Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Примеры гражданской активности человека. Понимание сущности гражданской активности личности и ее проявление в представлениях о славе как свойстве сознания и поведения личности

Примеры гражданской активности человека. Понимание сущности гражданской активности личности и ее проявление в представлениях о славе как свойстве сознания и поведения личности

Шелекский Политехнический колледж

Доклад

«Формирование гражданской активности и социальной ответственности у студентов в современном обществе»

Заместитель директора по
Учебно – воспитательной работе
Турганов И. А.

2013 г.

Социально – политехнические и экономические преобразования в Казахстане породили много различных проблем, одной из них является подготовка социально активного специалиста среднего звена, отвечающего идеалам построения демократического гражданского общества и правового государства. В новых условиях общество детерминирует возрастающую роль гражданской активности студентов, поскольку от этого зависит осуществление социальных функций и ролей, обеспечивающих освоение и принятие индивидуально общественных ценностей и идеалов, развитие форм и методов их реализации в поведении, труде, образа жизни.

Актуальность проблемы в современном обществе в формировании гражданской активности и социальной ответственности у студентов профессионального образования определяется рядом негативных тенденций, влияющих на снижение активности нынешнего поколения молодежи. Это связанно с пассивностью, без иниациативностью, привычкой перекладывать всю ответственность на старшее поколение, аполитичность, преобладание узко личностных мотивов, снижение творческой активности, потребности в самосовершенствовании, стремлением получения в сиюминутной выгоды.

Формирование гражданской активности и социальной ответственности студентов в образовательных учреждениях становится решающим фактором прогрессивного социального развития, т.к. от качества профессиональной подготовки специалиста среднего звена о решающей степени зависят темпы технологического, экономического, политического прогресса, состояние культуры и духовности в обществе. Характер и содержание активности студентов во многом определяется возрастным периодом жизни, характеризующемся развитием потребности в самооценке, саморазвитии, самореализации. Анализ переходного периода от старшего подросткового возраста к раннему юношескому поколению, что на данном этапе формирование гражданской активности и социальной ответственности у студентов, как интегративного качества личности, определяет успешность дальнейшего личностного и профессионального специалиста среднего звена.

Формирование гражданской активности и социальной ответственности у студентов в современном обществе – одно из ведущих направлений воспитательно – образавательного процесса в колледже. Сегодня гражданская активность студентов рассматривается в контексте понятий гражданственности, патриотизма, гражданской культуры, гражданской позиции, самоопределения, гражданского общества, признания прав на свободу общества человека. Гражданская активность и сознательность рассматривается как выполнение чем студентами своих гражданских обязанностей и гражданского долга, комплекса субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально – ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности и служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной ориентации на общепринятые нормы и нравственные ценности. Гражданская активность студенческой молодежи представляет собой социально – педагогический феномен, имеющий сложную многогранную структуру. Она характеризует осознанное участие молодого человека в жизни общества и отражает его сознательные реальные действия и поступки в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активном участии в общественной жизни. Основными компонентами ее выступает гражданственность, гражданская ответственность, социальная активность. У большинства студентов не сформирована осознанная гражданская позиция чаще всего это либо интуитивные поиски на основании бытовых, случайных знаний и представлений, либо сугубо книжное толкование, не пропущенное через себя знание, не превратившееся в убеждение. Многие студенты считают что их голос все равно не будет услышан, при этом они не отождествляют себе с государством в котором они живут, они не чувствуют ответственности за происходящее в нем.

Эффективность педагогического процесса формирования гражданской активности и социальной ответственности студентов в значительной степени зависти от уровня социального интеллекта, от способности и готовности преподавателей к организации специальной деятельности в социально – деятельностном образовательном пространстве, от пониманием каждым педагогом своей роли в достижении поставленной цели, от умения совершенствовать свою деятельность, от потребности использовать новые формы и методы работы со студентами и их родителей. Успех в формировании гражданской активности студентов в социально – деятельностном образовательном пространстве колледжа на прямую зависит от понимания необходимости организовать специальную среду обучения, воспитания и развития, так как сколько бы методисты ни описали методов, сколько бы чиновники ни утвердили стандартов, сколько бы ученые ни сформулировали целей, все это ничуть не отразиться на результате, если оно не прошло через сознание преподавателя, не превратилось в его убеждение, в его позицию. Не вызывает сомнения тот факт, что сформировать студента способен преподаватель, обладающий специальными умениями организации образовательной деятельности, сам умеющий жить в условиях расширяющейся демократизации и правильно ею пользоваться. Это означает способность признавать и принимать как должное наличие разных точек зрения, на демократической основе вести дискуссии, решать возникающие разногласия. Это, с другой стороны, отказ от диктата, от методов давления на студентов, осознание и признание необходимости осваивать новые формы и методы обучения, воспитания и развития, отказ от принципа, согласно которому интересы некоего абстрактного коллектива - на первом месте, а интересы конкретного студента - на втором. Это способность осваивать новые роли: консультанта, партнера. Это необходимость постоянного самосовершенствования, овладения и использования в образовательном процессе различных технологий, адекватных поставленным целям.

Сформировать гражданскую активность и социальную ответственность у студентов способен педагог, обладающий лидерскими качествами, коммуникативными умениями, эмпатией, развитым социальным интеллектом, владеющий активными методами обучения, воспитания и развития, способный создавать развивающую среду.

На современном этапе развития к системе среднего профессионального образования предъявляются новые общественные требования по подготовке специалистов в изменяющихся социально-экономических условиях. На первый план выходят профессиональные и личностные качества, которые позволят специалисту успешно адаптироваться, жить и работать в условиях наступающего века, проявлять активность в различных сферах жизнедеятельности. Выпускнику СПОУ необходимы умения самостоятельно принимать решения и оценивать их возможные последствия; прогнозировать развитие профессиональной среды, быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, владеть оптимальными способами адаптации и развития, тактикой и стратегией решения личных, профессиональных и общественно-значимых задач. Все это требует от него социальной активности, представляющей основу для личностного и профессионального самосовершенствования.

К процессу формирования социальной активности студентов СПОУ на примере колледжа следует подходить с позиций моделирования нового образовательного процесса, основой которого становится включение студентов в разнообразные виды деятельности, способствующие развитию познавательной, профессионально-трудовой, гражданской и собственной активности.

Таблица 2 – Структура гражданской позиции студентов технического колледжа

познавательный

мотивационно-нравственный

деятельностный

рефлексивный

· выработка знания о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях;

· понимание социально-политических процессов и явлений;

· наличие базовых знаний, позволяющих студенту определять характер взаимоотношений человека и общества;

· восприятие особенностей культуры, гражданских норм своего народа;

· сформированность потребности к реализации гражданских прав и обязанностей

· гуманистическая направленность отношений личности к обществу, труду, к людям и самому себе;

· формирование гражданских ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение норм гражданского поведения;

· осознание гражданских ценностей как личностно значимых;

· стремление к гражданскому самообразованию и к гражданской деятельности;

· позитивная направленность преобразовательной социальной деятельности

· выполнение гражданских обязанностей из внутреннего чувства осознанной необходимости;

· соблюдение социальных и правовых норм;

· участие в различных видах общественной деятельности и на разных уровнях

· разработка и реализация социально-значимых проектов;

· развитие умения гражданского поведения.

· умение анализировать свои поступки и прогнозировать их результат в соответствии с гражданскими ценностями;

· умение анализировать социальные ситуации и проблемы;

· осознание и анализ реальной проблемной ситуации, возникающей вследствие рассогласования потребностей личности и гражданских норм;

· осознание и переосмысление бытия и средств деятельности, его содержания в проблемно-конфликтных ситуациях самовыражения и самоактуализации;

· рефлексивное отношение к проявлению своей гражданской позиции в жизнедеятельности

Формирование гражданской позиции студентов технического вуза

Принципы: профессиональной направленности, акмеологический, субъектно-деятельностный

Методы обучения: игровое моделирование, дискуссионные, поисковые, ситуативные.

формирование личностного отношения к будущей профессии, гражданским ценностям;

развитиегражданских способностей студентов и становление гражданской ответственности;

формирование готовности к профессиональной и гражданской деятельности;

проявление активной гражданской позиции

Студенты

Преподаватели вуза

Представители общественных организаций и объединений

Результаты

· динамика уровней сформированности гражданской позиции;

· проявление социальной активности, гражданского самосознания и гражданских качеств личности

Методы контроля и оценивания

наблюдение, анкетирование, экспертная оценка

Организационные условия: актуализация гуманитарной составляющей общепрофессионального блока дисциплин; участие в работе студенческой думы и общественных организациях и ассоциациях; организация и реализация социально значимых проектов; создание благоприятного социально-психологического климата в вузе. Педагогические условия: контекстное обучение; организация субъект-субъектных отношений; создание коммуникативных ситуаций и ситуации успеха; мотивационная поддержка формирования гражданских качеств; расширение социального поля деятельностистудента;развитие его потребности к формированию гражданской позиции

Бакунова Е.А. Проявление гражданской активности на примерах экологических организаций (движений) // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 1. – С. 34-37.

ПРОЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРИМЕРАХ

ЭКОЛОГИЧ Е СКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ДВИЖЕНИЙ)

Е.А. Бакунова , магистрант

Научный руководитель : Н.Н. Роготень, канд. геогр. наук, доцент

Московский государственный психолого-педагогический университет

(Россия ,г. Москва )

Аннотация . В статье рассматривается понятие гражданской активности ее ра з личные виды, которые можно увидеть через эколог ические движения и организации.

Ключевые слова: гражданская активность, экологическое движение «Мусора. Бол ь ше. Не т», краудфандинг, краудсорсинг, акция «Блогеры против мусора», «Зеленый пар о воз».

Актуальным вопросом на современном этапе развития в России является исслед о вание гражданской а ктивности и гражда н ского участия . Понятие гражданской а к тивности рассматривается учен ыми из разных областей науки: политологии, с о циологии, психологии, юриспруденции, на данный момент нет четкого определения гражданской активности. В основном и с пользуются разные определения, но о б щим для них является представление ее как гражданственность и гражданская п о зиция. Гражданская активность – это фо р ма активности общества, которая напра в лена на реализацию социальных интер е сов, присуща индивиду и различным о б щественным объединениям граждан. Она будет зависеть от духовных, политич е ских, культурных ценностей человека и общества. Гражданская акти в ность – это ответственное отношение к окружающему нас миру, возможность реализации собс т венных идей и партнерство, граждане м е няют роль пассивных наблюдателей на возможность активного участия в жизни общества. Гражданская активность – одна из форм общественной активности, выр а жающаяся в неравнодушном отношении к проблемам общества, способности и жел а нию проявить собственную гражданскую позицию, отстаивать групповые и личные права и интересы, это сознание личной о т ветственности за благополучие государс т ва.

Гражданская активность проявляется в разнообразных формах самостоятельной де я тельности граждан, их объединений, сетей и ассоциаций, которые обусловлены внутре н ними устремлениями и мотивами, не направленными на извлечение приб ы ли. На данный момент прослеживается тенденция увеличения числа движений. Процесс формирования активности гра ж дан, часто протекает стихийно, независимо от деятельности различных социальных институтов, путем обмена мнениями, ди с куссий, сопоставления различных точек зрения. Но часто гражданская активность – это результат действий государственных учреждений, полити ческих организаций и массмедиа [ 2 ] .

В настоящее время гражданская акти в ность в России проявляется в деятельности разнообразных некоммерческих (общес т венных) организаций. Общественные о р ганизации в России можно поделить на несколько типов:

1. Организации, оставшиеся традицио н ными с советского времени, такие как в е теранские организации, профсоюзы, орг а низации инвалидов ВОС, ВОИ и другие.

2. Небольшие узконаправленные орг а низации в разных сферах жизнедеятельн о сти и профессиональных организации.

3. Сформировавшиеся крупные фед е ральные и региональные некоммерческие организации в конце XX – начале XXI в е ка, в частност и получавшие финансиров а ние из- за р у бежа, до принятия закона «Об иностранных агентах».

4. Новый вид организаций и движений, построенных на общей проблематике, и организационных, как правило, гражда н скими активистами. Примерами здесь м о гут служить о р ганизациями – движения «Сделаем», «Стратегия 31», «Си ние в е дерки» и другие [ 8 ] .

В последние годы наблюдается рост гражданской активности у отдельных гр а ждан и общественных групп в решении актуальных социальных проблем.

Е сть известные примеры успешного влияния гражданских инициатив на ко н кретные решения и действия. Позитивно – креативное экологическое движение «М у сора. Б ольше. Нет» была основано в 2004 по личной инициативе петербуржца Ден и са Старка, в которое постоянно вовлек а ются новые участники и города, на данный момент около 100 городов – участников в России и 5 странах СНГ и более 1000 пр о веденных акций, распространение культ у ры гражданского участия, значительная площадь убранных территорий, появление новых движений и рост сетевой активн о сти. Когда было создано движение в него входило лишь одно отделение, которое с о стояло из небольшой группы людей, э ф фективно пров о дившей уборки. Одно из главных причин сетевого развития движ е ния стало желание и з менить окружающий мир вокруг. Сейчас акции движения соб и рают различное число участников, от н е сколько человек до с отен и даже тысячи участников [ 6 ] .

Разрушение в Подмосковье привычного места отдыха спровоцировало протестную кампанию в защиту Химкинского леса, растянувшаяся с 2006 г. на 5 лет протес т ная ка м пания приобрела общероссийскую и международную известность. В борьбе за «Защиту леса» от вырубки сложилась некая инициативная группа из жителей г. Химки, г. Москва и Московской обла с ти, образовалось «Экологическая протес т ная волна», проводились протестные а к ции, как за отмену строительства трассы, так и за ее строительство. После оконч а тельного решения о строительстве трассы движение приобрело и политический о к рас [ 8 ] .

П оявляются виды гражданской акти в ности, которые полностью реализуются в Инте р нете, например карта помощи при пожарах, карта раздельного сбора отходов , карта нужд детских домов, сбор средств на конкретные цели, мониторинг выборов по web -камерам и многое другое. Интернет предоставил среду для сущес т вования разнообразных активистских с о обществ и проектов, существующих тол ь ко в виртуальном виде. Они и с пользуются, когда другой вид самореализация нево з можен (низкая способность к коммуник а ции офлайн, высокие по требности в ан о нимности и т.д.) [ 9 ] . Благодаря програм м ным сервисам , у членов сетевых соо б ществ появлялась возможность использ о вать инструме н ты оперативного поиска нужных контактов и быстрого установл е ния связей между людьми для обществе н ной деятельности и совместных гражда н ских акций, тем самым сетевые сообщес т ва реа лизуют функцию самоорганиз а ции [ 5 ] .

На сегодняшний день не только Инте р нет, а в большей степени социальные сети и гражданские интернет – приложения я в ляются механизмом для эффективного и с пользования гражданского активности, мобилизации гражданских активистов и движений в целом. Социальные сети и и н тернет – приложения предоставления пр е доставляют значительные возможности коммуникаций, поиска ресурсов, передачи информации, становится реально дейс т вующим инструментом горизонтальных отношений и связей в обществе. Социал ь ные сети помогают организовать и кратк о срочные акции, собирающие многих л ю дей для решения конкретной задачи. В пример, можно привести форму массового субботника успешно прошла всеросси й ская акция «Блогеры пр отив мусора», с о бравшая около 20 тыс. участников [ 3 ] .

«Теплица социальных технологий» со з дает базу данных гражданских прилож е ний, в которой насчитывается более дву х сот проектов. Примерами могут быть пр о ект « Ecofront . ru » , который направлен на борьбы с не санкци онированными скопл е нием мус о ра [ 7 ] .

Активность в Интернете характеризуе т ся анонимностью, разнородностью и д и намизмом, обладает лучшей масштабн о стью и адаптивностью. При этом акти в ность в Интернете также зависит от акти в ной позиции инициатора, поскольку часто виртуальное сообщество или группа пр и соединяется, одобряет инициативу, не вс е гда готово разделить и нести организац и онные издержки [ 8 ] .

Также , механизмом развития гражда н ской активности в Интернете могут сл у жить краудфандинговые и краудсорсинг о вые площадки. В целом для России крау д фандинг и кр а удсорсинг достаточно новое явление. Краудфандинг – это коллекти в ное финансирование проекта в Сети, в особенности социальные, исследовател ь ские, волонтерские, благотвор и тельные проекты. Площадки краудфанди нга и с пользуются для привлечения средств под реализацию идеи. Примером может п о служить, недавно прошедшая акция в н о ябре 2017 краудфандинговая кампанию по сбору средств на вывоз и переработку о д ной тонны батареек из Ижевска в Чел я бинск на завод «Мегаполисресурс» (со б ранных на акциях по ра з дельному сбору вторсырья «Разделяйка»). Акция орган и зованна активистами «Зеленый паровоз» из Ижевска. В рамках кампании планир о валось собрать 200 тысяч рублей, кот о рые были успешно собраны , для реализации проекта . Спонсор мог пожертвовать л ю бую сумму или же сумму установленную организатором акции и получить еще и эко-подарок. В акции приняло участие 358 человек и з них 49 человек не из Иже в ска [ 1 ] .

В настоящее время в России формир у ется все больше условий для осуществл е ния гр а жданской активности. Активация деятельности НКО, рост гражданских движений, разв и тие интернет-технологий и работа государства направлена на третий сектор, дает свои р е зультаты. Усиливается значимость гражданского общества, ув е личивается количество человек, задейс т вованных в гражданских движениях и де я тельности НКО, растет качество гражда н ского участия. С каждым годом на де я тельность общественных движений и о р ганизация выделяются все большие ф и нансовые средства . Новые механизмы уч а стия расширяют границы действия ин и циативных граждан, где объединение и взаимодействие происходит через Инте р нет. Осуществление гражданской активн о сти заключается в и с пользовании более оперативной взаимосвязи, о нлайновых площадок для о б суждения . П о зитивные результаты некоторых гражданских ка м паний повышает уровень гражданской о т ветственности, опыт которых перенимают все чаще.

Библиографический список

1. Батарейка на утилизацию // Краудфандинг в России народное финансирование – URL: https :// planeta . ru / campaigns / batareiki _ na _ utilizatsiu (дата обращения: 20.11.2017) .

2. Вол кова Н.В., Гусева Л.А. Гражданская активность как зеркало политических и кул ь турных ценностей общества // Научное обозрение. Р еферативный журнал. – 2014. – № 1. – С. 80-81

3. Доклад о состоянии гражданского о бщества в Российской Федерации (2011 г.) – М.: Обществен ная палата Российской Федерации, 2012. – 142 с.

4. Карта раздельного сбора отходов от Гринпис России – URL : http://recyclemap.ru (д а та обращения 20.11.2017 ) .

5. Морозова Е.В., Мирошниченко И.В. Сетевые сообщества в условиях чрезвычайных ситуаций: новые возможности для граждан и для власти // Политические исследования. 2011. – №1 . – С. 12 .

6. О движении « Мусора.Больше.Нет» / / «Мусора.Больше.Нет» URL: http://musora.bolshe.net/page/about.html (дата обращения: 29.11.2017) .

7 . Региональные аспекты гражданской активности в современной России (на примере Я рославской области): монография / Е. Исаева, И. Маклашии, А. Соколов, А. Фролов . – М .: Проспект, 2015 . – 216 с.

8 . Российский неполитический акти визм: наброски к портрету героя // Отчет о резул ь татах исследования активизма в России . – Центр Грани, 2012. – 65 с.


MANIFESTATION CIVIL ACTIVITY ON EXAMPLES OF ENVIRONMENTAL

O R GANIZATION (MOVEMENTS)

E.A. Bakunova, graduate student

Supervisor: N.N. Rogotin , candidate of geographical sciences, associate professor

Moscow state university of psychology and education

(Russia, Moscow)

Abstract. In article deals with the concept of civil activity its different types which can be seen through the environmental movements and organizations.

Keywords: civil activity, environmental movements, « Musora.bolshe.net «, crowdfunding, crowdsourcing, action « Blogerprotiv «, «Zelenyi parovoz».

1

Необходимость создания эффективных институтов гражданского общества, которые в будущем должны стать достойными оппонентами власти, делает актуальной проблему гражданской активности в политической и социальной жизни общества. В статье рассматриваются отдельные аспекты активной гражданской позиции общества и человека в частности. Дается определение социальной и политической активности граждан. Проанализированы проблемы и перспективы развития гражданской активности в России. Выявлена и обоснована позиция того, что слабая формализация на уровне гражданской активности несет в себе опасность не только увеличения раскола между общественными организациями и гражданами, но и препятствует сближению гражданского общества и государства, усиливает дефицит демократии в стране.

активное гражданское общество.

правовое государство

Конституция

1. Затонский В.А. Эффективная государственность. – М.: Юристъ, 2006. – 286 с.

3. Фаткуллин Ф.Н. Основы учения о праве и государстве: Учебное пособие КГФЭИ. – Казань, 1997. – 223 с.

4. Шушпанова И.С. Гражданское общество в социологическом измерении // Социологические исследования. – 2008. – № 11. – С. 59-63.

5. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М.: Проспект, 2013. – 652 с.

Исследование проблем и перспектив развития гражданской активности в России на сегодняшний день обусловлено важностью и значимостью процессов совершенствования институтов гражданского общества. Активное гражданское общество - это одно из жизненно значимых условий для становления демократического правового государства. При этом в данном процессе важнейшей составляющей является активное, социально полезное поведение человека в частности и общества в целом. В данном случае речь может идти о появлении качественно новых типов личности, которые выступают как носители новых политических и правовых ценностей и норм, в результате чего образуется правовая культура и правовое сознание, что является важным критерием оценки личности с позиции активного гражданина и человека. Таким образом, одним из важнейших критериев характеристики личности как активного индивида должен стать уровень ее правосознания и правовой культуры.

По нашему мнению, проблематика гражданской ответственности обусловлена политическими и правовыми реформами, проводимыми в России в XXI веке, которые предполагают всеобъемлющую правовую информированность общества, открытость власти и прозрачность механизмов деятельности государства.

Следовательно, гражданская активность - это форма активности общества, которая направлена на реализацию социальных интересов, присуща индивиду, а также различным общественным объединениям граждан. Она зависит от политических, духовных, культурных ценностей общества и человека в частности.

Гражданская активность нацелена на привлечение наибольшего внимания общества, средств массовой информации (СМИ), структур власти к различным общественным проблемам. Целесообразно выделить наиболее социально значимые, в частности ветеранские, женские, молодежные, проблемы профсоюзов; вопросы, связанные с развитием местного самоуправления, образования, культуры, медицины, с состоянием экологии, экономики и т.п.

Процесс формирования активности граждан, как правило, протекает стихийно, независимо от деятельности различных социальных институтов, путем дискуссий, обмена мнениями, сопоставления различных точек зрения. Но зачастую гражданская активность - это результат действий государственных учреждений, политических организаций, масс-медиа. Формами коллективной самоорганизации граждан являются общественные комитеты, союзы, движения; инициативные группы гражданского давления, экспертные общественные комиссии, советы и другие. Диапазон действий достаточно широк - начиная от сбора подписей, подачи петиций и кончая уличными манифестациями и актами гражданского неповиновения.

В большинстве случаев акции неповиновения - это результат массовых эмоций активного гражданского населения. Они могут проявляться в виде пикетов, митингов, распространения печатной продукции (листовок, газет), в иных формах. Такая гражданская активность, как правило, давит на органы власти как на местах, так и на уровне Федерации, в целях принятия политических решений, угодных протестующим. В этом случае есть вероятность того, что за мирными и социально значимыми лозунгами может скрываться и иная цель, например, захват власти или изменение политической ситуации в корыстных целях отдельных граждан. В результате необходимо говорить о том, что гражданская активность основана на принципах полной добровольности и свободы участия. Углубление непримиримости с представителями власти может усилить политический характер гражданской активности, может привести к политическому кризису на локальном, региональном или национальном уровнях. Данное обстоятельство обусловливает необходимость оперативного анализа и учета общественного мнения в процессе принятия политических решений.

Правовое государство на современном этапе - это демократическое государство, права и свободы в котором выступают в качестве гарантии со стороны государства, и, следовательно, обеспечивается участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает наличие высокого уровня правовой и политической культуры, развитого гражданского общества. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит выражение в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, политическом плюрализме, свободе прессы и т.п. В.А. Затонский считает, что «среди наиболее важных признаков правового государства необходимо выделить такие, как:

  1. Верховенство закона.
  2. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Ответственность человека и государства.
  4. Политический и идеологический плюрализм» .

Вместе с тем правовое государство, как и любое другое государство, имеет общие характерные признаки, которые проявляются в следующем:

  1. Посредством государственной власти происходит внутренняя и внешняя политика.
  2. Государства базируют свою деятельность на социально-экономической основе общества в целом.
  3. Государства осуществляют свою деятельность посредством специальных государственных механизмов.
  4. Любое государство - это обособленная административно-территориальная организация.
  5. Без налогов и сборов не может существовать ни одно государство.
  6. И, наконец, государство обладает суверенитетом.

В этой связи необходимо обратить внимание на позицию Ф.Н. Фатхуллина, который отмечает, что: «имеются отличительные признаки механизмов жизнедеятельности правового государства, все базисные элементы правового государства осуществляют свою деятельность на основе механизмов разделения властей. Данная структура правого государства позволяет осуществлять свою деятельность строго в соответствии с целями назначения. Наделяя каждую ветвь власти властными полномочиями, общество осуществляет свою волю в полном объеме. Должностные лица, выбранные или назначенные главой государства, несут личную ответственность за посягательства на права и свободы человека и гражданина, которые гарантированы конституцией и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение конституции. Более того, в правовом государстве органы государства обеспечивают права и свободы граждан в пределах своих компетенций, а в совокупности все органы власти обеспечивают полный комплекс прав и свобод человека и гражданина»
.

Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом, на службе которого он находится. По мнению И.С. Шушпановой, «правовое государство есть не что иное, как концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации» .

Развитие и становление гражданского общества - это в первую очередь процесс самоорганизации, объединения людей для защиты своих интересов сегодня, сейчас и на длительное время. На самоорганизацию и самосознание, являющимися составными частями социальной активности граждан, можно и необходимо влиять, и такое влияние не должно ограничиваться одной лишь пропагандой. Данную проблему можно решать с двух основных позиций: посредством влияния извне (управление); посредством стимулирования саморазвития и самоорганизации граждан (создание условий для саморазвития и самостоятельной активности граждан).

Правовая активность личности - одна из важнейших составных частей (форм) социальной активности, включающая в себя все многообразие ее проявлений, играющая важнейшую роль в процессе становления российского государства как правового.

Правовую активность личности следует рассматривать как интенсивную деятельность личности в сфере права, включающую в себя как позитивный (одобряемый государством и обществом), так и негативный (отрицательно воспринимаемый государством и обществом) факторы. Правовая активность характеризуется рядом признаков:

во-первых, правовая активность личности всегда проявляется в действиях, так как сущность активности заключается именно в действии, в активном поведении человека;

во-вторых, действия совершаются свободными индивидами. Свобода в данном случае рассматривается как «гарантия того, что каждый из нас может делать нечто без помех со стороны другого, воспрещающего это делать, или заставляющего делать нечто иное»;

в-третьих, данные действия происходят в сфере права и могут носить как правомерный, так и противоправный характер. Противоправное поведение - это тоже поведение правовое (но не правомерное), поэтому противоправный характер, как и правомерный, является ее составляющей;

в-пятых, правовая активность в процессе своего функционирования должна ориентироваться на тесное взаимодействие с общечеловеческими ценностями и исходить от надлежащих ей субъектов.

Раскрыть сущность правовой активности невозможно вне связи с такими категориями, как «правовая жизнь» и «правовая политика», что позволяет выявить весьма значимые аспекты исследуемого понятия.

По мнению А.В. Малько, «правовая жизнь общества - это форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов» .

Одним из важнейших элементов правовой жизни является активное поведение людей как членов гражданского общества, основанное на их сознании. Именно они выступают показателем состояния и хода развития и функционирования общественных процессов. Поэтому их исследование представляет важный инструмент для принятия научно обоснованных решений во всех сферах общественно-правовой жизни.

Правовая активность личности может выполнять роль критерия правовой жизни, «двигателя» общественного развития только на основе «объективного знания права», которое является теоретическим и жизненным основанием, для того чтобы спорить о праве и бесправии, возмущаться произволом, противодействовать, защищать, апеллировать к суду, настаивать на своих правах политической свободы, отрицать по праву свой «мнимый долг», протестовать против нарушения своих имущественных прав, избирать представителей власти и прочее.

При этом правовая активность личности может рассматриваться не только как элемент правовой жизни, но и как показатель ее качественного состояния. Оттого, насколько активнее ведет себя личность в сфере права, в том числе и в политической жизни общества, определяется и уровень (состояние) правовой жизни.

Таким образом, правовая активность личности в отношении к правовой жизни является:

  • необходимым элементом правовой жизни;
  • способом ее функционирования;
  • показателем, нормативом ее качественного состояния.

Правовая активность выступает не только одним из основных способов правовой жизни, но и является объектом, критерием эффективности проводимой правовой политики.

Итак, правовая активность личности как важнейшая составная часть правовой жизни выступает критерием ее качественного состояния.

В зависимости от масштабов гражданская активность проявляет себя в рамках отдельной производственной административной единицы, в пределах региона, на общенациональном уровне. Она оказывает воздействие на развитие политических отношений в обществе, может способствовать их сохранению и укреплению либо воздействовать на изменение сложившегося статус-кво в отношениях между субъектами политики. Гражданская активность неразрывно связана с гражданским долгом. Это означает, что любой гражданин должен честно исполнять свои обязанности, испытывать чувство нравственной ответственности за свою деятельность перед окружающими людьми и обществом, знать о последствиях неправомерного поведения.

Рецензенты:

Багаутдинов Ф.Н., д.ю.н., судья Конституционного суда Республики Татарстан, профессор кафедры уголовного права и процесса Академии социального образования РТ, г. Казань.

Рудольф К.В., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Библиографическая ссылка

Волкова Н.В., Волкова Н.В., Гусева Л.А. ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ЗЕРКАЛО ПОЛИТИЧЕСКИХ, ДУХОВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10681 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Гражданская активность молодежи (в социологии) - деятельность молодежи и молодежных социальных групп, направленная на изменение и развитие гражданского общества.

Теория гражданского общества разрабатывалась на основе историко-философских, социологических и политологических исследований, посвященных проблемам устройства жизни общества в системе государства. Проблематика идеи гражданского общества присутствовала в трудах ученых со времен Древней Греции. Именно там впервые было сформулировано понятие «гражданин», сущность которого раскрыта в историко-философских трудах Аристотеля, Платона и Цицерона. Развитие теории гражданского общества связано с изменениями общественных формаций. Проблемы гражданского общества нашли отражение в теории естественного права и общественного договора в трудах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Гуго Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Фергюсона. С конца XVIII в. развиваются рационалистические учения Ф. Гизо, В. Гумбольдта, И. Канта, А. Токвиля.

На рубеже XIX–XX вв. происходит существенное развитие социологии, которая также вносит свой вклад в изучение проблем общественного развития (труды М. Вебера, Э. Дюркгейма, Н. Д. Кондратьева и др.).

В отечественной литературе идеи гражданственности и стабилизации общественного развития представлены трудами Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. А. Котляревского, С. Л. Франка, Б. Н. Чичерина и др. В их работах проблема взаимоотношения гражданского общества и государства рассматривалась с иных, чем в западных концепциях, позиций. Эти отношения мыслились как партнерские, а не формируемые на основе противостояния государства и гражданского общества. ХХ в. существенно изменил представления о научной картине мира. Большое методологическое значение в связи с этим имеют труды, посвященные анализу формирующегося информационного общества. В современных условиях развиваются новые аспекты теории демократии и гражданского общества в трудах западных исследователей Г. А. Алмонда, Р. Арона, С. Вербы, М. Дюверже, К. Поппера и др.

С учетом исторического опыта развития идеи, национальных особенностей, а также специфики, обусловленной становлением глобального информационного общества, рассматривается проблематика гражданского общества в трудах современных отечественных исследователей - А. А. Аузана, Н. Е. Беловой, Ю. Н. Беляевой, Г. И. Ванштейна, В. В. Витюка, М. К. , Т. Н. Наумовой, С. Г. Смолькова, С. Л. Серебрякова, К. А. Феофанова, И. В. Ушаковой, А. В. Шевченко и др. Применительно к молодежной проблематике имеют значение материалы трех международных молодежных научных конференций «Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации», прошедших в 2009–2011 гг. (Глобальное общество…, 2009, 2010, 2011), а также публикации по тематике информационного общества в аспекте участия молодежи (Луков, Погорский, 2014).

Современное развитие России сопряжено со становлением и развитием гражданского общества. Глубокие трансформационные процессы, явившиеся следствием перехода России на путь демократического развития потребовали поиска новых идей и форм организации жизни социума, которые обеспечивали бы ему устойчивое существование и развитие. Решение этих задач было невозможно без развития гражданского общества, призванного формировать социально-политическую активность личности и уравновесить государственное влияние различными формами самоорганизации и самоуправления.

Условием функционирования гражданского общества является наличие людей, способных конструктивно взаимодействовать с другими силами общества во имя общих целей, интересов, ценностей, а также готовых подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах. «Вырастить» активного субъекта гражданского общества легче с , когда осуществляется процесс первичной социализации, формируется личность, что означает развитие молодого поколения в рамках новых общественных формаций, обеспечивающих построение нового государства с новой системой ценностей.

Институтами гражданского общества, среди прочих, считают органы местного самоуправления, средства массовой информации, политические партии, общественные объединения. Негосударственные, некоммерческие и добровольческие объединения принято называть организациями третьего сектора. Сочетание основных трех признаков - независимость, добровольность и неприбыльный характер деятельности - образует то своеобразие, которое позволяет отличить организации третьего сектора их от некоторых похожих организаций, принадлежащих государственным и коммерческим институтам. Реальные формы существования третьего сектора в разных странах являются итогом разрешения длительных противоречий и компромиссов между государством, рыночными субъектами и самими гражданами по поводу их доли ответственности и меры участия в социальном воспроизводстве.

Определяющим моментом становления гражданского общества является социальная ответственность. Ее роль в системе координации многоаспектных форм взаимосвязи интересов личности, общества и государства заключается в том, что ответственность как социальный феномен определяет пределы допустимой деятельности отдельных индивидов, групп, организаций в об­ществе. Это особенно важно в российских условиях, где традиционно велико понимание роли государства и крайне сложно проходит процесс разграничения обще­ственного, государственного и личного.

В то же время процесс трансформации российского общества сопровождается изменением роли государства и переносом центра тяжести многих воспроизводственных задач преимущественно на возрастающую активность и ответственность самих граждан, их хозяйственные, политические и иные организации и объединения.

Сегодня приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном), должны стать развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через их участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, органах студенческого самоуправления (Государственная молодежная политика…, 2013).

Общественное движение на современном этапе характеризуется как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности, разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Соответственно и деятельность большинства молодежных и детских общественных объединений выступает как разнонаправленная. Эти организации объединяют представителей разных социальных групп подростков и молодежи. Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т. д.

Обществом признается социальная значимость этих организаций. В отличие от неформального сообщества (группы, компании, банды и т. д.) в организации молодому человеку предоставляется возможность стать субъектом права и социальной деятельности. Она включает субъекта в систему социальных отношений, помогает постигать новые социальные роли. Такие молодежные группы заявляют о наличии у них гражданской цели.

Объединяющим началом для детского и молодежного движения России стало создание в 1992 г. ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России», цель деятельности которого - координировать усилия молодежных и детских общественных объединений России по защите и реализации интересов и прав молодежи и детей. В Национальный Совет входят 72 коллективных члена.

В 2001 г. создана общероссийская ассоциация общественных объединений «Союз молодежных организаций Российской Федерации» («СОЮЗМОЛ»).

В 2006 г. была сформирована Молодежная общественная палата (МОП), цель деятельности которой - подготовка кадрового резерва для органов государственной власти и выдвижение собственных предложений по формированию государственной молодежной политики. МОП объединила определенную часть молодежных лидеров в возрасте от 18 до 35 лет. В ее состав вошли представители таких молодежных объединений и политических движений, как Центр студенческих инициатив, Молодежный союз правых сил, Союз активной молодежи, Союз молодых ученых, молодежный центр либерально-демократической партии России, «Молодая гвардия» и др.

Характерным признаком современного развития молодежных и детских общественных объединений является добровольность вступления в организации. Это стало безусловной нормой их деятельности. Однако свобода выбора молодым человеком своей организации на данном этапе проявляется для большинства молодежи как свобода не выбирать ни одной из них, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с подрастающим поколением. Лишь немногие из молодежных общественных объединений предусматривают массовое членство в них молодых людей.

В середине 1990–х гг. началось оформление молодежных консультативно-совещательных структур, действующих при органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (общественные молодежные палаты, парламенты, правительства, советы и т. д.), являющихся добровольными, самоуправляемыми формированиями, созданными по инициативе молодых людей, действующими с соблюдением принципов выборности и легитимности. Важным шагом в развитии молодежного парламентского движения стало создание молодежных парламентов.

Значительную роль в формировании гражданской активности молодежи с 1960-х гг. начали играть студенческие отряды. В 1965–1991 гг. в их работе приняло участие почти 13 млн юношей и девушек. Студенты трудились во всех сферах народного хозяйства, на территории всех областей, краев и республик Советского Союза. За это время были выработаны четкие правила организации и деятельности студенческих отрядов. Государство перешло на плановое формирование студенческих отрядов. Были законодательно закреплены льготы и преимущества для участников движения. Был сформирован механизм работы ССО начиная от отряда вуза и заканчивая Центральным штабом. С середины 1990-х гг. студенческие отряды начинают возрождаться в ряде российских вузов, тем не менее движение не является столь масштабным, как в СССР. В 2003 г. инициатива регионов по развитию студенческих отрядов была поддержана на федеральном уровне. 9 июля 2003 г. в г. Москве состоялось заседание Правительственной комиссии по делам молодежи «О государственной поддержке студенчества и студенческих отрядов», в соответствии с решением которого был создан межведомственный Координационный совет по поддержке деятельности студенческих отрядов в Российской Федерации.

17 февраля 2004 г. в Москве прошел Всероссийский Форум студенческих отрядов, посвященный 45-летию движения ССО на котором было учреждено Молодежное общероссийское общественное движение «Российские Студенческие Отряды».

Результаты экспедиционного исследования «Социально-экономическая эффективность молодежной политики в условиях формирования многополярного мира (региональный и федеральный аспект)» (2010) показали, по мнению студентов, студенческое движение должно определять и решать следующие приоритетные вопросы: «организация полноценного досуга молодежи»; «развитие личностных качеств, необходимых в будущей деятельности»; «привлечение студенческой молодежи к активной общественно-политической деятельности»; «помощь в трудоустройстве»; «подготовка будущих лидеров страны»; «помощь социально незащищенным группам населения». Были также обозначены такие позиции, как «экологические вопросы»; «защита гражданских прав и свобод»; «связь органов власти с общественностью»; «социально-психологические проблемы». Среди форм общественно-политической деятельности наиболее привлекательными для молодежи, по данным этого исследования, являются: «организация творчества студентов»; «благотворительные акции»; «деятельность по защите прав студентов»; «участие в работе студенческих средств массовой информации»; «митинг, демонстрация». Меньшей значимостью для молодых людей обладает такая позиции, как «партийная деятельность» (Гневашева, Фальковская, 2010).

Под понятиями «патриотизм, гражданственность» практически каждый второй опрошенный в ходе данного исследования студент понимает позиции: «гордиться своей страной», «знать историю и культуру своей страны». Две трети считают, что рассматриваемые понятия означают «в процессе своей деятельности вносить вклад в развитие страны». И лишь незначительная доля опрошенных определяют под этими понятиями активную позицию, как то: «участвовать в выборах»; «участвовать в общественно-политических акциях». Наиболее значимые проблемы, в решении которых студентов охотно приняли бы участие, являются: «проблемы трудоустройства»; «проблемы социально незащищенных групп населения (многодетные, инвалиды, беспризорники, мигранты и др.)»; «социально-психологические проблемы (семейные, проблемы отцов и детей, одиночества и др.)»; «экологические проблемы» (там же).

Исследования 2000–2010-х годов показывали, что гражданская активность молодежи носит слабо выраженный характер. В частности, отмечалось, что для молодого поколения понятие патриотизм и гражданственность - различные по сути и смыслу термины. Если понятие патриотизма носит более привычный характер и под этим понятием молодые люди подразумевают то, что предполагается общими , а именно: любовь к стране, ее истории и культуре, то понятие гражданственности не является выраженным понятием в сознании общества, а тем более в сознании и действиях молодого поколения. Поэтому и деятельность общественных молодежных организаций, существование и цель которых по определению должны быть связаны с формированием третьего - общественного сектора, и восприниматься молодым поколением с позиции гражданственности, воспринимаются им с позиции социальной, общественной значимости, что определяется перечнем тех значимых мероприятий, которые молодые люди приписывают общественным организациям и результаты которых выносят в социум, демонстрируя их как результат влияния общественных движений, а именно: работа в команде, целеустремленность, личностные организационные качества и социальная работа. Деятельность общественных организаций трактуется молодым поколением из названия - значимые для общества и отдельного молодого человека мероприятия, как то: трудоустройство, проведение досуга и т. д., и, практически, не идентифицируется молодыми людьми с позиции гражданского общества и его определяющих характеристик.

Современная молодежь, находясь в социальном поиске согласно своему , вряд ли может в полной мере определить собственное место в социальной и политической системе российского общества, тем более в структурах активного диалога с властью. Индивидуальность, присущая молодежи, во многом есть результат протеста и поиска себя. Во многом запутанность социальных сетей способствует большему взаимодействию молодых людей и малых социальных групп, определению своего социального статуса именно в этих социальных координатах.

Лит.: Алмонд, Г.А., Верба, С. (1992) Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. № 4; Аристотель (1984) Политика // Аристотель. Соч. : в 4 т., М.: Мысль. Т. 4; Арон, Р. (1993) Демократия и тоталитаризм: пер. с франц. М. : Текст; Аузан, А. А. (2002) Выступления // Цикл публичных дискуссий «Россия в глобальном контексте» Вып. 7: Гражданское общество и государство (механизм взаимодействия) / под ред. И. Ж. Житловской. М. : ММВБ; Белова, Н. Е. (1997) Становление гражданского общества в России: дис. … канд. полит. наук. М. : МГУ; Беляева, Н. Ю. (2001) Гражданская экспертиза как форма гражданского участия. М. : Изд-во ФрегатЪ ООО Эл.Си.Ай.Си.; , М.К. (2000) Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М. : РОССПЭН; Наумова, Т.Н. (2002) Гражданское общество в зеркале науки. Методологические предпосылки исследования роли СМИ в становлении и функционировании гражданского общества / под ред. Г. В. Лазутиной. М. : ИД Априори; Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации (2009) : материалы молодеж. междунар. науч. конференции, 20–21 окт. 2009 г. / отв. ред. Вал. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 208 с.; Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации (2010) : II Молодеж. науч. конференция. Москва, 19–20 ноября 2010 г. : сб. материалов / отв. ред. Вал. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 242 с.; Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации (2011) . Раздел: Политические процессы: III междунар. молодеж. науч. конференция. Москва, 26 окт., 18–19 ноября 2011 г. : док. и материалы. Ч. 1: Правовые и социокультурные основы формирования гражданского общества / ред. совет: Вал. А. Луков (предс.) и др. ; под ред. Т. А. Сошниковой. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 356 с.; Официальный сайт Молодежного общероссийского общественного движения РСО «Российские студенческие отряды» URL:http//www.shtabso.ru ; Серебряков, С. Л. (2003) Гражданское общество, рациональность, ответственность // Социально-гуманитарные знания. № 3; Смольков, В. Г. (2005) Становление и проблемы социального партнерства в России // Социально-гуманитарные знания. № 5; Ушакова, И. В. (2004) Гражданское общество в западных и российских исследованиях // Проблемы становления гражданского общества в России. Выпуск № 5. М. : ФРПЦ; Феофанов, К. А. (2006) Социально-политические и ценностно-ментальные особенности цивилизационного развития России // Социально-гуманитарные знания. № 1; Гневашева, В. А., Фальковская, К. И. (2010) Социально-экономическая эффективность молодежной политики в условиях многополярного мира: отчет по исследованию. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та; Фальковская, К. И. (2010) Молодежь в обществе: социально-технологические аспекты изучения проблемы. М. : МГУУ Правительства Москвы. 51 с.; Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: Теоретические и эмпирические исследования / под общ. ред. В. А. Гневашевой. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. 320 с.; Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений (2013) [Электронный ресурс] / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 718 с. URL: http://hdirussia.ru/assets/files/Books/State-Youth-Policy.pdf; Луков, Вал. А., Погорский, Э. К. (2014) Информационное общество и молодежь. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 160 с.

В. А. Гневашева, К. И. Фальковская