дата обращения - 16.02.2017).

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. 2013, 25 ноября - Федеральный выпуск №6241.

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 года // Российская газета. 2016, 2 декабря.

10. Рудакова, Е.Н. Государственная образовательная политика: этапы становления и современное состояние / Е.Н. Рудакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2012. № 4. С. 175-183.

Проблемы системы дошкольного образования

нет структурных
изменений
в ДО
низкий
охват детей
услугами ДО
низкая
заработная плата
работников ДОУ
– кадровые
проблемы
отсутствует
конкуренция
не меняется
уклад жизни
медленно
развиваются
новые формы
среднее соотношение
числа воспитателей
к числу воспитанников
(1:25)
необходима новая система оценки качества
дошкольного образования

Дошкольное образование

Более 6 миллионов детей
56,4 тысяч детских садов;
29,3 тысячи (52%) – в городах и поселках городского типа;
27,1 тысячи (48%) – в сельской местности;
43,5 тыс. (77%) государственные и муниципальные ДО;
1022 (1,8%) негосударственных ДО.
3

Доступность дошкольного образования

Задача:
к 2016 году всем детям с 3 до 7 лет обеспечена доступность
дошкольного образования (Указ Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 года)
Инструмент: региональные «дорожные карты»:
развитие муниципально-региональных систем дошкольного
образования;
развитие негосударственного сектора.
4

Сеть учреждений предоставляющих услуги дошкольного образования

муниципальные детские сады
иные государственные и
муниципальные организации
негосударственные
образовательные учреждения
Общеобразовательные
учреждения
Начальная школа - детский сад
0
20
40
60
80

Задачи дошкольного образования

Создание новых мест в дошкольном образовании и ликвидация
очереди
Повышение заработной платы педагогам дошкольного
образования
Обеспечение детям комфортных условий в соответствии со
ФГОС дошкольного образования
Повышение качества подготовки педагогических кадров
дошкольного образования
6

Нормативная база дошкольного образования

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»:
дошкольное образование – уровень общего образования
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования
самоценность дошкольного периода;
личностный рост ребенка;
формирования траектории его индивидуального развития;
учет потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья.
7

ДЕТСТВО ПОДОБНО УВЕРТЮРЕ, ДАЁТ ОКРАСКУ ВСЕМУ СПЕКТАКЛЮ Татьяна Ермакова

… ДРУГАЯ СТРАНА С НОВЫМ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИМ УКЛАДОМ
… ДРУГИЕ
ЦЕЛИ
ОБРАЗОВАНИЯ
… КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ СТАНДАРТЫ
… ДРУГИЕ ДЕТИ
ВСЕ ДРУГОЕ…
Содержание – набор
предметных занятий
(ЗУНы)
Репродуктивные способы
(методы) обучения
Ребенок – объект
обучения…..
………..
Ребенок – активный субъект
деятельности
Инновационные технологии
(игровые,
исследовательские,
проектные)
Содержание – формирование
способностей

ВОПРОС ДНЯ

Зачем нужен стандарт?
Что должен регулировать?
Что изменится в детском саду
после появления стандарта?
Дошкольное образование становится уровнем общего образования наряду с начальным,
основным и средним общим образованием (ст. 10, ч.4).
Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех
уровней общего образования (ст. 5, ч.3), в том числе для дошкольного.
№273-ФЗ от 29.12.2012г
«Об образовании в Российской Федерации»

ФГОС дошкольного образования:

Впервые государство де-юре берет на себя
обязательства по дошкольному
образованию

(англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные
для сопоставления с ними др. подобных объектов»
«Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе
достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к
продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей;
гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование
правами и их всестороннюю охрану»
Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права
российского гражданина, права любого человека на качественное образование.
ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве
государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и
учитывающей возможности реальной личности и системы образования по
достижению этого идеала.
ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественногосударственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами
для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования,
семей воспитанников и широкой общественности.

положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной
психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном
возрасте (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.)
работы по аксиологии и философии образования (И.А.Зимняя, В.П.Зинченко,
Н.Д.Никандров, В.А. Сластенин и др.), теории и методологии разработки
образовательных
стандартов
(В.И.Байденко,
В.П.Беспалько,
А.М.Кондаков,
А.А.Кузнецов, B.C.Леднев, А.И.Маркушевич, М.В.Рыжаков, В.М.Соколов, А.И. Субетто
и др.)
научные положения, практические разработки и методические рекомендации,
содержащиеся в трудах исследователей в области дошкольного образования (Л.А.Венгер,
М.А. Васильева, В.Т.Кудрявцев, Л.А.Парамонова, В.А. Петровский и др.)
законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области
образования

обеспечение государством равенства возможностей
для каждого ребёнка в получении качественного
дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и
качества
образования
на
основе
единства
обязательных требований к условиям реализации
основных образовательных программ, их структуре
и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства
Российской
Федерации
относительно
уровня
дошкольного образования.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

расширения
возможностей
развития
личностного
потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного
возраста;
обеспечения условий здорового образа жизни и
безопасности ребенка;
приобщения
детей
через
соответствующие
их
индивидуально-возрастным
особенностям
виды
деятельности к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства;
развития интереса и мотивации детей к познанию мира и
творчеству;
реализации вариативных образовательных программ;
соблюдения прав ребенка, родителей и других участников
образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

● полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение
(амплификация) детского развития;
● индивидуализация дошкольного образования);
● содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
● поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
● сотрудничество с семьёй;
● приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
● формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
● возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
● учёт этнокультурной ситуации развития детей.


Особое место дошкольного стандарта среди ФГОС
Среди принципов:
- поддержки разнообразия детства;
-сохранения
уникальности
и
самоценности
дошкольного детства как важного этапа в общем
развитии человека;
-полноценного проживания ребёнком всех этапов
дошкольного детства, амплификации (обогащения)
детского развития;
-создания благоприятной социальной ситуации
развития каждого ребёнка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями;

к структуре
ООП ДО
к условиям
реализации ООП
ДО
к результатам
освоения ООП
ДО
ФГОС

Индикаторы качества

Т
Р
Е
Б
О
В
А
Н
И
Я
к предметно – развивающей среде как
к условиям индивидуального развития ребенка
к кадровым + психолого – педагогическим
условиям = корпоративный дух
к материально – техническим условиям как
условиям безопасности и охране здоровья детей
к финансовому обеспечению, как гарантии
бесплатного дошкольного образования.

безопасная
Развивающая
предметнопространственная
среда организации
(группы)
трансформируемая

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Содержание Программы должно охватывать
следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.

программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации развития детей дошкольного возраста;
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования
(объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного
образования),
организационно-педагогические
условия
образовательного процесса;
направлена на создание условий социальной ситуации развития
дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации
ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и
познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей
на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры,
изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.),
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего
развития;
направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего
развития ребёнка.

Образовательная среда –
это система условий социализации и развития детей:
1. пространственно-временные
условия (гибкость
трансформируемость предметного пространства);
и
2. социальные
условия (формы сотрудничества и
общения, ролевые и межличностные отношения всех
участников образовательного процесса, включая
педагогов, детей, родителей, администрацию);
3. деятельностные условия (доступность и разнообразие
видов деятельности, соответствующих возрастным
особенностям дошкольников, задачам развития и
социализации).

Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим
Стандартом и с учётом Примерных программ (Закон РФ «Об образовании», ст.12.6)
При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания
детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых
образовательных, педагогических и организационно-управленческих задач
Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для
дошкольных образовательных групп с разной продолжительностью пребывания детей в
течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и
продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том
числе разновозрастных групп
Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Целевые ориентиры дошкольного
образования - социально-нормативные
возрастные характеристики возможных
достижений ребёнка на этапе завершения
уровня дошкольного образования
● целевые ориентиры образования в
раннем возрасте
● целевые ориентиры образования на этапе
завершения дошкольного образования

Целевые ориентиры ДО -
социальные и психологические характеристики
возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности –
игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников
совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных
замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и
к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности. Способность ребёнка к фантазии, творчеству интенсивно развивается и
проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную
ситуации, в том числе игровую и учебную;

творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании
сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и
словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои
движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить
поделки из различных материалов и т. п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать
сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких
предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему?
зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором
он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
в различных сферах действительности.

ФГОС дошкольного образования - нестандартный стандарт

ФГОС дошкольного образования нестандартный стандарт
Целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не
являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Они
не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки
воспитанников.
Освоение Программы не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации воспитанников.

ФГОС дошкольного образования - нестандартный стандарт

ФГОС дошкольного образования нестандартный стандарт
Результаты психолого-педагогической
диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для
решения образовательных задач 1. Надо не учить детей, а сделать
так, чтобы ребёнок
захотел научиться.

Эмоции
2. Не надо учить детей, не надо
их воспитывать, надо жить
вместе с детьми интересной,
содержательной жизнью.

Психологические закономерности развития системы дошкольного образования

Эмоции
3. Разностороннее
использование игры как для
обучения,
так и для досуга.

Эмоции

Психологические закономерности развития системы дошкольного образования

Воля
4. Создание условий и ситуаций,
где бы ребёнок мог проявить
волевое усилие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки республики Бурятия

АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования»

Контрольная работа

На тему: Государственная политика в области дошкольного образования

Выполнила:

Новолодская Марина Геннадьевна

образовательный политика дошкольный

Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современности качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Свобода и плюрализм в образовании;

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Основными направлениями развития системы дошкольного образования является смена приоритетных ценностей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, введение вариативности образования. Гуманизация становится главным элементом нового педагогического мышления. Ее осуществление связано с пересмотром всех компонентов образовательного процесса, в центре которого стоит развитие ребенка. Замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития является ключевым моментом реформы образования в целом и на его дошкольной ступени в частности.

В качестве целей дошкольного образования выдвигаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребенка. В базис личностной культуры включается овладение ребенком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.

Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения.

Государственная политика в сфере дошкольного образования определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами и воплощается центральными органами исполнительной власти, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Государство оказывает всестороннюю помощь семье в развитии, воспитании и обучении ребенка:

Обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и коммунальных дошкольных учебных учреждениях в пределах государственных требований к содержанию, уровню и объему дошкольного образования (базового компонента дошкольного образования);

Заботится о сохранении и укреплении здоровья, психическом и физическом развитии детей;

Содействует развитию и сохранению сети дошкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Процесс развития дошкольного образования в современных условиях базируется на стратегической инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что главным результатом развития и модернизации сферы общего образования должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.

В настоящее время в России утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ставящая перед системой образования новые стратегические цели образования. Одна из них - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка - где бы он ни проживал.

ФГТ являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

ФГТ к структуре ОООП дошкольного образования это нормативный документ, обязательный для исполнения, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс. Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Специфика дошкольного возраста в том, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Основная общеобразовательная программа призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В связи с этим основной целью образовательной политики РФ в сфере дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребёнка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество - возможностями и способностями ребёнка к освоению программ на последующих уровнях образования.

Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, его суть и задачи. Требования к структуре и условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Представления о содержании дошкольного образования, предложенные в Стандарте.

    презентация , добавлен 05.05.2016

    Возникновение дошкольного образования в России, история его развития и становления. Особенности дошкольного образования XIX - начала XX вв., опыт его организации в советский период. Направления развития современной системы дошкольного образования.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2013

    Современное состояние системы образования РФ. Раннее и дошкольное детство как особый национальный ресурс для решения проблем социального и экономического развития. Формирование федеральной политики в области образования, принципы его финансирования.

    магистерская работа , добавлен 30.06.2010

    Основные показатели в системе дошкольного образования в Красноярском крае, перспективы его развития. Проблема доступности дошкольного образования. Реализация комплексных, парциальных образовательных программ и программы коррекционной направленности.

    реферат , добавлен 22.07.2010

    Принципы соответствия дошкольного образования целям опережающего развития. Приоритетные взаимосвязанные задачи. Место эколого-нравственного воспитания и образования в развитии детей. Система обеспечения работы дошкольного образовательного обеспечения.

    презентация , добавлен 25.09.2014

    курсовая работа , добавлен 23.04.2013

    Общая характеристика системы среднего образования Республики Казахстан. Определение направлений современной образовательной политики Казахстана. Комплексная оценка целей и задач государственной политики в сфере развития среднего образования Казахстана.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2015

    Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России. Ликвидация академических свобод университетов в годы советской власти, централизация управления высшей школой. Государственная политика современной России в области образования.

    презентация , добавлен 06.12.2013

    Особенности организации дошкольного образования в США. Программа образования для детей грудного возраста в Китае. Порядок посещения дошкольных учреждений во Франции. Причины слабого развития детских садов в Германии. Цели дошкольного воспитания в Японии.

    презентация , добавлен 10.05.2014

    Рассмотрение готовности к школе как объекта образовательной политики. Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования. Дидактические игры как средство развития интегративных качеств дошколят.

Белицкая Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад с.Бобровка"
Населённый пункт: Саратовская область,Красноармейский район,с.Бобровка
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные направления развития дошкольного образования в соответствии с государственной политикой в области дошкольного образования"
Дата публикации: 04.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Основные направления развития дошкольного образования в соответствии с государственной политикой в области дошкольного образования. В России сложилась система законодательства в области образования, включающая несколько уровней: нормы Конституции РФ; нормы, регулирующие отношения в области образования, содержат Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ; нормы федеральных законов и нормы законов субъектов Российской Федерации. Решающим правообразующим фактором в области образования стали положения Конституции РФ. В ней право на образование признается как естественное и неотъемлемое в числе других прав и свобод человека. Конституция РФ в том числе гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Важную, базовую роль в образовательном законодательстве выполняет Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273 –ФЗ. По широте содержания, объему регулируемых отношений, нацеленности на системную упорядоченность правовых предписаний он, по существу, является кодифицированным актом, выступает в качестве основ законодательства в области образования. Вместе с тем, развитие системы дошкольного образования определяется не менее важными документами. - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. - Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» Вышеперечисленные документы провозглашают: - самоценность дошкольного периода; -личностный рост ребенка; -формирование траектории его индивидуального развития; - учет потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» изменена система уровней образования в отличие от действующего законодательства об образовании в качестве уровней образования выделено дошкольное образование. Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральным
государственным образовательным стандартом, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Федеральным законом закреплена новая классификация образовательных учреждений. Установлен тип учреждений, в том числе дошкольная образовательная организация (основная цель деятельности – реализация образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми). Виды образовательных организаций в рамках типа упразднены. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно – правовую форму и тип образовательной организации. Основными направлениями деятельности являются: -Обеспечить доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет к 2016г. К 2016 году всем детям от 3 до 7 лет должна быть обеспечена доступность дошкольного образования (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г.) Инструментом реализации данного направления является: - муниципальная «дорожная карта», в которой отражено - развитие муниципальной системы дошкольного образования (строительство, реконструкция нефункционирующих ранее дошкольных учреждений, создание дополнительных мест в действующих дошкольных учреждениях); - развитие негосударственного сектора, индивидуального предпринимательства _

Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современности качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  • - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • - единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • - светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • - свобода и плюрализм в образовании;
  • - демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Основными направлениями развития системы дошкольного образования является смена приоритетных ценностей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, введение вариативности образования. Гуманизация становится главным элементом нового педагогического мышления. Ее осуществление связано с пересмотром всех компонентов образовательного процесса, в центре которого стоит развитие ребенка. Замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития является ключевым моментом реформы образования в целом и на его дошкольной ступени в частности.

В качестве целей дошкольного образования выдвигаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребенка. В базис личностной культуры включается овладение ребенком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.

Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения.

Государственная политика в сфере дошкольного образования определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами и воплощается центральными органами исполнительной власти, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Государство оказывает всестороннюю помощь семье в развитии, воспитании и обучении ребенка:

  • - обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и коммунальных дошкольных учебных учреждениях в пределах государственных требований к содержанию, уровню и объему дошкольного образования (базового компонента дошкольного образования);
  • - заботится о сохранении и укреплении здоровья, психическом и физическом развитии детей;
  • - содействует развитию и сохранению сети дошкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Процесс развития дошкольного образования в современных условиях базируется на стратегической инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что главным результатом развития и модернизации сферы общего образования должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.

В настоящее время в России утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ставящая перед системой образования новые стратегические цели образования. Одна из них - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка - где бы он ни проживал.

ФГТ являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

ФГТ к структуре ОООП дошкольного образования это нормативный документ, обязательный для исполнения, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс. Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Специфика дошкольного возраста в том, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Основная общеобразовательная программа призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В связи с этим основной целью образовательной политики РФ в сфере дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребёнка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество - возможностями и способностями ребёнка к освоению программ на последующих уровнях образования.

Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития.