Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Когнитивная социология науки - поиски идентичности. Когнитивная социология науки Основные принципы когнитивной социологии науки

Когнитивная социология науки - поиски идентичности. Когнитивная социология науки Основные принципы когнитивной социологии науки

3.1. История развития когнитивного подхода

Под когнитивный подходом понимается решение традиционных для данной науки проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания. Когнитивный подход в любой предметной области акцентирует внимание на "знаниях", вернее, на процессах их пред-

ставления, хранения, обработки, интерпретации и производстве новых знаний.

Когнитивный подход имеет десятки ракурсов. Большое внимание уделяется вопросам понимания естественного языка, компьютерного перевода, проблемам компьютеризации общества и теории искусственного интеллекта.

Необходим ли когнитивный подход социологии? Отложим ответ на этот довольно запутанный теоретический вопрос до заключительного параграфа данной главы, а пока рассмотрим требования практики, точнее, вопросы повышения эффективности прикладных методов исследования социальных систем, изложенных в гл. 2. По мнению авторов этих методов, их эффективность напрямую зависит от того, удается ли достичь взаимопонимания между участниками проблемных ситуаций, согласовать различные точки зрения, стимулировать творческий подход к возникающим проблемам.

Когнитивный подход может рассматриваться как трамплин, позволяющий преодолеть невидимые барьеры, которые нередко возникают между людьми, говорящими и мыслящими на разных языках.

Основная цель данной главы - применение когнитивного подхода для решения проблем, значимых для социальных систем, причем не только социальных проблем в узком смысле, но также широкого спектра организационных, производственных, экологических и других комплексных проблем, имеющих неотъемлемую социальную составляющую.

Чтобы стала ясной необходимость использования когнитивного инструментария для решения сложных социальных проблем, нам придется начать с краткого экскурса в историю развития когнитивного подхода и его основных принципов.

Когнитивные проблемы - восприятие, познание и понимание действительности - волновали философов и психологов во все времена. Но начавшееся после второй мировой войны бурное развитие кибернетики и вычислительной техники, появление в 50-е годы первых "думающих" машин, пытающихся решать логические задачи, играть в шахматы, понимать устную и письменную речь, переводить ее на другие языки, вынудили по-новому взглянуть на процессы мышления, познания и понимания. В середине 50-х годов в центре внимания оказался феномен знания и связанные с ним проблемы получения, хранения, обработки и репрезентации знаний как в голове человека, так и в компьютерной системе. Психологи вынуждены были пересмотреть свои взгляды на восприятие,

память, воображение, рассматривая их сквозь призму компьютерной метафоры деятельности мозга - устройства по переработке и хранению информации.

Историки полагают, что в 50-60-е годы в науке произошла когнитивная революция - смена научной парадигмы по Т.Куну. Как писал в 1991 г. известный специалист по теории искусственного интеллекта и когнитивной лингвистике Н.Хомский, "Когнитивная революция относится к состояниям разума/мозга и тому, как они обуславливают поведение человека, особенно - когнитивным состояниям: состояниям знания, понимания, интерпретаций, верований и т.п. Подход к человеческому мышлению и поступкам в этих терминах делает психологию и такой ее раздел, как лингвистика, частью естественных наук, занимающихся природой человека и ее проявлениями и в первую очередь - мозгом" [цит. по: 17, с.71].

Впервые центр когнитивных исследований был создан в Гарварде в 1960 г. К этой дате относят зарождение когнитивной науки (когнитологии) - междисциплинарного научного направления, объединяющего философию (теория познания), когнитивную психологию, нейрофизиологию, антропологию, лингвистику и теорию искусственного интеллекта. Г. Гарднер предложил схему взаимосвязей внутри когнитивной науки, приведенную на рис. 3.1 (сильные связи - сплошные линии, слабые - штриховые).

Локомотивом когнитивного содружества, конечно, является теория искусственного интеллекта - ведь за ней стоят стремительно развивающиеся отрасли промышленности, связанные с производством компьютеров и электроники, развитием сети телекоммуникаций. Поэтому в когнитологии доминирует технологический подход к изучению знаний, а критерием качества когнитивных теорий является практическая реализация. Теория искусственного интеллекта в когнитологии понимается весьма широко и включает в себя теорию информации, теорию принятия решений и в последнее время - теоретическую информатику. Развитие методов искусственного интеллекта являлось одним из условий создания пятого поколения ЭВМ. Однако период эйфории от успехов искусственного интеллекта, создания экспертных систем, полностью заменяющих человека в решении практических задач, в основном завершился, и в настоящее время ставятся более реалистические задачи - обеспечение технологического синтеза интеллектуальных возможностей человека и ЭВМ, разработка интерактивных систем визуализации информации, систем поддержки принятия решений .

Благотворное воздействие теории искусственного интеллекта испытали все науки, собравшиеся под когнитивным "зонтиком", но наибольший выигрыш получила психология. Как указывает психолог Роберт Солсо, "между искусственным интеллектом и когнитивной психологией установились своего рода симбиотические отношения, где каждый выигрывает от развития другого. Ибо для того чтобы искусственным образом сделать точную копию человеческого восприятия, памяти, языка и мышления, нужно знать, как эти процессы происходят у человека. И в то же время развитие искусственного интеллекта дает новые возможности к пониманию человеческого познания" .

Вышедшее в 1996 г. на русском языке учебное пособие Р.Солсо "Когнитивная психология" достаточно полно освещает теоретические и прикладные аспекты данного научного направления, датой рождения которого принято считать 1967 г.- в этом году была опубликована монография У.Найссера (U.Neisser), озаглавившего свою книгу аналогичным образом . За 30 лет стремительного развития когнитивная психология стала ведущим направлением психологии, а ее исследовательская методология распространилась практически на все предметные области - от нейролингвистики до классических исследований психических процессов и личности .

Последнее время психологи говорят уже о второй когнитивной революции, считая, что компьютерной метафоры мозга недостаточно и необходим комплексный анализ деятельности человека, когнитивный анализ эмоций, настроений. Преобладавшая в 70-80-е годы ориентация когнитологии на изучение реакций изолированных субъектов явно недооценивала роль социальных факторов. Вторая когнитивная революция возвращает психологию к анализу действий "активных индивидов или групп, которые с помощью материальных или символьных средств решают все виды задач в соответствии с локальными стандартами корректности" .

Когнитивная парадигма захватила не только психологию, но и лингвистику , осуществляет стремительную экспансию в педагогике, истории . Следует иметь в виду, что популярность когнитивного подхода обусловлена не только глубиной и новизной идей, но и практическими успехами когнитологии - в промышленности, медицине, экономике реально действуют несколько тысяч экспертных систем, а элементы искусственного интеллекта используются практически во всех современных программных комплексах и, конечно, в обучающих системах.

"Не повезло" студентам-политологам. Уже разработан и действует ряд экспертных систем в области политологии (см. обзор в ). Ясно, что полностью полагаться на судьбоносные решения электронного оракула нельзя. Вдруг он предложит начать войну, да еще атомную. Политологам придется проверять путь рассуждений и обоснованность выводов, полученных экспертной системой, что требует знаний основ теории искусственного интеллекта. К счастью, на русском языке имеется достаточно много литературы по данной тематике .

Значительно легче студентам-социологам. Экспертные системы в социальной сфере практически не применяются. Специалисты затрудняются назвать единственную причину подобного положения дел: одни полагают, что такие системы не нужны практике, другие считают, что нет экспертов, а конкуренты утверждают, что не существует социологических знаний.

Действительно, ответ на вопрос, что такое социологическое знание, совсем не прост. Наиболее часто встречающийся ответ выглядит примерно так: социологическими знаниями являются все 10 000 книг по социологии, начиная с О.Конта, плюс несколько миллионов статей, опубликованных в социологических журналах. Когнитологов подобный ответ удовлетворить не может. Дело в том, что для когнитологии характерен упрощенный, инженерный, технологичес-

кий подход к знаниям. Извлечением знаний из экспертов занимается инженер по знаниям (когнитолог, аналитик).

Что же такое "знание"? С точки зрения специалистов по инженерии знаний достаточно следующего определения: "Знание - это основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, взаимосвязи, оценки, правила, эвристики (иначе фактические знания), а также стратегии принятия решений в этой области (иначе стратегические знания)" .

Наиболее распространено деление знаний на декларативные (знание - что) и процедурные (знание - как). Декларативное знание относится к знанию теоретического типа и предполагает умение объяснить, почему что-либо происходит. Процедурное знание является практическим знанием и означает какие-либо умения, навыки. Например, можно хорошо ездить на велосипеде, но не уметь научить кого-либо и не знать устройства велосипеда. Казалось бы, декларативное знание предполагает и владение практическими навыками. То, что это далеко не всегда верно, следует из примера, который любят приводить американские когнитологи: прекрасные профессора экономики, начав практическую деятельность на рынке, моментально разоряются и, наоборот, преуспевающие бизнесмены, пытаясь передать свой опыт молодежи, не могут внятно прочитать ни одной лекции.

Процедурные знания в свою очередь могут быть:

  • инструктивными (знание рецептов приготовления пищи, инструкций к бытовым приборам и т.д.);
  • ситуационными (умение действовать в конкретных ситуациях).

Последние годы внимание ученых привлек третий тип знания, которые Шоттер назвал знанием "изнутри" - знание культуры данной социальной системы. Такие знания могут носить неявный характер, недоступный "непосвященным".

Как же хранятся знания в голове человека? Когнитологи делят системы представления знаний на три основных типа: системы правил, семантические сети и структуры отношений.

Модели репрезентации знаний первого типа включают понятия и процедуры, закодированные в виде правил типа условие - действие. Правила могут использоваться для определения категориальной принадлежности объектов и для предсказания того, как члены категории будут меняться в ответ на какие-либо воздействия. Модели этого типа чаще всего применяются в промышленных экспертных системах.

В моделях семантической организации знаний предполагается, что понятия существуют в памяти как независимые единицы, связанные сложной сетью связей (род - вид, часть - целое, логические и функциональные связи).

Среди структур отношений - третий тип представления знаний - наиболее популярна теория фреймов М.Минского, в которой предполагается, что "человек, пытаясь познать новую для себя ситуацию или по-новому взглянуть на уже привычные вещи, выбирает из своей памяти некоторую структуру данных (образ, прототип), называемую фреймом, с таким расчетом, чтобы путем изменения в ней отдельных деталей (слотов) сделать ее пригодной для понимания более широкого класса явлений или процессов" .

Если понимать когнитивный подход в широком смысле -- как включение проблем познания, понимания и объяснения в структуру традиционных научных методологий, можно смело сказать, что каждое социологическое исследование в явном или неявном виде учитывает когнитивные факторы и, следовательно, может быть отнесено к когнитивному направлению в науке.

Попробуем хотя бы кратко и заведомо фрагментарно перечислить социологические работы ученых, уделяющих когнитивным аспектам особое внимание. Пожалуй, первой работой, в которой наиболее рельефно были рассмотрены когнитивные факторы, формирующие динамику общества, был четырехтомный труд П. Сорокина "Социальная и культурная динамика" (1937-1941). В теории Сорокина исторический процесс предстает как последовательная смена культур (доминирующее мировоззрение, основные способы познания и восприятия действительности). Сам механизм смены культур тоже носит когнитивный характер.

В 60-70-е годы когнитивным аспектам наибольшее внимание уделяют феноменологи и этнометодологи. Близкие к когнитивному подходу идеи развивал А. Шюц, утверждавший, что "наша обыденная действительность складывается просто-напросто из различных мыслительных схем и типов, которые делают возможными идентификацию и узнавание окружающего нас мира" [цит по: 22, с.80].

Возникает социология знания, тематика которой вполне могла бы рассматриваться как раздел когнитологии. Но здесь мы вступаем в область "неправильно названных дисциплин" (А. Шюц), в очерчивании границ которых велика роль "исторических случайностей". Действительно, трудно понять, почему антропология, а не социология занимает почетное место в содружестве когнитивных наук (см. рис. 3.1). Особое положение антропологии удивляло Т. Парсонса Парсонс Т. Общий обзор//Американская социология. М., 1972. 76, считавшего, что "в определенных отношениях она присвоила себе область еще более широкую, чем область самой социологии, тогда как в других отношениях она сконцентрировала свое внимание на культурах и обществах, не знающих письменности". Однако в той степени, в какой может быть очерчен аналитически определенный круг интересов антропологии, он, по-видимому, включает в себя аналитическое изучение явлений культуры, структурированных символически значимых систем, в которых и посредством которых ориентируются и направляются социальные системы и личности. По традиции антропологи интересовались "простейшими" обществами и экзотическими культурами -- именно в этой сфере когнитивный инструментарий, в частности когнитивные карты, использовался особенно широко.

В 60-е годы известный американский социолог Ч. Лумис (С. Loomis) применил когнитивные карты для анализа картин мира членов религиозной секты Амишей, живущих в Пенсильвании . Точнее, Лумис рассматривал процесс когнитивной структуризации (cognitive mapping), под которым понимал построение и использование когнитивной карты для анализа незнакомых явлений или событий. Лумис подробно анализирует процессы адаптации продуктов научно-технического прогресса членами секты, сознательно отгораживающей себя от влияния внешнего мира.

Разработанный метод оказался эффективным средством анализа стереотипов представителей расовых, национальных и религиозных групп, составляющих американское общество. Лумис отмечает, что доминирующие группы смотрят на представителей этнических и расовых меньшинств сквозь довольно жесткую сеть стереотипов. Если стереотипы группы X негативны (ее члены ленивы, беспомощны, грязны, не способны учиться), то представители большинства склонны выискивать такие же характеристики у членов группы X, при этом характеристики, противоречащие устоявшимся стереотипам, часто игнорируются. Нередко подобные предрассудки образуют "порочный круг", усиливающий предубеждения, -- негативные ожидания всегда оправдываются. Если доминирующая группа приняла подобные стереотипы, то она начинает относиться к членам группы меньшинства как к низшим существам, не принимая их в престижные школы, не допуская к высокооплачиваемым должностям и профессиям, не разрешая селиться в лучших районах и т.д. Такое отношение убеждает представителей меньшинств в том, что они действительно не могут иметь хорошее образование, высокооплачиваемую работу, престижное жилье. Это в свою очередь вновь усиливает первоначальное предубеждение и увеличивает вероятность того, что к представителям меньшинств будут и дальше относиться как к "низшим" существам, -- порочный круг замкнулся .

Таким образом, когнитивная структуризация оказывается полезным инструментом для исследования не только примитивной культуры, в частности Лумис использовал ее также для анализа политических представлений членов различных групп американского общества и ведущих политиков. Существенным недостатком подхода Лумиса является использование когнитивных карт лишь в словесной форме, без попыток визуализировать фрагменты картин мира.

Следующий шаг был сделан известным американским социологом и политологом Р. Аксельродом (R. Axelrod), который развил аппарат когнитивных карт для анализа и прогнозирования решений, принимаемых политиками (см. рис. 3.4) .

В 1973 г. американский этнометодолог А.В. Сикурел (A. V. Cicourel) выпустил книгу под названием "Когнитивная социология" (напомним, что первая книга под названием "Когнитивная психология" вышла в свет в 1967 г.). В работе Сикурела сделана попытка обогатить этнометодологический подход достижениями когнитологии конца 60-х годов. Книга посвящена в основном проблемам понимания обыденной речи, а также роли невербальных коммуникаций в повседневном общении. Выход книги Сикурела был заметным событием и привлек внимание когнитологов. Продолжая исследование этой тематики, Сикурел широко использовал методы когнитивной лингвистики, теории искусственного интеллекта, математического моделирования. С осени 1989 г. он является одним из руководителей новообразованной кафедры когнитивной науки, где происходят встречи работающих на стыке наук обществоведов, гуманитариев и естествоиспытателей .

Однако пример Сикурела не стал заразительным для этнометодологов, и, хотя когнитивная социология существует, влиятельным научным направлением она пока не стала. Совершенно по-другому обстоит дело в социальной психологии, которая благоразумно подняла когнитивное знамя, отдавая тем самым предпочтение своей психологической составляющей.

Значительным событием в развитии социальной психологии стала монография S. Fiske, Sh. Taylor "Social cognition" См. также: Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.; Рабардель П. Люди и технологии. Когнитивный подход к анализу инструментов. М., 1999.; Ришар Ж. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., 1998.; Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.; Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997. Ключевой для когнитологии термин "cognition", означающий познание, понимание, распознавание, довольно трудно перевести на русский язык, поэтому воспользуемся предложенной филологами транслитеративной формой -- когниция . Указанная монография содержит огромную библиографию -- более 150 страниц (!), в ней весьма подробно излагается история взаимосвязей социальной психологии и когнитологии. Авторы с гордостью сообщают, что социальная психология стала когнитивной в широком смысле слова еще в 50-е годы, получив плодотворную прививку от гештальт-психологии, т.е. задолго до становления когнитивной психологии.

Одна из центральных тем когнитивной социальной психологии -- анализ использования различного типа схем (когнитивных карт) для решения проблем категоризации, хранения знаний в памяти, "раскодирования" и порождения нового знания. При этом особое внимание уделяется сравнению схем обыденного сознания и схем экспертов. Экспертом обычно называют высококвалифицированного специалиста, имеющего большой опыт в конкретной предметной области. Существуют и другие определения :

Эксперт -- это человек, знающий о предмете больше, чем нужно.

Эксперт -- такой же человек, но из другого города.

Эксперт -- это человек, который сегодня предсказывает то, что будет завтра, а завтра объясняет, почему это не произошло.

Чем же различаются когнитивные карты эксперта и рядового человека? Оба используют схемы, но эксперт учитывает больше факторов и взаимосвязей. Категории, используемые экспертом, носят более абстрактный характер. "Парадокс эксперта" заключается в том, что его знания, с одной стороны, более сложны и комплексны, а с другой стороны, удается легче и быстрее получать необходимые результаты. Схемы эксперта когнитивно "компактны" . Схемы, использование которых в практической деятельности часто оказывается эффективным, постепенно сплачиваются (unitized) в единый конструкт. В целом схемы по мере развития становятся более точными -- вероятность получения ошибочного ответа снижается.

Эксперт часто пользуется эвристиками -- практическими приемами, резко ускоряющими процесс принятия решения, но не имеющими статуса общепринятого и теоретически безупречного знания.

Одной из типичных ошибок обыденного сознания (как, впрочем, и несистемно мыслящих экспертов) является вера в то, что каждое следствие имеет единственную причину. В результате рассуждения выстраиваются в линейную цепочку: из А следует В, В -»С, С --> D и т.д., как в старинном английском стихотворении -- в кузнице не было гвоздя, поэтому потерялась подкова, что неумолимо привело сначала к потере лошади, затем гонца, депеши, проигрышу битвы, утрате королевства. Непонимание того, что причинные отношения образуют сеть взаимосвязей, содержащую контуры положительной и отрицательной обратной связи, нередко ведет к появлению непредвиденных побочных эффектов, ведущих к трагическим последствиям .

Развитие когнитивного направления в социальной психологии привело к возникновению двух версий когнитивизма -- американской и европейской . Для американской школы характерен индивидуальный уклон, тогда как в европейской традиции делается упор на анализ коллективных социальных представлений. Изучение социальных представлений в европейской психологической традиции противопоставляется механицизму и асоциальности, характерным для американских ученых.

Одним из ведущих представителей европейской школы является французский ученый С. Московичи (S. Moscovici), который посвятил более тридцати лет разработке теории социальных представлений. Он полагает, что "социальные представления -- это когнитивные системы, в которых не просто представлены мысли, образ или установка в отношении некоторого объекта, но отражена теория или даже отрасль знания в особом ее понимании -- как способ идентификации и организации реальности. Социальность подобных когнитивных систем, упорядочивающих образ мира, обусловлена не только (и не столько) тем, что в них представлена именно социальная реальность, сколько тем обстоятельством, что эти системы или представления общезначимы для многих индивидов, что с их помощью конструируется реальность их социальных групп, которая в свою очередь детерминирует социальное поведение" .

Представители европейской школы считают, что социальное познание основано на социокогнитивных процессах и не может быть сведено к индивидуальным когнитивным процессам, так как оно обладает рядом параметров, являющихся по своей природе исключительно социальными.

Некоторые ученые обвиняют Московичи в том, что он пытается реанимировать идею "думающего" общества. Тем не менее Московичи полагает, что общество целесообразно рассматривать как мыслящую систему, аналогичную политической и экономической социальной системе: "Если главный вопрос общей психологии касается природы мыслящего индивида, то социальная психология должна понять природу мыслящего общества" , для чего социальная система наделяется когнитивными атрибутами.

Важной задачей Московичи считает изучение "ментальной" географии той или иной системы идей и образов, характер ее распространения в разных странах, специфику ее функционирования в тех или иных сегментах общества. Он подчеркивает, что надо изучать не индивидуальные когнитивные модели, а конвенциональные (т.е. социально заданные) структуры социальных представлений.

Французский социолог Ж. Подьоло (J. Padioleau) пытался с помощью когнитивного подхода решить одну из труднейших социальных проблем -- проблему социального порядка. По его мнению, природа социального действия когнитивна, а социальный деятель представляет собой "человека социологического, когнитивного", который вырабатывает свои социальные представления при помощи символов и значений. Под символом он понимает то, что "представляет другую вещь: символ занимает место другого предмета, замещает его или вызывает в памяти" .

Коллективная взаимозависимость действий людей, по мнению Подьоло, обусловлена взаимными ожиданиями. В качестве примера он приводит шахматы. Не принимая правил игры, участники не смогут сыграть ни одной партии. Каждая партия -- это коллективное произведение. Коллективные действия предполагают согласие партнеров по поводу правил принятия решений. Однако с когнитивной точки зрения консенсус не сводится к простому соглашению индивидов. Он возникает при согласовании взаимных восприятий социальных деятелей по отношению к конкретному предмету .

Рассматривая проблему власти и влияния в социальных системах, французский ученый выделяет четыре основных фактора, являющихся источниками власти:

  • 1) позицию в структуре организации;
  • 2) черты лидерства в характере деятеля;
  • 3) обладание экспертными знаниями;
  • 4) положение относительно ключевых пунктов прохождения информации.

При этом социальные деятели манипулируют феноменами солидарности и кооперации, пытаясь установить и воспроизвести асимметричные властные отношения .

Следующий шаг делает Б. Бэрнс (В. Barnes), утверждающий, что социальный порядок -- это когнитивный порядок . Предполагается, что знания распределены в социальных системах и каждый член социальной системы знает о правилах, нормах, ценностях, принятых в данной социальной системе. По мнению Бэрнса, люди не всегда ощущают давление норм, но они всегда знают о них и по возможности учитывают. Таким образом, нормативный порядок становится распределением знания и остается таким, пока члены социальной системы готовы следовать принятым нормам.

В 1997 г. появилось первое введение в когнитивную социологию, написанное известным американским социологом Е. Зерубавелом . По его мнению, сферы влияния в содружестве когнитивных наук должны быть поделены следующим образом:

  • · когнитология занимается универсальными закономерностями мышления;
  • · когнитивная психология исследует индивидуальные особенности интеллекта;
  • · когнитивная социология должна изучать социально обусловленные особенности мышления.

Социальное измерение мышления определяется различными культурами, идеологиями, особенностями исторических периодов и социальных групп. Основными задачами когнитивной социологии являются:

  • · объяснение сходства и различия в мышлении индивидов, анализ социальных конвенций;
  • · анализ социально обусловленных процессов восприятия информации, избирательного фокусирования внимания на отдельных проблемах;
  • · изучение социальной природы классификаций, которые нередко являются не просто типологиями, а средством конструирования значений и смысловМожно привести много примеров когнитивных битв за правильное различение направлений в науке и искусстве, правых и левых в политике и т.д.;
  • · исследование социальной памяти о значимых событиях, явлениях и процессах.

Е. Зерубавел является известным специалистом по теории социального времени, поэтому он уделяет особое внимание именно этой проблематике. Однако в книге не рассматриваются проблемы хранения и распределения знаний в социальных системах, социальные аспекты принятия решений и когнитивной лингвистики, которыми, на наш взгляд, также должна заниматься когнитивная социология.

Из перечисленного ясно, что проблематика когнитивной социологии пересекается с целым рядом научных направлений. Так, когнитивная ветвь социальной психологии (Social cognition), по мнению Зерубавела, занимается в основном восприятием социальных объектов, что является только частью предмета когнитивной социологии.

Наиболее запутаны взаимосвязи когнитивной социологии и социологии знаний . По-видимому, целесообразно согласиться с предложением А. Бувье и считать социологию знаний частью когнитивной социологии .

Дискуссии о переделе сфер влияния в науке, на наш взгляд, не актуальны, поэтому в данной книге используется широкая трактовка понятия "когнитивный подход", интегрирующая различные аспекты изучения когнитивных систем и процессов.

Рассмотренные методы когнитивного анализа обеспечивают исследователя простым и полезным инструментарием для выявления, анализа и согласования представлений, характеризующих мнения, взгляды лиц, вовлеченных в данный социальный процесс, и, кроме того, позволяют исследователю углубить свое понимание проблемы, уточнить постановку задачи и во всеоружии приступить к дальнейшим исследованиям.

В рамках данной схемы можно анализировать неформализуемые факторы, учитывать мнения экспертов, их опыт, знания, интуицию, использовать рассуждения, апеллирующие к здравому смыслу.

Когнитивная карта, как удобная схема визуализации представлений, позволяет исследователю преодолеть противопоставление субъекта и объекта, учесть влияние проводимого исследования на исследуемый социальный объект и контролировать обратное воздействие социального процесса на включенного в него социолога.

Особо следует подчеркнуть перспективность изучения коммуникативных возможностей рассмотренного в данной главе когнитивного инструментария. Именно в коммуникативной сфере находятся наиболее очевидные ресурсы повышения эффективности решения многих социальных проблем.

Задачи и упражнения

  • 1. П. Бергер дал глубокую характеристику когнитивного стиля типичного бюрократа . Попробуйте охарактеризовать когнитивный стиль самого Бергера, а также других ведущих социологов: теоретиков, практиков, преподавателей.
  • 2. Р. Доусон применил свою классификацию для анализа когнитивных стилей президентов США и ведущих менеджеров. Попробуйте сделать это на отечественном материале.
  • 3. Нередко для анализа конфликта используется метафора войны и такие ее атрибуты, как окружение противника, артподготовка, организация разведки и диверсий, круговая оборона и т.д.
  • 4. Приведите еще 3-4 полезных атрибута метафоры войны.
  • 5. Известно, что все войны когда-нибудь заканчиваются. Какие атрибуты метафоры войны могут способствовать мирному разрешению конфликтной ситуации?
  • 6. Следует ли учитывать когнитивные стили экспертов при формировании рабочих групп?
  • 7. Меняется ли с годами когнитивный стиль человека?
  • 8. В работе К. Сайда с помощью когнитивной карты, изображенной на рис. 3.5, исследовалась динамика экономического роста типичной развивающейся страны и политическая нестабильность, связанная с борьбой за власть правительства и диссидентов. Попытайтесь самостоятельно проверить обоснованность знаков на дугах, выявить контуры положительных и отрицательных обратных связей.

Рис. 3.5. Когнитивная карта социополитической системы развивающейся страны: 1 -- влияние диссидентов; 2 -- степень угрозы; 3 -- централизация управления; 4 -- ресурсы, выделяемые на оборону; 5 -- уровень лишений; 6 -- гражданские свободы; 7 -- давление в пользу реформ; 8 -- темп потребления ресурсов; 9 -- уровень жизни населения; 10 -- ресурсы для экономической активности; 11 -- темп экономического роста; 12 -- общие ресурсы

  • 9. Попробуйте визуализировать свое отношение к изучению математики в виде когнитивной карты. Проанализируйте полученную когнитивную карту. Что необходимо предпринять для повышения качества обучения?
  • 10. Проведите в соседней группе опрос студентов относительно отношения к очередным выборам. В анкете будет всего три вопроса:

a. какие основные факторы влияют на ваше отношение к выборам?

b. какие причинно-следственные связи между факторами наиболее существенны?

c. каковы знаки причинно-следственных связей?

Постройте на основе полученных данных когнитивные карты для каждого опрошенного. Какие фрагменты карт встречаются чаще всего? Насколько часто встречаются в когнитивных картах циклы положительной и отрицательной обратной связи?

  • 11. Какую информацию можно извлечь из когнитивных карт при проведении фокус-групп?
  • 12. Рассмотрим когнитивные карты как средство коммуникации. В каких ситуациях их использование целесообразно?

Литература

  • 1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
  • 2. Бувье А. Знание и наука//Журнал социологии и социальной антропологии. Спец. выпуск, 1999. Т. 2. С. 242-251.
  • 3. Бутенко И.А. Социальное познание и мир повседневности. М.: Наука, 1987.
  • 4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
  • 5. Гаврилова Т.А., Черванская К.Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь, 1992.
  • 6. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования М., 1996.
  • 7. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
  • 8. Доусон Р. Уверенно принимать решения. М.: Юнити, 1996.
  • 9. Зверева Г.И. Реальность и исторический нарратив: проблемы саморефлексии новой интеллектуальной истории//Одиссей. М., 1996. С.11-24.
  • 10. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
  • 11. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.
  • 12. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С. 127-137.
  • 13. Когнитивная наука и интеллектуальная технология/Под ред. А.И. Ракитова. М.: ИНИОН, 1991.
  • 14. Когнитивные исследования за рубежом (Идеи и методы искусственного интеллекта в изучении политического мышления). М., 1990.
  • 15. Кочетков В.В., Скотникова Н.Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений. М.: Наука, 1993.
  • 16. Кравченко Е.И. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. М., 1997.
  • 17. Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов, М., 1996.
  • 18. Лакофф Дж. Когнитивная семантика//Язык и интеллект. М.:

Прогресс, 1996. С. 143-184.

  • 19. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1991.
  • 20. Маннерман Э. Когнитивная теория метафоры//Теория метафоры. М., 1990. С.357-386.
  • 21. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979.
  • 22. Монсон П. Современная западная социология. СПб., 1992.
  • 23. Осуга С. Обработка знаний. М.: Мир, 1989.
  • 24. Подьоло Ж. Социальный порядок: принципы социологического анализа// Современная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы. М., 1990. С. 93-110.
  • 25. Рапопорт А. Мир -- созревшая идея. Дармштадт, 1993.
  • 26. Роберте Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. М., 1986.
  • 27. Руткевич Е.Д. Питер Людвиг Бергер//Современная американская социология. М.: МГУ. 1994. С. 195-226.
  • 28. Сергеев В.М. Когнитивные методы в социальных исследованиях // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: Прогресс, 1987. С.3-20.
  • 29. Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.
  • 30. Теория социальных представлений в социальной психологии. Дискуссии 80-90-х годов. М.: ИНИОН, 1996.
  • 31. Толмен Э. Когнитивная карта у крыс и человека/Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 63-82.
  • 32. Харре Р. Вторая когнитивная революция//Психологический журнал. 1996. Т.17. №2. С. 3-15.
  • 33. Хейс Д. Причинный анализ в статистических исследованиях. М., 1983.
  • 34. Bandura A. Social foundation of thought and action. A social cognitive theory. New Jersey: Stanford Univ., 1986.
  • 35. Barnes B. The Nature of Power. Cambridge: Policy Press, 1988.
  • 36. Cicourel A.V. Cognitive Sociology. L.: Pinguin Education, 1973.
  • 37. Cogen G. Memory in the real world. Lea: Hove , 1993.
  • 38. Conciouness, Cognitive Schemata and Relativism./Ed. M.Kamp- pinen. L.: Kluwer, 1993.
  • 39. Chaplin E. Sociology and Visual Representation. L.: Routlendge, 1994.
  • 40. Davies L.J., Ledington W.J. Creativity and metaphor in soft systems methodology//J. of Applied Systems Analysis 1987. Vol. 15. P. 31-35.
  • 41. Eden C. Cognitive mapping//Eur. J. of Operational Res. 1988. Vol. 36. №1. P. 1-13.
  • 42. Fiske S.T., Taylor S.E. Social cognition. 2 ed. N.Y.: McGraw-Hill, 1991.
  • 43. Flood R.L. Total Systems Intervention (TSI): a Reconstitution// J. of the Operational Res. Soc. 1995. Vol. 46. № 2. P. 174-191.
  • 44. Flood R.L., Jackson M.C. Creative Problem Solving. Total Systems Intervention. Chichester: Wiley, 1991.
  • 45. Foundation of cognitive science/Ed. M.I. Posner. Cambrige: A Bradford Book, 1989.
  • 46. Issues in cognitive modeling/Ed. A.M. Aithenhead, J.M. Slack. Lea: Hove , 1994.
  • 47. Loomis Ch., Dyer E D. Social systems. Cambridge Mass, 1976.
  • 48. Matlin M.W. Cognition. 3 ed. N.Y.: Hencourt Brace Publ., 1994.
  • 49. Maruyama M. The Second Cybernetics: Deviation-Amplifing Mutual Causal Processes// Amer. Scientist. 1963. Vol. 51. P. 164-179.
  • 50. Maruyama M. Interwoven and Interactive Heterogeneity in 21st Centure//Technological forecasting and social change. 1994. Vol. 45. № 1. P. 93-102.
  • 51. Mayer R.E. Thinking, problem solving, cognitition. N.Y.: Freeman and Company, 1992.
  • 52. Metacognitition. Knowing about Knowing/Ed. J. Netcalfe. L.: A Bradford Book, 1994.
  • 53. Metaphor and Thought / Ed. A. Ortony. Cambrige Univ. Press, 1993.
  • 54. Neisser U. Cognitive psychology. N.Y., 1967.
  • 55. Neweel A. Unified theories of cognitition. L.: Harvard Univ. Press, 1993.
  • 56. Saeed K. The dynamics of economic growth and political instab-ility in developing countries/System Dynamics Review. 1986. Vol. 2. № 1. P. 20-35.
  • 57. Schon D.A. Generative metaphor: A perspective on problem-solving in social policy//Metaphor and Thought/Ed. A. Ortony. Cambrige: Univ. Press. 1993. P. 137--163.
  • 58. Structure of Decision. The cognitive Maps of Political Elites/Ed. R. Axelrod. N.Y.: Princeton , 1976.
  • 59. The cognitive turn. Sociological and psychological perspectives on science / Ed. S. Fuller et al. Dordrecht , 1989.
  • 60. Varela F.J., Thompson E., Rosch E. The embodied mind. Cognitive science and human expirience. Cambrige (Mass), 1993.
  • 61. Weick K. The social psychology of organizing. 2 ed. Readings (Mass). Addison Wesley. 1979.
  • 62. Zerubavel E. Social mindscape. An Invitation to cognitive sociology. L.: Harvard Univ . Press, 1997.

направление в философии и социологии науки, возникшее в 70-х гг. XX в., представители которого считают, что адекватная модель функционирования и динамики науки должна учитывать существенное влияние социокультурных факторов не только на выбор научных проблем (направлений) и темпы их разрешения (за счет создания максимально благоприятных финансовых, материальных и организационных условий), но и на способ, результат их решений (в конечном счете на содержание научных теорий). Представители к. с. н. (М. Малкой, С. Уолгар, К. Кнорр-Цетина, Р. Уитли и др.) отвергают классические модели бессубъектного или трансцендентально-субъектного характера научного познания, настаивая на существенном влиянии реальных, эмпирических субъектов научного познания (их мировоззрения, психологических особенностей и ресурса знаний) на процесс конструирования как самих объектов теории, так и способов их теоретического описания. Они настаивают на принципиальном значении для адекватной теории научной деятельности того обстоятельства, что научное познание всегда совершается конкретными учеными в конкретной социокультурной среде, имеющей специфическое историческое измерение. Согласно к. с. н., важную роль в формировании содержания научной теории, наряду с эмпирической информацией об объекте («эмпирическим репертуаром»), играет разделяемая учеными система общих философских принципов и ценностных мотиваций (их «социальный репертуар»). Последний формируется либо в результате присоединения ученого к определенной научной традиции, школе, авторитету, либо благодаря собственной актуализации накопленных обществом культурных ресурсов вплоть до творческого участия в его создании (Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Н.Бор, А. Пуанкаре, Д. Гильберт и др.). В пользу социокогнитивного подхода его представителями приводится большой историко-научный и социологический материал на примерах анализа творчества как классиков пауки, так и се современных творцов. (См. социология науки, научное познание, субъект научного познания).

1. Когнитивная (тонкоструктурная) социология, предметное поле исследований.

Когнитивная (тонкоструктурная) социология, предметное поле исследований. Понятие “тонкая (когнитивная) социальная структура”. Основные различия между тонкими и традиционными социальными структурами. Понятие “социальный (коллективный) интеллект². Соотношение индивидуального и коллективного интеллекта. Информационный ресурс, информационные связи как основа социального интеллекта. Искусственный интеллект в качестве технологической базы социального интеллекта. Понятие “информационный комфорт личности”. Социальные предпосылки, условия, последствия создания и поддержание информационного комфорта личности как элемента системы социального интеллекта. Социальные технологии, способствующие сохранению и развитию интеллектуального потенциала нации. Социальные проблемы информатизации среднего и высшего образования. Социальные аспекты защиты интеллектуальной собственности. Системы образования и самообразования как элементы модели безопасного развития России.

Литература:

1. Человек и общество в России начала XXI столетия: ноосферное измерение, безопасность и социальная эффективность развития: моногр. / В. К. Батурин [и др.]; рец.: Ю.Г. Марченко, Л.П. Кукса, А.И. Шендрик. - М.: Издательство РГСУ, 2009.

2. Соколова, Ирина Викторовна. Социальная информатика: учеб. пособие для студ. вузов / И.В. Соколова; рец.: А.Д. Урсул, Б.А. Суслаков. - М.: Перспектива: Изд-во РГСУ, 2008. - 271 с.

ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

1. Образовательные возможности информационных технологий. Проектирование электронных учебных курсов

2. Перспективные направления исследований в области информатизации образования.

Образовательные возможности информационных технологий. Дидактические основы создания и использования учебных средств, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий. Проектирование электронных учебных курсов. Анализ возможностей использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Интеграция информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс. Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования. Перспективные направления разработки и применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовании. Перспективные направления исследований в области информатизации образования.

Литература:

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2010.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

1. Информатизация как основа эффективного применения информационных технологий управленческого и педагогического назначения.

2. Информационная среда управления образовательными системами.

3. Модель управления комплексной информатизацией образовательного учреждения. Единая информационная среда образовательного учреждения.

Понятие информатизации образования. Основные направления, цели и задачи информатизации общего среднего образования. Структура информатизации образования. Условия, способствующие организации информатизации образования. Сущность и принципы управления педагогическими системами на базе средств ИКТ. Инфраструктура информационной среды образовательного учреждения. Информационные технологии управленческого и педагогического назначения. Комплексная информатизация школьного образования. Структура, содержание и описание моделей управления комплексной информатизацией образовательных учреждений различного уровня. Единая информационная среда учебного заведения среднего уровня образования. Разработка политики освоения и внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс. Информатизированные рабочие места организаторов учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Литература:

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008, 2009. - 269 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА БАЗЕ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Учебное информационное взаимодействие на базе распределенного информационного ресурса Интернет. Распределенный информационный ресурс образовательного назначения.

2. Использование потенциала распределенных информационных ресурсов для организации исследовательской деятельности учащихся.

3. Особенности разработки, использования и оценки качества распределенного информационного ресурса образовательного назначения.

Основные направления реализации возможностей использования компьютерных сетей в образовательном процессе. Реализация потенциала распределенного информационного ресурса глобальных компьютерных сетей в образовательных целях. Поиск учебной информации в компьютерных сетях, ее выбор и использование в учебном процессе. Возможность использования компьютерных сетей для доставки и внедрения в образовательный процесс школы компьютерных учебных курсов. Информационный ресурс сайтов категории «Образование». Инструментальные программные средства и системы для разработки образовательных сайтов. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов (УТП) по различным предметам. УТП в структуре классно-урочной системы и инновационных форм и методов организации учебного процесса. Организация информационного взаимодействия «Виртуальных методических объединений» учителей-предметников и руководителей образовательными учреждениями. Возможности организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров на базе распределенного информационного ресурса. Особенности внедрения средств телекоммуникаций в образовательный процесс сельской школы.



Литература:

1. Путькина Л.В. Интеллектуальные информационные системы: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Прикладная информатика (по обл.)" и др. спец. / Л.В. Путькина, Т.Г. Пискунова; рец.: М.И. Барабанова, Н.В. Лашманова. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008.

2. Международный научный альманах: сб. ст. преп., асп. и студ. Вып. 3 / под ред. М.В. Воронцовой, А.А. Калюжного; РГСУ, Фил. в г. Таганроге, Актюбинск. ГУ им. К. Жубанова. - Таганрог; Актюбинск, 2008. - 287 с.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

1. Психодиагностика. Методы образовательной психодиагностики.

2. Инструментальные программные системы диагностики в образовании.

3. Компьютерные тесты по школьному курсу информатики.

Психодиагностика и её место в образовательной технологии. Психолого-педагогическая диагностика уровня обученности и продвижения в учении. Методы психолого-педагогической диагностики (тестирование, рейтинг, мониторинг). Развитие системы тестирования в российской и зарубежной педагогической науке. Психолого-педагогические аспекты тестирования. Виды тестов и формы тестовых заданий, используемых при психолого-педагогической диагностике в средней общеобразовательной школе. Оценка результатов тестирования знаний учеников. Компьютерное тестирование психологического состояния, уровня продвижения в учении школьника и обработка его результатов. Основы математического анализа данных тестирования (шкалы измерения, меры средней тенденции, коэффициенты корреляции, статистический вывод, проверка гипотезы, хи-квадрат распределение, распределение Стьюдента). Характеристики теста в программных системах тестирования. Интерпретация результатов психолого-педагогического тестирования. Роль и место компьютерных тестов в открытых образовательных системах телекоммуникационного доступа на базе потенциала распределенного информационного ресурса.

Литература:

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2010.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008, 2009. - 269 с.

Если понимать когнитивный подход в широком смысле - как включение проблем познания, понимания и объяснения в струк­туру традиционных научных методологий, можно смело сказать, что каждое социологическое исследование в явном или неявном виде учитывает когнитивные факторы и, следовательно, может быть отнесено к когнитивному направлению в науке.

Попробуем хотя бы кратко и заведомо фрагментарно перечис­лить социологические работы ученых, уделяющих когнитивным аспектам особое внимание. Пожалуй, первой работой, в которой

наиболее рельефно были рассмотрены когнитивные факторы, формирующие динамику общества, был четырехтомный труд П. Сорокина "Социальная и культурная динамика" (1937-1941). В теории Сорокина исторический процесс предстает как последо­вательная смена культур (доминирующее мировоззрение, основ­ные способы познания и восприятия действительности). Сам ме­ханизм смены культур тоже носит когнитивный характер и будет более подробно рассмотрен в § 8.1.

В 60-70-е годы когнитивным аспектам наибольшее внимание уде­ляют феноменологи и этнометодологи. Близкие к когнитивному под­ходу идеи развивал А.Шюц, утверждавший, что "наша обыденная действительность складывается просто-напросто из различных мыс­лительных схем и типов, которые делают возможными идентифика­цию и узнавание окружающего нас мира" [цит по: 22, с.80].

Возникает социология знания, тематика которой вполне мог­ла бы рассматриваться как раздел когнитологии. Но здесь мы всту­паем в область "неправильно названных дисциплин" (А.Шюц), в очерчивании границ которых велика роль "исторических случай­ностей". Действительно, трудно понять, почему антропология, а не социология занимает почетное место в содружестве когнитив­ных наук (см. рис. 3.1). Особое положение антропологии удивля­ло Т. Парсонса*, считавшего, что "в определенных отношениях она присвоила себе область еще более широкую, чем область самой со­циологии, тогда как в других отношениях она сконцентрировала свое внимание на культурах и обществах, не знающих письменно­сти". Однако в той степени, в какой может быть очерчен анали­тически определенный круг интересов антропологии, он, по-види­мому, включает в себя аналитическое изучение явлений культуры, структурированных символически значимых систем, в которых и посредством которых ориентируются и направляются социальные системы и личности. По традиции антропологи интересовались "простейшими" обществами и экзотическими культурами - имен­но в этой сфере когнитивный инструментарий, в частности когни­тивные карты, использовался особенно широко.

В 60-е годы известный американский социолог Ч. Лумис (С. Loomis) применил когнитивные карты для анализа картин ми­ра членов религиозной секты Амишей, живущих в Пенсильвании . Точнее, Лумис рассматривал процесс когнитивной структу­ризации (cognitive mapping), под которым понимал построение и использование когнитивной карты для анализа незнакомых явле-

* Парсонс Т. Общий обзор//Американская социология. М., 1972. 76

ний или событий. Лумис подробно анализирует процессы адап­тации продуктов научно-технического прогресса членами секты, сознательно отгораживающей себя от влияния внешнего мира.

Разработанный метод оказался эффективным средством ана­лиза стереотипов представителей расовых, национальных и религиозных групп, составляющих американское общество. Лумис отмечает, что доминирующие группы смотрят на представителей этнических и расовых меньшинств сквозь довольно жесткую сеть стереотипов. Если стереотипы группы X негативны (ее члены ле­нивы, беспомощны, грязны, не способны учиться), то представи­тели большинства склонны выискивать такие же характеристи­ки у членов группы X, при этом характеристики, противоречащие устоявшимся стереотипам, часто игнорируются. Нередко подоб­ные предрассудки образуют "порочный круг", усиливающий пре­дубеждения, - негативные ожидания всегда оправдываются. Ес­ли доминирующая группа приняла подобные стереотипы, то она начинает относиться к членам группы меньшинства как к низшим существам, не принимая их в престижные школы, не допуская к высокооплачиваемым должностям и профессиям, не разрешая се­литься в лучших районах и т.д. Такое отношение убеждает пред­ставителей меньшинств в том, что они действительно не могут иметь хорошее образование, высокооплачиваемую работу, пре­стижное жилье. Это в свою очередь вновь усиливает первоначаль­ное предубеждение и увеличивает вероятность того, что к предста­вителям меньшинств будут и дальше относиться как к "низшим" существам, - порочный круг замкнулся .

Таким образом, когнитивная структуризация оказывается по­лезным инструментом для исследования не только примитивной культуры, в частности Лумис использовал ее также для анализа политических представлений членов различных групп американ­ского общества и ведущих политиков. Существенным недостатком подхода Лумиса является использование когнитивных карт лишь в словесной форме, без попыток визуализировать фрагменты кар­тин мира.

Следующий шаг был сделан известным американским социо­логом и политологом Р. Аксельродом (R. Axelrod), который раз­вил аппарат когнитивных карт для анализа и прогнозирования ре­шений, принимаемых политиками (см. рис. 3.4) .

В 1973 г. американский этнометодолог А.В. Сикурел (A.V. Cicourel) выпустил книгу под названием "Когнитивная со­циология" (напомним, что первая книга под названием "Ког­нитивная психология" вышла в свет в 1967 г.). В работе Сикурела

сделана попытка обогатить этнометодологический подход дости­жениями когнитологии конца 60-х годов. Книга посвящена в ос­новном проблемам понимания обыденной речи, а также роли не­вербальных коммуникаций в повседневном общении. Выход книги Сикурела был заметным событием и привлек внимание когнитологов. Продолжая исследование этой тематики, Сикурел широко использовал методы когнитивной лингвистики, теории искусственного интеллекта, математического моделирования. С осени 1989 г. он является одним из руководителей новообразо­ванной кафедры когнитивной науки, где происходят встречи ра­ботающих на стыке наук обществоведов, гуманитариев и естест­воиспытателей .

Однако пример Сикурела не стал заразительным для этноме-тодологов, и, хотя когнитивная социология существует, влиятель­ным научным направлением она пока не стала. Совершенно по-дру­гому обстоит дело в социальной психологии, которая благоразумно подняла когнитивное знамя, отдавая тем самым предпочтение сво­ей психологической составляющей.

Значительным событием в развитии социальной психологии стала монография S. Fiske, Sh. Taylor "Social cognition" *. Клю­чевой для когнитологии термин "cognition", означающий позна­ние, понимание, распознавание, довольно трудно перевести на рус­ский язык, поэтому воспользуемся предложенной филологами транслитеративной формой - когниция . Указанная моногра­фия содержит огромную библиографию - более 150 страниц (!), в ней весьма подробно излагается история взаимосвязей социальной психологии и когнитологии. Авторы с гордостью сообщают, что социальная психология стала когнитивной в широком смысле сло­ва еще в 50-е годы, получив плодотворную прививку от гештальт-психологии, т.е. задолго до становления когнитивной психологии.

Одна из центральных тем когнитивной социальной психоло­гии - анализ использования различного типа схем (когнитивных карт) для решения проблем категоризации, хранения знаний в па­мяти, "раскодирования" и порождения нового знания. При этом особое внимание уделяется сравнению схем обыденного сознания

* См. также: Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.; Рабардель П. Люди и технологии. Когнитивный подход к анализу инст­рументов. М., 1999.; Ришар Ж. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., 1998.; Холодная М.А. Психо­логия интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.; Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

и схем экспертов. Экспертом обычно называют высококвалифи­цированного специалиста, имеющего большой опыт в конкретной предметной области. Существуют и другие определения :

Эксперт - это человек, знающий о предмете больше, чем нужно.

Эксперт - такой же человек, но из другого города.

Эксперт - это человек, который сегодня предсказывает то, что будет завтра, а завтра объясняет, почему это не произошло.

Чем же различаются когнитивные карты эксперта и рядового человека? Оба используют схемы, но эксперт учитывает больше факторов и взаимосвязей. Категории, используемые экспертом, но­сят более абстрактный характер. "Парадокс эксперта" заключает­ся в том, что его знания, с одной стороны, более сложны и ком­плексны, а с другой стороны, удается легче и быстрее получать необходимые результаты. Схемы эксперта когнитивно "ком­пактны" . Схемы, использование которых в прак­тической деятельности часто оказывается эффективным, по­степенно сплачиваются (unitized) в единый конструкт. В целом схемы по мере развития становятся более точными - вероят­ность получения ошибочного ответа снижается.

Эксперт часто пользуется эвристиками - практическими прие­мами, резко ускоряющими процесс принятия решения, но не имею­щими статуса общепринятого и теоретически безупречного знания.

Одной из типичных ошибок обыденного сознания (как, впро­чем, и несистемно мыслящих экспертов) является вера в то, что каждое следствие имеет единственную причину. В результате рас­суждения выстраиваются в линейную цепочку: из А следует В, В -»С, С ->D и т.д., как в старинном английском стихотворении - в кузнице не было гвоздя, поэтому потерялась подкова, что неумо­лимо привело сначала к потере лошади, затем гонца, депеши, про­игрышу битвы, утрате королевства. Непонимание того, что причинные отношения образуют сеть взаимосвязей, содержащую контуры положительной и отрицательной обратной связи, неред­ко ведет к появлению непредвиденных побочных эффектов, веду­щих к трагическим последствиям .

Развитие когнитивного направления в социальной психологии привело к возникновению двух версий когнитивизма - американ­ской и европейской . Для американской школы характе­рен индивидуальный уклон, тогда как в европейской традиции де­лается упор на анализ коллективных социальных представлений. Изучение социальных представлений в европейской психологичес­кой традиции противопоставляется механицизму и асоциально-сти, характерным для американских ученых.

Одним из ведущих представителей европейской школы явля­ется французский ученый С. Московичи (S. Moscovici), который посвятил более тридцати лет разработке теории социальных пред­ставлений. Он полагает, что "социальные представления - это ког­нитивные системы, в которых не просто представлены мысли, об­раз или установка в отношении некоторого объекта, но отражена теория или даже отрасль знания в особом ее понимании - как спо­соб идентификации и организации реальности. Социальность по­добных когнитивных систем, упорядочивающих образ мира, обу­словлена не только (и не столько) тем, что в них представлена именно социальная реальность, сколько тем обстоятельством, что эти системы или представления общезначимы для многих инди­видов, что с их помощью конструируется реальность их социаль­ных групп, которая в свою очередь детерминирует социальное по­ведение" .

Представители европейской школы считают, что социальное по­знание основано на социокогнитивных процессах и не может быть сведено к индивидуальным когнитивным процессам, так как оно об­ладает рядом параметров, являющихся по своей природе ис­ключительно социальными.

Некоторые ученые обвиняют Московичи в том, что он пытает­ся реанимировать идею "думающего" общества. Тем не менее Мос­ковичи полагает, что общество целесообразно рассматривать как мыслящую систему, аналогичную политической и экономической социальной системе: "Если главный вопрос общей психологии ка­сается природы мыслящего индивида, то социальная психология должна понять природу мыслящего общества" , для чего социальная система наделяется когнитивными атрибутами.

Важной задачей Московичи считает изучение "ментальной" географии той или иной системы идей и образов, характер ее рас­пространения в разных странах, специфику ее функционирования в тех или иных сегментах общества. Он подчеркивает, что надо изучать не индивидуальные когнитивные модели, а конвенцио­нальные (т.е. социально заданные) структуры социальных пред­ставлений.

Французский социолог Ж. Подьоло (J. Padioleau) пытался с по­мощью когнитивного подхода решить одну из труднейших соци­альных проблем - проблему социального порядка. По его мнению, природа социального действия когнитивна, а социальный деятель представляет собой "человека социологического, когнитивного", который вырабатывает свои социальные представления при помо­щи символов и значений. Под символом он понимает то, что "пред-

ставляет другую вещь: символ занимает место другого предмета, замещает его или вызывает в памяти" .

Коллективная взаимозависимость действий людей, по мнению Подьоло, обусловлена взаимными ожиданиями. В качестве при­мера он приводит шахматы. Не принимая правил игры, участни­ки не смогут сыграть ни одной партии. Каждая партия - это кол­лективное произведение. Коллективные действия предполагают согласие партнеров по поводу правил принятия решений. Однако с когнитивной точки зрения консенсус не сводится к простому со­глашению индивидов. Он возникает при согласовании взаимных восприятий социальных деятелей по отношению к конкретному предмету .

Рассматривая проблему власти и влияния в социальных систе­мах, французский ученый выделяет четыре основных фактора, яв­ляющихся источниками власти: 1) позицию в структуре органи­зации; 2) черты лидерства в характере деятеля; 3) обладание экспертными знаниями; 4) положение относительно ключевых пунктов прохождения информации.

При этом социальные деятели манипулируют феноменами со­лидарности и кооперации, пытаясь установить и воспроизвести асимметричные властные отношения .

Следующий шаг делает Б. Бэрнс (В. Barnes), утверждающий, что социальный порядок - это когнитивный порядок . Пред­полагается, что знания распределены в социальных системах и ка­ждый член социальной системы знает о правилах, нормах, ценно­стях, принятых в данной социальной системе. По мнению Бэрнса, люди не всегда ощущают давление норм, но они всегда знают о них и по возможности учитывают. Таким образом, нормативный по­рядок становится распределением знания и остается таким, пока члены социальной системы готовы следовать принятым нормам.

В 1997 г. появилось первое введение в когнитивную социоло­гию, написанное известным американским социологом Е.Зеруба-велом . По его мнению, сферы влияния в содружестве когни­тивных наук должны быть поделены следующим образом:

Когнитология занимается универсальными закономерностя­ми мышления;

Когнитивная психология исследует индивидуальные особен­ности интеллекта;

Когнитивная социология должна изучать социально обуслов­ленные особенности мышления.

Социальное измерение мышления определяется различными культурами, идеологиями, особенностями исторических периодов

и социальных групп. Основными задачами когнитивной социо­логии являются:

Объяснение сходства и различия в мышлении индивидов, ана­лиз социальных конвенций;

Анализ социально обусловленных процессов восприятия ин­формации, избирательного фокусирования внимания на отдельных проблемах;

Изучение социальной природы классификаций, которые не­редко являются не просто типологиями, а средством конструиро­вания значений и смыслов*;

Исследование социальной памяти о значимых событиях, яв­лениях и процессах.

Е.Зерубавел является известным специалистом по теории соци­ального времени, поэтому он уделяет особое внимание именно этой проблематике. Однако в книге не рассматриваются проблемы хра­нения и распределения знаний в социальных системах, социальные аспекты принятия решений и когнитивной лингвистики, которы­ми, на наш взгляд, также должна заниматься когнитивная социо­логия.

Из перечисленного ясно, что проблематика когнитивной соци­ологии пересекается с целым рядом научных направлений. Так, когнитивная ветвь социальной психологии (Social cognition), no мнению Зерубавела, занимается в основном восприятием соци­альных объектов, что является только частью предмета когнитив­ной социологии.

Наиболее запутаны взаимосвязи когнитивной социологии и социологии знаний . По-видимому, целесообразно согласиться с предложением А.Бувье и считать социологию знаний частью ког­нитивной социологии .

Дискуссии о переделе сфер влияния в науке, на наш взгляд, не актуальны, поэтому в данной книге используется широкая трак­товка понятия "когнитивный подход", интегрирующая различные аспекты изучения когнитивных систем и процессов.