Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя. Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации Личные и профессиональные качества учителя

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя. Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации Личные и профессиональные качества учителя

Какими же свойствами, качествами должен обладать педагог? В общем виде их можно представить в виде следующей схемы.

Свойства учителя

Специальные Личностные

Объективные (научная Субъективные (личный (нравственно-волевые

подготовка учителя) учительский талант) качества)

Рис. 1. Профессиональные и личностные качества педагога

Проблема субъективных свойств педагога стала предметом теоретического и экспериментального изучения учеными Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, С.В.Кондратьевой, Л.М.Митиной и др.

Выделяют следующие свойства субьективности педагога:

1. Психо-физиологические свойства субъекта (задатки), являющиеся предпосылками осуществления ими своей профессиональной роли (тип темперамента, эмоциональная возбудимость, тип восприятия, гибкость мышления и др.).

Наиболее значимы для профессионально-педагогической деятельности особенности типа высшей нервной деятельности (ВНД), которые можно рассматривать как психофизическую основу индивидуальных качеств учителя, необходимых ему для осуществления своей работы. Известно, что в основе ВНД лежат два основных нервных процесса: возбуждение и торможение. Они характеризуются силой, подвижностью и уравновешенностью, различные сочетания которых и определяют индивидуально-психологические особенности человека - его тип темперамента, особенности восприятия и мышления, внимания, трудоспособность, выносливость, психологическую устойчивость и т.д. Педагогическая деятельность и индивидуально-психологические качества педагога должны быть в определенном соответствии. Такое соответствие далеко не всегда возникает само по себе (хотя бывают счастливые случаи совпадения, тогда говорят о природном призвании, о прирожденном учителе). Его нужно достигать. Предпочтительны для педагогической профессии следующие индивидуально-психологическими свойства и качества:

1) сильный тип ВНД, определяющий сочетание тех качеств темперамента, которые лежат в основе развитой тенденции к лидерству, работоспособности, выносливости, решительности, активности, целеустремленности, настойчивости, выдержки, уверенности в себе и т.д.

2) сформированность произвольного внимания, высокий уровень мыслительной деятельности, памяти.

3) эмоциональная уравновешенность (умения владеть собой даже в эмоциогенных ситуациях).

4) социальная чувствительность, рефлексивность (способность человека к самоотчету, самоанализу собственных психических состояний; способность видеть себя как бы со стороны, иногда глазами других).

2. Педагогические способности – индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым успешно осуществляется какая-либо деятельность, при меньших затратах труда достигаются большие результаты.

В психолого-педагогической литературе выделяют различные группы способностей. Так, Ф.М. Гоноболин относит к важным индивидуальным свойствам учителя способности “понимать детей, видеть в них хорошее и плохое, чувствовать, как они воспринимают учебный материал, объективно оценивать их знания и способности, работать творчески, успешно транслировать знания учащимся, владеть языком, умело организовывать школьников в детский коллектив, проявлять педагогический такт, заражать детей своим энтузиазмом, любовью к делу, хорошо владеть собой, управлять своими чувствами и поведением”

Шесть ведущих способностей педагога к педагогической деятельности выделяют И.А. Зязюн, М.С. Бургин и др., к ним относятся следующие способности:

Коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

Перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;

Динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

Эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;

Оптимистическое прогнозирование;

Креативность – способность к творчеству.

Как видно из приведенного выше списка педагогических способностей, они включают в себя многие личностные качества и раскрываются через определенные действия, умения. При этом есть умения, которые включаются в содержание нескольких способностей.

3. Направленность личности, ее составляют ценностные ориентации человека. В нашем случае будем говорить о профессионально-педагогической направленности учителя. Под профессионально-педагогической направленности личности учителя (ППН) понимают устойчивую, доминирующую (преобладающую) систему потребностей, мотивов (интересов, убеждений, склонностей и т.д.), определяющую поведение учителя, его отношение к профессии и к своему труду.

Применительно к педагогической деятельности Н.В. Кузьмина (профессор, доктор психологических наук) включает в профессионально-педагогическую направленность личности учителя следующие компоненты:

1. Интерес и любовь к детям, к профессии, творчеству, связанному с воспитанием в них человеческих качеств;

2. Осознание трудностей и проблем в учительской работе;

3. Потребность в педагогической деятельности;

4. Осознание собственных возможностей и способностей как соответствующих требованиям избранной профессии;

5. Потребность в постоянном самосовершенствовании и стремление овладеть основами педагогического мастерства уже в вузе.

Н.В. Кузьминой определены также три типа направленности личности учителя:

Истинно педагогическая (она состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог. В педагогическую направленность включается призвание к педагогической деятельности. На этой высшей ступени педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников);

Формально педагогическая (мотивация к педагогической деятельности смещена в сторону увлеченности преподаванием конкретного предмета, однако учитель в некоторой степени добивается результативности своей педагогической деятельности, так как заряжает учеников своей личной увлеченностью процессом познания и преподавания, творческим отношением к своему делу);

Ложнопедагогическая (основным мотивом педагогической деятельности учителя является самовыражение, карьерный рост. В силу наличия ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств, например, ума, силы воли и т.д., такой учитель может в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов его профессиональной активности, как правило, приводит к низкому результату в педагогической деятельности)

В.А. Сластенин (профессор, доктор педагогический наук) также относит ППН к важнейшим свойствам личности учителя. Считает, что она представляет из себя избирательное отношение к действительности, направленность личности, пробуждает и мобилизует скрытые силы человека, содействует формированию у него соответственных способностей, профессионально важных особенностей мышления, воли, эмоций, характера. Иначе В.А. Сластенин считает, что ППН - это каркас, вокруг которого компонуются основные свойства личности учителя.

Педагогическая направленность личности учителя может проявляться по-разному. Она может быть ориентирована на профессиональное самоутверждение; на ученика или ученический коллектив; на средства педагогического воздействия; на цели педагогической деятельности. Что является ведущей направленностью? Конечно, направленность на цель педагогической деятельности, которая заключается в создание условий для гармоничного развития личности учащегося. Такую направленность можно считать гуманистической. Почему? (Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей).

4. Профессинально-педагогические и предметные знания и умения. Ядро профессионально-педагогических знаний составляют фундаментальные знания в области педагогики и психологии, мировоззренческие и методологические знания, технологические знания. Качество знаний определяется тем, насколько они широко включаются в различные виды деятельности. Знания не существуют сами по себе: они приобретаются индивидом и обогащаются, реализуются в деятельности.

Специфика педагогических знаний в том, что они обогащены личностным отношением к ним учителя, пропущены через его мировосприятие, его опыт, специфику его мышления.

Знания закладывают прочные основы для развития и формирования педагогических умений и навыков, без которых невозможна динамика и эффективность педагогической деятельности.

Умения и навыки - это способы применения знаний на практике, их представленность в модуле объективно-необходимых качеств педагога очевидна. Учитель настолько профессионален, насколько эффективно может применить общенаучные, предметные, психолого-педагогические и общекультурные знания в своей практической деятельности. Спектр профессионально-педагогических умений и навыков многообразен. Так, в профессионально-педагогической деятельности актуализируются более двух тысяч умений. В основе всех многообразных умений лежат общетрудовые умения: умения осознавать цели деятельности, планировать предстоящую деятельность, осуществлять самоконтроль ее протекания. К познавательным умениям, необходимым в любом виде деятельности относят умение запоминать, сравнивать, анализировать, прогнозировать, предвидеть.

В блок базовых педагогических умений учителя входят следующие типы умений: диагностические, конструктивные, коммуникативные, аналитические.

Другим фактором, влияющим на педагогическую деятельность, являются личностные качества учителя. Все личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. Проблеме профессионально значимых качеств личности учителя посвящены работы Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, Н.В. Кухарева, В.А. Сластенина и др. Несмотря на разные подходы, относительно набора ПЗЛК и их классификации, у этих ученых наблюдается сходная точка зрения на значимость ПЗЛК. Они считают профессионально значимые личностные качества наряду с профессионально-педагогической направленностью фундаментальным компонентом личности учителя, и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Дадим определение понятия профессионально значимых качеств личности учителя.

Профессионально значимые качества личности учителя – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль.

Существуют различные классификации качеств личности учителя, например, вариант классификации профессионально значимых личностных качеств (ПЗЛК), разработанный В.П. Симоновым. В этой классификации содержатся конкретные оптимальные характеристики качеств личности педагога:

1. Психологические черты личности как индивидуальности: сильный, уравновешенный тип нервной системы; тенденция к лидерству; уверенность в себе; добросердечие и отзывчивость; гипертимность (активность, подвижность).

2. Педагог в структуре межличностных отношений: преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами; незначительные конфликты только по принципиальным вопросам; адекватная, нормальная самооценка; стремление к сотрудничеству с учениками и коллегами; уровень изоляции в коллективе равен нулю.

3. Профессиональные черты личности преподавателя:

а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;

б) умение учитывать индивидуальные психофизические возможности учащихся;

г) элегантный внешний вид, выразительная мимика, общий артистизм;

д) направленность на учащихся (обращение к ним по именам, знание не только личностных особенностей, но и жизненных обстоятельств воспитанников, стремление помочь делом и советом);

е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;

ж) умение четко сформулировать конкретные цели;

з) умение организовывать всех учащихся в целом и каждого в отдельности;

и) наличие обратной связи с учениками и оценочных суждений, сопровождающих выставление отметок, систематический контроль за успеваемостью школьников.

Как видим, в этом варианте профессионально значимых личностных находят отражение самые важные профессиографические аспекты модели современного учителя.

Интересна классификация ПЗЛК, предложенная Т.А. Юзефавичус. Для данной классификации она берет 1) доминантные без которых невозможна эффективно осуществлять педагогическую деятельность; 2) периферийные, они не оказывают решающего влияния, но способствуют успешности; 3) негативные – ведут к снижению эффективности труда; 4) профессионально недопустимые.

К доминантным профессионально-значимым качествам личности учителя относятся следующие качества:

Гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);

Любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);

Оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);

Справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);

Общительность (педагогический такт, коммуникабельность);

Требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);

Альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);

Волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);

Толерантность – терпимость, снисходительность к людям;

Педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);

Эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость;

Интеллигентность (обаяние, духовность);

Современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);

Доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);

Креативность (творчество).

К периферийным профессионально-значимым качествам личности учителя относят, например, приветливость, энтузиазм, серьезность, наличие чувства юмора, артистичность, инициативность, увлеченность чем-либо (хобби), реальный подход к жизни, любознательность.

К негативным профессиональным качествам личности учителя относятся: неуравновешенность, пристрастность, мстительность, высокомерие, рассеянность.

И еще одна группа - это профессионально недопустимые качества: наличие вредных привычек, нравственная нечистоплотность, рукоприкладство, безответственность, грубость, некомпетентность.

В жизни, в педагогической действительности мы не увидим учителя, который воплощает в себе только доминантные и периферийные качества и наоборот. Они комбинируются в личности педагога до бесконечности разнообразно. Эта комбинация и определяет индивидуальный стиль его деятельности, неповторимость профессионально значимых личностных качеств у каждого отдельно взятого педагога. В этом плане тоже возможны типизации личностей и деятельности, но об этом посмотрите самостоятельно.

Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:


Ведущие способности в педагогической деятельности

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

Какими качествами должен обладать учитель? Этот вопрос открывает перед нами бездну других: какой учитель? Для чего и кому должен? Качествами личными или профессиональными, и какие из них важнее? Например, можно ли педагогу вменять в обязанность любовь к детям, или достаточно, чтобы он обращался с ними уважительно и хорошо учил своему предмету? Должен ли учитель быть коммуникабельным заводилой? Какой учитель лучше - добрый или строгий? Какой будет более успешен - бунтарь или конформист?

Мы можем бесконечно рассуждать, спорить и доказывать. Всё потому, что нет никакого «сферического учителя в вакууме». Каждый педагог существует в конкретной социальной, экономической, культурной ситуации, где перед ним стоят определённые цели и нужны те или иные качества для их успешного достижения.

Каким должен быть идеальный учитель? Может, таким? Кадр из х/ф «The School of Rock» (2003)

А если не спорить, а спросить окружающих: какие качества учителя считают важными именно они? Такой разговор поможет одним участникам образования по-новому посмотреть на других.

Ещё раз убедиться в этом нам позволило небольшое исследование, предпринятое в 2015 году одиннадцатиклассницей Гоар Саркисян. Гоар провела его среди старшеклассников, их родителей и учителей Щёлковской гимназии (город Щёлково, Московская область), в которой училась сама. Целью исследования было сопоставление «требований государства, отражённых в профессиональном стандарте педагога, и потребностей общества для выявления приоритетных качеств учителя».

Или таким? Кадр из х/ф «Доживём до понедельника» (1968)

Существует документ, который определяет перечень профессиональных и личностных требований к учителю на территории РФ - это профессиональный стандарт педагога , вступивший в силу с 1 января 2015 года. На основе этих требований можно выделить те качества, которые хотело бы видеть в учителе государство.

Всегда интересно сопоставить официальные ожидания с реальной жизнью. Это и решила сделать Гоар Саркисян.

Идея исследования пришла из наблюдения за учениками и учителями разных школ. В то время я уже решила сама стать учителем и стремилась узнать о профессии больше. Видя, что порой даже самые талантливые и любознательные дети теряют интерес к учёбе, я решила отыскать корень проблемы и, как будущий педагог, смоделировать образ идеального учителя. Образ такого учителя, который поможет ученикам стать лучше.

В опросе приняли участие более сотни учащихся старших классов, 40 родителей и 25 учителей гимназии - педагогов начальной школы, среднего и старшего звена. Всем респондентам предлагалось в свободной форме ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать идеальный учитель?»

Респонденты самостоятельно называли или записывали качества и объясняли, что имеют в виду. Ответы были систематизированы в сводных таблицах.

Идеальный учитель с точки зрения учеников

100% учеников, принимавших участие в опросе, считают, что идеальный учитель должен быть строгим и терпеливым. Также все ученики-респонденты оказались едины в том, что учитель должен уметь заинтересовать материалом.

80% опрошенных - за непредвзятое отношение со стороны учителя и индивидуальный подход («каждый хочет, чтобы его оценивали по справедливости и помогали достичь лучших результатов»).

Учащиеся объясняли слово «справедливость» как оценивание на основании знаний, а не национальности, внешнего вида и так далее. Приблизительно теми же словами описывается в ответах других респондентов толерантность.

Идеальный учитель с точки зрения родителей

Для всех опрошенных родителей идеальный учитель - тот, кто отлично знает свой предмет. Как отдельное качество 100% родителей обозначили «любовь к своей профессии и детям».

В анкетах родителей появился пункт, который ученики никак для себя не выделяли: неравнодушие.

Неравнодушие объяснялось родителями как участливое отношение к ученикам. Неравнодушный учитель, во-первых, всегда убеждается в том, что дети усвоили материал, во-вторых, оказывает эмоциональную поддержку, когда это необходимо.

Идеальный учитель с точки зрения… учителей

А вот учителя, похоже, уверены, что терпенье и труд всё перетрут. 100% опрошенных педагогов всех ступеней - за отличное знание предмета и терпеливость.

Но главное - именно опрос педагогов, по признанию Гоар, оказался для неё самой интересной частью исследования.

Поговорив с учителями, узнав об их чувствах, я увидела их с новой стороны. Больше всех меня поразили учителя, которые вместо «правильных», подходящих к ситуации слов, честно и откровенно заговорили обо всех сложностях этой профессии. Оказалось, что в учительской практике случается множество ситуаций, в которых неопытный человек просто растеряется. И всё, что может сделать из человека хорошего учителя - это неравнодушие. «Если в тебе есть стремление сделать мир лучше, тогда это для тебя», – так сказал мне учитель информатики о профессии педагога.

Гоар Саркисян

студентка МГОУ

Все ответы своих респондентов Гоар сопоставила с требованиями профстандарта. Результат оказался непротиворечивым. Разве что, конечно же, никакой стандарт не может требовать от педагога чувства юмора, неравнодушия, любви к детям и терпеливости. А вот люди в своих нестандартных, живых человеческих отношениях вправе друг от друга этого ожидать.

Принципиально нового ответа моё исследование не дало, однако оно показало мне, насколько важны для этой профессии личные качества: именно о личных, а не профессиональных качествах говорили мои респонденты.
Сейчас я учусь на педагога, специальностью выбрала иностранный язык. Какие качества учителя я выделяю теперь? Идеальный учитель - это не шаблонная модель. Это интересный, харизматичный, образованный человек, заряженный творческой энергией, который воспитывает таких же активных, неравнодушных и думающих детей.

Гоар Саркисян

студентка МГОУ

А мы предлагаем продолжить разговор на заданную тему. Какие качества учителя ценятся в вашей среде? Какие оказываются необходимыми именно вам?

Вы имели в виду Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог"

Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года.
Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателейСтандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как готовность учить всех без исключения детей...

4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности) 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. 2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. 3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. 4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. 5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). 6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. 7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. 8. Умение отслеживать динамику развития ребенка. 9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. 10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. 11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. 12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе. 13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования. 14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. 15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося. 16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. 17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. 19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития. 20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Специальная (коррекционная) школа № 7

Самоанализ педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы

Дюзельбаевой Ф.К.

Актобе, 2013г.

Лист самоанализа педагога

    Мое педагогическое кредо.

"Стыдно должно быть не за то, что не знаешь,

а за то, что не хочешь узнать".
Главная цель моей деятельности (как я ее понимаю).

Основная цель моей педагогической деятельности – формирование у учащихся навыков владения элементарной русской речью как средством коммуникации, подготовка их к самостоятельному общению на русском языке.

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие педагогические задачи (помимо программного комплекса задач):

- улучшение качества процесса преподавания (высокий уровень проф.мастерства учителя);

-применение новых педагогических технологий (поиск методов, которые позволили бы эффективно обучать, добиваясь лучших результатов.);

-изменение содержание образования(новые УМК).

    качеством материально-технической базы

Кабинета русского языка нет.

Школьная мебель, санитарно – гигиеническое состояние учебных кабинетов отвечает правилам санитарных требований.

В школе существует проблема использования информационных технологий учителем, т.к. техническая предметная среда школы не отвечает в полном объёме профессиональным запросам личности учителя. В учебных кабинетах отсутствуют ТСО (интерактивные доски, компьютеры, Интернет).

    качеством информационного обеспечения

1.Имеются Типовые специальные образовательные учебные программы по русскому языку. 2009г

2.Специальных методических пособий по русскому языку для классов с казахским языком обучения нет. В работе использую пособия Аксёновой А.К., Азовой О.И., Лалаевой Р.И., Рыжовой Н.В., Ладыженской Т.А.и др.

    Есть в наличии электронный вариант учебников методических пособий Безруких М., Борисенко М., Вольвич Е., Грушевской М.С., Манжуовой Л.Н., Хватцева М.Е., и др.

Содержание программ, методических пособий, электронных учебников отвечают моим профессиональным запросам, соответствуют специфике нашей школы.

    Нет учебников по русскому языку для учащихся казахских классов специальных (коррекционных) школ. В работе с учащимися среднего и старшего звена используются учебники общеобразовательных школ для 3,4 кл. Одни и те же тексты для чтения и развития речи содержатся в 3-х учебниках под разными издательствами «Рауан», «Мектеп», «Атамура».

    качеством методического обеспечения, созданного Вами

1. Программа проектирования учебного процесса по предмету «Мир вокруг» в С(К)Ш для детей с интеллектуальными нарушениями.(3 кл.)

2.Программа по русскому языку для 10-го производственного класса с казахским языком обучения.

3. Программа кружка «Речь. Речь. Речь» по русскому языку в С(К)Ш для детей с интеллектуальными нарушениями (4-10кл. с казахским языком обучения)

4. ИОМ, коррекционно-развивающая программа для учащегося надомного обучения на 1,2,3,4,5 годы обучения.

5. Коррекционно-развивающая программа (приложение к календарным планам)для уч-ся 4-й тип.гр.

Методическое пособие:

«Диагностические материалы по русскому языку для начальных классов»

Задания для контроля, тесты

Итоговые проверочные работы, тесты по математике и русскому языку

для учащегося надомного обучения.

Для учащихся 3-10 б кл. разработаны тестовые задания, индивидуальные карточки с грамматическими заданиями в картинках, перфокарты с картинками для проведения словарных работ.

Все материалы составлены с учётом требований ГОС.

    качеством повышения квалификации с момента последней аттестации

Повысился профессиональный уровень через курсовую подготовку повышения квалификации:

    03.11-14.03.2008г прошла повышение квалификации по теме «Основы индивидуального обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями » (72 ч., свид. № 3129);

    В июне 2010 г. в Национальном центре информатизации прошла тренинговые курсы по теме «Методика использования электронных учебников и интерактивной доски». (Серт. № АК -204)

    16.05.2011г – 06.04.2012г. в ТОО «Центр САТР закончила годичные республиканские курсы переподготовки по специальности «Дефектология» квалификация «Олигофренопедагог»».(500ч.Удост. №492)

    13.02-17.02. 2012г. в Национальном научно –практическом центре коррекционной педагогики прошла повышение квалификации по теме

«Организационные и методические основы обучения детей с ограниченными возможностями на дому». » (40ч.Удост. №2184)

позицией руководства

Администрация школы заинтересована в повышении качества моего труда, стимулирует меня по направлениям:

- создаёт благоприятные условия труда;

- награждает;

- создаёт условия для соблюдения меры безопасности;

- создаёт условия личного развития;

-мотивирует интерес к работе.

Все уроки, внеклассные мероприятия (во время прохождения методических и предметных недель, аттестации) систематически посещала завуч школы Куангалиева Д.С., периодически посещал директор школы Прохоров С.М., завуч по ВР Фомина Т.В.

Высокое качество образования – это комплексная характеристика, которая отражает уровень образовательных услуг, который наша школа предоставляет учащимся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с его интересами и потребностями.

Это особенности нашей школы, которые придают ей определённость, отличают от других образовательных учреждений.

В своей работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную.

На своих уроках применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: беседа, наблюдение, тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы.

Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я провожу уроки-игры, практикумы, смотры знаний. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовать свои учебные возможности. Большое значение придаю самостоятельной деятельности учащихся.

Каждый урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей, развивающие любознательность, самостоятельность, активность. За много лет преподавательской деятельности собрала богатый дидактический и наглядный материал по всем лексическим темам.

В выборе учебного материала особое внимание уделяю формированию правильного произношения, развитию речи учащихся, обогащению их словаря.

На своих уроках стараюсь, чтобы каждый ученик, даже слабый, чувствовал себя нужным. Для подготовки к урокам создаю дидактический материал, применяю элементы новых технологий, индивидуальные, творческие задания.

Целенаправленно подбираю связные литературные тексты из детской литературы. Использую и при изучении нового материала, и при закреплении, и при повторении, при словарной работе и при индивидуальной работе с учащимися. Они дают большое количество заданий, дают возможность всем учащимся почувствовать себя активными участниками общей работы.

За достаточно долгий период работы в качестве учителя русского языка и литературы определила для себя ряд принципов, которые помогают успешно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

-использование на уроках методик и технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье учащихся;

-индивидуализация и дифференциация учебного процесса;

-применение наглядности;

-развитие навыков самостоятельной работы;

-осуществление контроля ЗУН учащихся;

-эмоциональное стимулирование.

В своей работе стараюсь придерживаться следующих норм и требований:

-хорошо владеть своим предметом, совершенствовать методику преподавания русского языка;

-серьёзно готовиться к каждому уроку;

-применять на уроках элементы современных технологий;

- создавать дидактические, контрольно-измерительные материалы, материалы для индивидуальной работы;
-работать в классе не для всех, а для каждого отдельного ученика.

-стремиться, чтобы ход и содержание каждого урока были ориентированы на достижение конкретного конечного результата.

Систематическая работа над повышением своего профессионального мастерства позволила мне достичь определенных успехов:

Выросла моя творческая активность. Участвую в инновационных процессах школы. Стала активным участником различных конкурсов.

Улучшилось качество знаний и умений учащихся по русскому языку:

наблюдается динамичное продвижение в развитии уровня усвоения знаний и умений, уровня активности учащихся на уроке . Растёт число участников конкурсов, предметных недель.

    Что еще Вы хотели бы добавить (пишите в свободной форме).

    Сильные стороны моей деятельности, личности.

Умею анализировать свою деятельность, сравнивать, осознавать свои педагогические затруднения, делать соответствующие выводы, обучаться, корректировать свою деятельность.

Никогда не отказываю в помощи. Со многими коллегами и учащимися у меня сложились партнёрские, конструктивные, доверительные отношения.

Учебные материалы, разработанные мною для учащихся 4 типологической группы, не всегда на уроках оказывают должного коррекционно-развивающего воздействия.

Препятствия.

Причинами, затрудняющими достижение запланированных результатов, на мой взгляд, являются следующие:

    Слабое здоровье учащихся;

    Поведенческие нарушения учащихся во время урока в период обострения заболеваний.

    Тревоги

Тревоги (тревожность) возникают из-за периодически возникающей напряжённости на работе, нервно – психических нагрузок, связанных объективными причинами.

    Возможно сти улучшения моей деятельности.

Постоянно прогнозировать и корректировать результаты своей деятельности .

Стремиться, чтобы любая проводимая работа была ориентирована на достижение конкретного положительного конечного результата.

Чаще пользоваться способами саморегу ляции. Требовать от себя готовности достойно встречать каждую профессиональную ситуацию.