Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Организация работы в дистанционном обучении. Способы организации дистанционного образования

Организация работы в дистанционном обучении. Способы организации дистанционного образования

Дистанционная форма обучения – относительно молодая. Такое образование стало возможным с появлением интернета. Ученик получает знания онлайн и с помощью учебников, видеозаписей уроков и других виртуальных методических материалов.

Развитие информационных технологий оказывает прямое влияние на сферу образования в целом и на дистанционное обучение в школе в частности. Общепризнанным считается утверждение о том, что «живое» взаимодействие ученик-учитель очень важно и намного лучше, но без дистанционного обучения обойтись в современном мире невозможно. Тому есть несколько причин:

  • в некоторых регионах нашей страны доступ к школе может быть ограничен, например, половодьем или экстремально низкими температурами. На Крайнем Севере дети могут пропускать до одного-двух месяцев занятий из-за морозов ежегодно;
  • некоторые школьники хотели бы получать образование в школе или лицее, посещать которые физически затруднительно;
  • не всем детям с ограниченными возможностями здоровья предпочтительнее инклюзивное образование, и даже те, кто посещает школу, могут пропускать из-за здоровья большое количество занятий.

Всё это намекает на то, что, по-хорошему, в той или иной степени дистанционное обучение должно присутствовать в каждой школе, ведь с введением повсеместной инклюзии, везде обучаются дети с ОВЗ. В любой школе ученики могут заболеть и провести продолжительное время дома, да и закрытие школы на карантин никто не отменял. Подробнее о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Вы узнаете на Международной научно-практической конференции «Перспективы развития современного детского сада и школы в условиях постоянных изменений» , которая состоится 20—23 ноября 2018 года.

Плюсы дистанционного обучения в школе

  1. Индивидуальный подход и персонализация учебного процесса. График дистанционного обучения можно подстраивать под каждого ученика и изменять в зависимости от обстоятельств. При этом программа обучения тоже может быть адаптивной и учитывать такие особенности школьника, как скорость восприятия информации, уровень начальной подготовки, мотивацию к обучению, предрасположенность к той или иной форме восприятия материала.
  2. Повышение качества обучения . Этот пункт можно назвать спорным, потому что существует много несогласных, ярых сторонников традиционных форм преподавания. При этом вряд ли кто-то будет отрицать, что развитие интернета упростило доступ к огромному количеству учебного материала для любого желающего. А это тоже одно из проявлений технического прогресса.
  3. Расширение границ и удешевление компонентов учебного процесса . Это то, о чём шла речь выше. Некоторые школьники смогут экономить более часа времени каждый день, которое они иначе тратили бы на дорогу, некоторые и вовсе смогли бы учиться в школе, которая находится в другой части страны. А одна только замена печатного учебного материала на электронный уже экономит много денег.
  4. Сохранение педагогического опыта . Уникальные авторские курсы, например, при работе с одарёнными детьми не будут пропадать никуда, если будут записываться и сохраняться.
  5. Снижение нагрузки на учителей . По информации мониторинга РАНХиГС, количество учителей, которые работают на две ставки с 2014 по 1017 год выросло почти вдвое — с 7,3 % до 13,8 % Добавим 37,5% педагогов, которые работают на полторы ставки, и приходим к выводу, что нагрузку с них как-то надо снять. Один из вариантов решения — дистанционное обучение.

Как организовать дистанционное обучение в школе

Вопрос введения дистанционного обучения необходимо рассматривать с трёх сторон.

  • Социальная . Тут всё просто, школьники сегодня активно используют социальные сети, форумы и чаты, поэтому способ подачи информации при ДО будет для них знаком и комфортен.
  • Техническая . С точки зрения технического оснащения, в школах с этим всё хорошо, и компьютеров хватает, и доступ к интернету есть. А вот компьютер дома есть не у каждого ребёнка. Ещё одна проблема — учителя не всегда могут самостоятельно организовать, например, видеоконференцию. В регионах Крайнего Севера есть проблемы с качеством интернета, стабильность дистанционного обучения там обеспечить невозможно.
  • Методическая . Главное противоречие — использование дистанционного обучения имеет смысл только если оно повысит качество образования в целом, но сделать это сложно из-за отсутствия у большинства необходимого опыта и каких-либо наработок.

То есть любая программа внедрения дистанционного обучения должна учитывать все эти аспекты. Сам процесс же можно разбить на пять шагов.

  1. Создание творческой группы педагогов, которые будут отвечать за дистанционное образование в школе.
  2. Обучение этой группы на специальных курсах повышения квалификации.
  3. Подготовка базы обучающего материала, который будут использовать школьники в процессе обучения и для самостоятельного закрепления пройденного.
  4. Всестороннее изучение системы дистанционного обучения, например, Moodle.
  5. Разработка дистанционных курсов своими силами или привлечение для этого специалистов и педагогов других образовательных учреждений.

Так же можно выделить пять требований, которые необходимо учитывать в процессе создания обучающих курсов.

  • Школьник должен быть мотивирован на обучение, для этого важно чтобы цель и задачи обучения были чётко сформулированы. При этом то, что требуется от обучаемого, должно соответствовать его уровню знаний.
  • Подготовка ребёнка к ДО. Это реализуется с помощью вспомогательных материалов, например, специальных руководств.
  • Подача материала должна быть легкой для восприятия. Для этого нужно использовать принципы удобочитаемости.
  • Должна быть возможность для обратной связи, в том числе и индивидуальной.
  • Важно наличие системы промежуточной оценки обучения, чтобы школьник имел представление о том, хорошо он справляется или нет.

При организации дистанционного обучения в школе существуют типовые проблемы, характерные для всех учебных заведений. У многих педагогов, особенно гуманитариев, возникают сложности при структурировании и адаптировании учебного материала. Многим учителям свойственен консерватизм, и они будут всячески противиться такому нововведению как ДО. Они яростно отстаивают свою точку зрения и защищают традиционные методы обучения.

Есть сложности и в подборе технического персонала, который должен развернуть систему дистанционного образования и сопровождать её на всех этапах. Важно на эту роль подбирать компетентных людей.

Существуют и определённые требования, которые должны соблюдать школьники при дистанционном обучении. От них требуется быть вежливыми и корректными в общении с педагогом и друг с другом. Они должны учиться не только говорить, но и писать хорошим языком, без ошибок, чётко и кратко формулировать свои мысли. Очень важно, чтобы школьники делали всё в срок и не злоупотребляли временем учителя и других детей. И наконец, необходимо развить у них уважение к авторскому праву.

Среда дистанционного обучения Moodle

Самая распространённая среда для системы дистанционного обучения в школе — это Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Её отличительные способности — открытый исходный код, богатство функционала, гибкость, надёжность и простота в использовании.

Над ней уже больше 10 лет работает международная команда разработчиков, которыми руководит фонд Moodle в Австралии. Известна она во всё мире, на сегодняшний момент насчитывается более 60 тысяч инсталляций почти во всех странах. Переведена эта среда на более чем 10 языков, в том числе и русский.

Возможности Moodle:

  • хранит все материалы курса, позволяет организовать их с помощью гиперссылок, тегов и ярлыков;
  • позволяет использовать в качестве обучающего материала не только текст, но и любые интерактивные ресурсы, будь то статья на Википедии или ролик на youtube;
  • поддерживает обмен файлами любого формата между учениками и между учеником и учителем;
  • большие возможности для коммуникации, с помощью форумов, личных сообщений, комментариев, рассылок и т.д.;
  • сохраняет и ведёт портфолио на всех учеников, оценки, комментарии учителя, сообщения в форуме;
  • контролирует «посещаемость».

Всё это помогает учителю использовать своё время наиболее эффективно, а это одна из задач, которую должно решить дистанционное обучение в школе.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Существуют различные способы организации дистанционного обучения на базе новых информационных технологий: на основе интерактивного телевидения, телекоммуникаций, на основе технологий CD-ROM, учебного радио и телевидения, видеозаписи, пр.

В последние годы все большее распространение получают четыре вида

дистанционного обучения, основанного на:

  • 1. интерактивном телевидении (two-way TV);
  • 2. компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных и глобальных, Internet) в режиме обмена текстовыми файлами;
  • 3. компьютерных телекоммуникационных сетях с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций;
  • 4. сочетание первого и второго.

Обучение, базирующееся на интерактивном телевидении (two-way TV), при всей его привлекательности, возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя, имеет и свои минусы. Дело в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использование современных педагогических технологий. Речь идет, грубо говоря, о тиражировании с помощью современных технологий используемого педагогом метода. Если используются традиционные методы классно-урочной системы с преобладанием фронтальных видов работ, то эффект оказывается ниже обычного, когда урок ведется в одном классе, т.к. аудитория значительно увеличивается за счет удаленных студентов, а отсюда и внимание педагога к каждому отдельному обучаемому во столько же раз уменьшается. Вместе с тем, в системе повышения квалификации педагогических кадров подобную форму дистанционного обучения вряд ли можно переоценить, поскольку преподаватели, студенты, учащиеся могут стать не просто сторонними свидетелями, но и активными участниками использования новых педагогических, информационных технологий, принять участие в дискуссии и т.д. Данная форма дистанционного обучения интерактивна по своей сути и, безусловно, может считаться весьма перспективной, если не в системе массового обучения, то в системе повышения квалификации, подготовки студентов. Однако пока это чрезвычайно дорогостоящие технологии.

Другим способом организации дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий, как было сказано выше, являются компьютерные телекоммуникации в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов местных сетей, а также Интернета, но только на основе текстовой информации. Надо сказать, что в настоящее время для подавляющего большинства школ и ИУУ России это наиболее доступный способ организации дистанционного обучения. Такой способ не предусматривает обмен графическими, звуковыми файлами, не предусматривает использование и мультимедийных средств. Это самый дешевый способ организации дистанционногообучения, обладающего, однако, значительными возможностями, о которых будет сказано ниже.

При третьем способе организации дистанционного обучения предусматривается использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех возможностей Интернета, включая видео и аудиоконференции, а также использование CD дисков. Разумеется, такая организация дистанционного обучения несет в себе огромные дидактические возможности как для системы вузовского, школьного образования, так и для системы повышения квалификации, в данном случае работников образования.

Надо иметь в виду, что дистанционное обучение предусматривает и автономное использование курсов, записанных на видеодиски, компакт-диски и т.д., т.е. вне телекоммуникационных сетей. Однако, все программы/курсы, записанные на видеодиски, CD, видеокассеты, обладают одним общим свойством - они автономны и предназначены для сомаообразование, т.е. они не предусматривают оперативной обратной связи с преподавателем. Лазерные диски и CD интерактивны, чего нельзя сказать о видеозаписях, радио и телевидении, что является существенным их достоинством по сравнению с последними. Однако, эта интерактивность, предусматривающая различные формы взаимодействия с системой, но не с преподавателем, а потому все они рассчитаны на самообразование, но не на обучение.

Четвертый вариант дистанционного обучения - это сочетание первых двух технологий или первого и третьего вариантов - интерактивного телевидения и компьютерных глобальных телекоммуникаций в различных конфигурациях. Разумеется, такие варианты (особенно первый и третий) таят в себе большие возможности, поскольку позволяют в определенные моменты по усмотрению преподавателя "собирать" обучаемых в условной аудитории и вступать с ними в визуальный контакт, демонстрируя что-то или давая необходимые пояснения, ведя контроль знаний обучаемых и т.д. Подобная система разработана в ряде университетов США, в частности, модель Кейретсу (A Keiretsu-based model for technology utilization). Впрочем, аналогичный эффект достигается при использовании компьютерных видеоконференций, но при этом возможности этой последней технологии значительно шире, поскольку на экране можно получать не только изображение респондента и беседовать с ним, но и одновременно определенные вставки в виде, например, фрагмента базы данных, мнения партнеров по дискуссии, статические изображения, графики пр.

В России в настоящее время говорить серьезно о четвертом варианте организации дистанционного обучения не приходится, учитывая социально-экономическую, политическую да и культурную ситуацию, сложившуюся в результате многих десятилетий тоталитарного режима. Социально-экономическая ситуация не позволяет надеяться на то, что в ближайшие годы федеральное правительство сможет всерьез субсидировать эту сферу образования. Региональные образовательные структуры с помощью и при финансовой поддержке деловых кругов, заинтересованных в качественном образовании своих детей и пополнении своего бизнеса квалифицированными, активными, самостоятельно мыслящими работниками, могут пойти на инвестирование материальных средств в эту перспективную область. Ведь таким образом их дети смогут получать хорошее образование как в столичных учебных заведениях России, так и в зарубежных школах и университетах, не покидая родного дома, что для многих весьма заманчиво.

  • 1. Поэтому, имея в виду различные варианты организации дистанционного обучения, описанные выше, мы склоняемся к мнению, что на ближайшую перспективу в нашей стране наиболее реально организация дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций, как региональных, так и глобальных (Internet). При этом в зависимости от экономических возможностей регионов, технологической основой такого обучения может быть
  • 2. Обмен текстовыми файлами;
  • 3. Обмен текстовыми и графическими, звуковыми файлами,

использование всех возможностей и информационных ресурсов Internet;

Использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных), а также средств новых информационных технологий. По сути дела, это интеграция компьютерных телекоммуникаций в систему образования. Уроки бесплатные, посещение свободное! Интерент-школы, во-первых, бесплатны; во-вторых, являются дополнительным образовательных полем и реальную школу, как "Телешкола" заменить не стремятся. Лидером среди обучающих интернет-программ для школьников является два проекта "Открытый колледж" (www.college.ru) и "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" (vschool.km.ru). Занятия проводятся по следующей схеме. Учитель конспективно излагает тему урока и рекомендует литературу для самостоятельного изучения. Ученик самостоятельно изучает предложенную тему и проверяет свои знания с помощью составленного учителем компьютерного задания. Если ученик не смог найти ответ на тот или иной вопрос темы, то он может задать вопрос учителю по электронной почте. Учитель либо ответит на вопрос либо порекомендует литературу, в которой ученик сможет найти ответ на свой вопрос. По завершении раздела приведены все часто задаваемые вопросы с пояснениями учителей. В конце темы - тест на проверку знаний. Занятия в интернет-школе бесплатные, посещение уроков - свободное.

Дистанционное обучение (E-learning) используют практически все крупнейшие компании мира. Среди них Honeywell , Johnson &Johnson , Sony , Adidas , MW-Light . При этом, согласно исследованию Brandon Hall Group , 42% из них планировали в 2018 году увеличить бюджет на внедрение и поддержку дистанционного обучения. Весь мировой рынок онлайн-образования оценивается в $165 млрд, а к 2023 году, по прогнозу Global Market Insights, он вырастет до $240 млрд, – и это консервативный прогноз.

Безусловный лидер по онлайн-образованию – США. Там дистанционное обучение применяют уже несколько десятков лет. Российские компании тоже оценили преимущества eLearning. По данным «Высшей школы экономики», объем корпоративного сегмента онлайн-образования в нашей стране уже составляет 3 млрд рублей.

«Дистанционное обучение дает бизнесу несколько преимуществ. Во-первых, сокращает расходы на обучение. Например, на оплату перелетов и гостиниц для тренеров. Во-вторых, можно на одном уровне поддерживать знания большого количества сотрудников, как центрального офиса, так и филиалов. В-третьих, можно ускорить обучение персонала новым продуктам компании: доступ к онлайн-курсам открыт в любое время», – рассказывает Юрий Усков , основатель компании iSpring , специализирующейся на продуктах для дистанционного обучения.

По его словам, охотнее всего в онлайн вкладываются банки и торговые компании с развитой сетью филиалов и тысячью сотрудников по России. Управлять дистанционным обучением в компании может один человек, главное правильно подобрать инструменты для работы.

Какие инструменты нужны для запуска дистанционного обучения?

Для запуска E-learning нужно два инструмента: редактор электронных курсов и система дистанционного обучения (СДО).

В редакторе создают учебный контент: курсы, тесты, видеоуроки, интерактивные игры. «Сейчас есть такие редакторы, которые интегрируются в PowerPoint. Вы создаете курс, как презентацию. Дополнительно изучать интерфейс программы не придется», – рассказывает руководитель учебного центра Honeywell Игорь Гапонов . В его компании уже больше года тренируют в онлайне менеджеры по продажам.

Система дистанционного обучения – это виртуальный класс, в котором сотрудникам можно назначить учебный материал и в режиме реального времени следить за их успеваемостью по отчетам. И неважно, где ученики находятся физически: на работе, дома или в отпуске.

Вот минимальный набор задач, которые помогает решать СДО:

  • База знаний. Электронные курсы, тесты, видеоуроки – весь контент находится в одном месте. В любой момент сотрудники могут зайти в СДО, изучить нужный курс.
  • Виртуальный наставник. В несколько кликов вы можете назначить курс конкретному сотруднику, отделу или филиалу. Они проходят электронный курс, будто учатся у наставника, только виртуального.
  • Результаты обучения. В СДО вы видите результаты обучения каждого сотрудника: сколько курсов прошли, какую оценку набрали за тест, на какие вопросы ответили неправильно.
  • Обмен идеями. Внутренний чат или форум – место, где сотрудники могут обмениваться идеями, писать, какой материал оказался полезным, что улучшить, по каким темам еще нужны электронные курсы.

Системы дистанционного обучения делятся на два типа: коробочные и облачные. Коробочную СДО устанавливают на сервер компании. Проект потребует несколько месяцев на внедрение и постоянного контроля со стороны IT-специалистов. Плюс такого решения – все данные хранятся в вашей организации.

Чаще всего новое направление берет под контроль отдел очного обучения. Есть еще один сценарий – наделить E-learning автономией. Так, например, поступила компания Honeywell. «Преимуществ несколько. Во-первых, отдел самостоятельно разрабатывает оформление для курсов, отталкиваясь от брендбука компании. HR и маркетинг лишь корректируют и направляют. Во-вторых, в финансовом плане вы ни от кого не зависите – у вас отдельный бюджет», – рассказывает Игорь Гапонов. По его словам, эта независимость дает eLearning-команде возможность работать с максимальной отдачей для бизнеса.

В Honeywell и MW-Light утверждают, что онлайн – не альтернатива очному обучению, а его дополнение. «Иногда мы используем eLearning для выравнивания знаний, иногда – для погружения в тему. К примеру, мы знаем, какой тренинг очно прошли сотрудники, и назначаем несколько электронных курсов для закрепления знаний. В некоторых случаях мы используем курсы перед тренингом: даем основные понятия, теорию. На очной встрече тренер уже не тратит время на методологию и фокусируется на практике», – делится опытом Лана Виноградова.

eLearning помогает ускорить обучение и развивать сотрудников непрерывно , чтобы они всегда работали на пике возможностей. Ведь бизнес – это люди. И чем мощнее команда, тем успешнее компания.

Дистанционное обучение (далее ДО) - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Дистанционное обучение в настоящее время претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты акцентируют внимание современной школы на всестороннем развитии личности каждого обучающегося, обучении и психолого-педагогическом сопровождении категорий детей с разными образовательными возможностями и потребностями. Под такой формулировкой понимается удовлетворение образовательных потребностей школьников , которые:

  • в связи с отклонениями в своем развитии или здоровье не могут обучаться по обычной классно-урочной системе;
  • в определенный период не могут посещать школу из-за спортивных соревнований;
  • имеют выдающиеся способности в обучении в разных предметных областях и нуждаются в углубленном уровне освоения основной образовательной программы.

На практике школа часто сталкиваются с тем, что традиционных ресурсов для эффективного обучения указанных категорий обучающихся просто не достаточно. Тогда возникает закономерная проблема организации обучения таких детей. Помочь в решении проблемы может дистанционное обучение.

Дистанционное обучение (далее ДО) - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Дистанционное обучение в настоящее время претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

Система образования, строящаяся на основе дистанционных образовательных технологий, в наибольшей мере отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения по различным причинам.

Дистанционное обучение является следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирает в себя лучшие черты других форм и представляет собой перспективную, синтетическую, гуманистическую, интегральную форма получения образования.

Объект исследования: Дистанционное обучение.

Предмет исследования: Этапы работы по организации ДО в ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга.

Цель исследования: Планирование внедрения ДО в ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга.

Задачи исследования:

  • Изучить нормативную базу по теме дипломного проекта;
  • Изучить существующий опыт по организации ДО в образовательных организациях Санкт-Петербурга;
  • Оценить возможности внедрения технологий ДО в ГБОУ гимназии № 49Приморского района Санкт-Петербурга;
  • Разработать дорожную карту внедрения технологий ДО в гимназии № 49Приморского района Санкт-Петербурга;
  • Продумать внутрифирменную систему повышения квалификации по теме «Организация дистанционного обучения в образовательной организации».

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, анкетирование.

1.1 Особенности дистанционного обучения

В области дистанционных образовательных технологий нет единства терминологии. В литературе активно используются такие термины, как дистанционное обучение, дистанционное образование, интернет обучение, дистанционные образовательные технологии. Эти технологии используют для описания особенностей обучения на расстоянии с применением современных информационных технологий или традиционной почтовой и факсимильной связи.

Сотрудники лаборатории дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской академии образования дают следующие определения:

Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и обучающиеся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное образование - образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

С понятием «дистанционное обучения» тесно связано понятие "дистанционные образовательные технологии". Федеральный закон от 01.07.2002 № 110819-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дают следующее определение этому понятию:

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Под "опосредованным взаимодействием" в данном определении понимается взаимодействие на расстоянии.

Также необходимо упомянуть о некоторых терминах, активно использующихся в зарубежной литературе:

Computer-basedTraining (CBT) - использование компьютеров в интерактивном обучении и тестировании;

ElectronicLearning (E-learning) - электронное обучение или интернет-обучение, т. е. предоставление доступа к компьютерным обучающим программам через глобальную сеть;

DistanceCommunication (дистанционная коммуникация) - применение коммуникационных технологий для реализации таких функций, как организация встреч, дискуссионных групп и т. д., в условиях удаленного нахождения собеседников;

Interaction (интерактивность) - взаимодействие, обмен информацией, идеями, мнениями между студентами и преподавателями, обычно происходящий с целью поддержки обучения;

Multimedia (мультимедиа) - системы, поддерживающие интерактивное использование текста, аудио, видео и графики, преобразованных в цифровой формат.

Система дистанционного обучения отличается от традиционных форм обучения:

Высокой динамичностью, связанной с гибкостью выбора обучающимися учебных курсов;

Большим объемом самостоятельной деятельности обучающихся;

Использованием всевозможных форм учебно-методического обеспечения;

Уровнем мотивации потребителей образовательных услуг;

Комфортностью условий организации углубленного изучения конкретных проблем, обеспечения альтернативных способов получения информации;

Наличием интерактивной коммуникации.

Дистанционное обучение имеет следующие характерные черты

Гибкость предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, при этом обучающемуся предоставляется нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;

Модульность обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию;

Параллельность означает обучение параллельное с профессиональной деятельностью, т. е. обучение без отрыва от производства;

Охват обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.) большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и с преподавателями;

Экономичность предполагает эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств; концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов;

Технологичность означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных педагогических технологий;

Социальное равноправие обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося;

Интернациональность предполагает экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг, возможность использовать мировые информационные ресурсы;

Новая роль преподавателя, который должен организовывать и координировать познавательный процесс (выступать менеджером учебного процесса), постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области ИКТ.

В данном дипломном проекте используются следующие аббревиатуры:

ИКТ - информационные и коммуникационные технологии;

ДО - дистанционное обучение;

СДО - системы дистанционного обучения;

ДОТ - дистанционные образовательные технологии;

ГОС - государственные образовательные стандарты;

ЭУМК - электронный учебно-методический комплекс;

ОИС - образовательная информационная среда.

1.2 Нормативно-правовое обеспечение организации дистанционного обучения в образовательной организации.

Нормативно-правовое обеспечение организации дистанционного обучения в образовательной организации имеет следующую структуру:

Нормативные акты федерального уровня,

Нормативные акты регионального уровня

Нормативные акты локального уровня (внутришкольная документация).

Законодательная база организации дистанционного обучения федерального уровня:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти».

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

Законодательная база организации дистанционного обучения регионального уровня:

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 453 (ред. от 23.03.2016) «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы»

Нормативно-правовое обеспечение организации дистанционного обучения на уровне образовательной организации:

«Положение о реализации образовательных программ с использованием дистанционного обучения»;

Приказ «О внедрении дистанционного обучения и утверждении дорожной карты внедрения дистанционного обучения»;

Приказ «О назначении лица, ответственного за организацию ДО»;

Приказ «О назначении учителей дистанционного обучения»;

Дорожная карта внедрения дистанционного обучения.

Договор об освоении образовательной программы в дистанционной форме.

Положение «О реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий» должно содержать следующие разделы:

Общие положения;

Организация образовательного процесса с использованием ДО;

Права и обязанности участников образовательного процесса;

Организация текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся;

Должностная инструкция ответственного за ДО в ОО;

Должностная инструкция учителя ДО.

1.3. Варианты организации дистанционного обучения в образовательных организациях Санкт - Петербурга

Практическая реализация дистанционного обучения в ОО Санкт-Петербурга организована средствами самых различных ИКТ-технологий: от применения обычной электронной почты и блога до комплексной системой типа Moodle. Ниже приведены примеры различных вариантов организации ДО в ОО СПб, изученные в ходе подготовки данного дипломного проекта.

1.3.1. Опыт организации дистанционного обучения в ГБОУ гимназии №528 Невского района Санкт – Петербурга.

ГБОУ гимназия № 528 представила электронное приложение к образовательной программе – инновационный продукт «Контент». Это авторский вариант по реализации дистанционного обучения. Непосредственно платформа дистанционного сопровождения образовательной программы охватывает учебные предметы с 1 по 11 класс и предназначена для обучающихся разных категорий на всех ступенях обучения (в начальной, основной и средней школе). Загрузка учебных программ идет из АИСУ «ПАРАГРАФ» для обеспечения целостности данных в рамках информационной системы гимназии. «Контент» имеет 2 электронных приложения: «Школьный ГЛОНАСС» (база конкурсов и олимпиад) и «Конструктор тестов», с помощью которого можно создавать тесты по разным предметам, получить детальную статистику о допущенных ошибках и общий коэффициент освоения изученного материала.

Взаимодействие ученика и учителя происходит с помощью электронной почты и сайта (страницы) преподавателя.

Предложенный продукт позволяет:

Сформировать единое содержательное пространство образовательной организации и механизмы управления им для повышения качества обучения;

Обеспечить сопровождение основной образовательной программы гимназии средствами дистанционных образовательных технологий;

Осуществить переход к модели непрерывного образования базовой категории обучающихся с качественным методическим сопровождением с использованием электронных образовательных ресурсов;

Активизировать самостоятельную работу обучающихся и расширить её спектр в урочное и внеурочное время;

Создать комфортные условия для освоения материала программы обучающимся разных групп здоровья, ученикам, обучающимся на дому или пропустившим занятия по каким-либо причинам;

Предоставить возможность углубленного изучения предметов для одарённых детей в соответствии с принципами развивающего обучения;

Повысить степень удовлетворенности учеников и родителей образовательным процессом в ОУ.

«Контент» - мощный, инновационный универсальный и очень технологичный продукт.

1.3.2. Опыт организации дистанционного обучения в ГБОУ школе №683 Приморского района Санкт – Петербурга.

В ГБОУ школе № 683 Приморского района СПб внедрение дистанционного обучения реализовано на платформе системы Moodle с декабря 2009 г.

Основная цель организации ДОв школе № 683 - расширение образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями.

В Moodle одновременно может работать множество пользователей (их число ограничивается только мощностью сервера). Для подключения к Moodle нового рабочего места не требуется дополнительных затрат - достаточно просто подключить новый компьютер к сети (локальной или Интернет).

На сегодняшний день Moodle - уникальная система, являющаяся в полном смысле оболочкой для подключения учебных курсов различных производителей, полноценной интеграции учебных курсов в учебно-воспитательный процесс.

1.3.3. Опыт организации дистанционного обучения в ГБОУ школе №258 Колпинского района Санкт – Петербурга.

ГБОУ школа № 258 Санкт-Петербурга с 01.09.2015 года является экспериментальной площадкой Санкт-Петербурга

Для успешного функционирования ДО прежде всего необходим определенный уровень информатизации общества.

С помощью ДО могут быть реализованы следующие образовательные услуги:

· подготовительные курсы;

· получение образования;

· продолжение или повышение профессионального образования;

· сертифицированные программы;

· контрактные программы по заказам.

Потенциальными потребителями системы ДО являются:

· лица, проживающие в отдаленных от вузовских центров районах;

· лица, желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование;

· абитуриенты;

· лица с ограниченными физическими возможностями;

· военнослужащие и члены их семей;

· лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;

· лица, стремящиеся освоить образовательную программу в сжатые сроки и др.

Потребители выступают в роли слушателей (при получении дополнительного образования) и студентов (при обучении по программам подготовки специалистов). Потребители должны обладать навыками работы на компьютере и в сети Интернет.

Образовательный процесс при ДО обеспечивают следующие специалисты:

· преподаватели-разработчики курсов и преподаватели-консультанты (тьюторы);

· администраторы-руководители структурных подразделений и системные администраторы информационных ресурсов;

· дизайнеры и программисты;

· персонал технической поддержки.

При этом важно отметить, что многие специалисты ДО выполняют свои функции также дистанционно.

Специалисты должны иметь соответствующую квалификацию.

Материальной основой ДО являются компьютерное и телекоммуникационное оборудование и каналы связи. Программное обеспечение ДО устанавливается на серверах глобальной сети. Другое название программно-информационного комплекса – оболочка ДО. Сетевой адрес оболочки называют порталом (образовательным порталом) - такое название укоренилось в Сети за популярными и посещаемыми веб-системами .

Образовательный портал, однако, предполагает не праздное посещение, а авторизацию и повседневную работу: участие в электронных семинарах на форуме или чате, получение заданий и консультаций тьютора по электронной почте, прохождение тестирований и др.

Образовательные ресурсы ДО могут быть представлены документами различных форматов и назначения. Типичными документами являются учебное пособие, рекомендации по самостоятельному изучению курса, тесты, электронная библиотека (хрестоматия). Всю совокупность документов и средств их обработки можно назвать сетевым учебно-методическим и информационным комплексом (СУМИК).

Весь комплекс из программных, коммуникационных, информационных, административных и педагогических средств носит название информационно-образовательной среды. Это и есть виртуальное учебное заведение.

1.2 Мировые тенденции развития открытого образования

В мировом образовательном пространстве накоплен огромный опыт внедрения и использования ДО. При этом, несмотря на наличие чисто виртуальных учебных заведений, ДО признается одной из форм обучения наряду с другими.

Первоначально дистанционные программы мало чем отличались от известной нам заочной формы обучения: учебный материал предлагался на бумажных носителях, студенты контактировали с ближайшими региональными представителями вуза (1962 г., Делийский университет, Индия). Было, однако, одно существенное «но», отличавшее уже тогда дистанционное образование от нашего заочного: у студента был выбор программы курса, тьютора, графика обучения и др.

С совершенствованием технологий телевещания стало возможно ДО на телевизионной основе. Можно было говорить о применении мультимедийных средств в учебном процессе (60-е года, Китай).

Подлинный бум ДО начался на рубеже 80-90-х годов XX века, с распространением персональных компьютеров и глобальных сетей .

В США, где высока мотивация к инновациям, к 1999 г. около 60% учебных заведений использовали технологии дистанционного обучения. Какая-либо национальная программа развития ДО отсутствует, при этом наблюдается большое разнообразие подходов к ДО: от частичного использования дистанционного обучения до полной виртуализации обучения. Ресурсы ДО предлагаются как для открытого доступа (Массачусетский технологический институт), так и на платной основе. Создание бесплатных ресурсов ДО стало возможно благодаря масштабной государственной поддержке. Многие государства сейчас оказывают финансовую поддержку ДО как на национальном, так и на местном уровне, понимая социально-политическое значение открытого образования.

США и Великобритания находятся на пути создания Всемирной сети ведущих университетов своих стран. Строит открытое университетское пространство и объединенная Европа. Ряд крупных встреч по вопросам ДО (1998 г., Сорбонна; 1999 г., Болонья; 2001 г., Саламанка и Прага) позволяют говорить о конвергенции европейского ДО из планового характера ДО Германии, довузовского ДО Франции, переходного ДО восточноевропейских стран.

Главным ресурсом ДО являются учебные курсы. Крупные центры ДО предлагают от нескольких сотен до нескольких тысяч курсов.

По данным, ведущими мировыми центрами ДО являются:

· Национальный центр ДО Франции, год создания 1993, количество обучающихся 400 тыс. чел.;

· Ферн-Университет Хагена (ФРГ), 1974, 55 тыс. чел.;

· Открытый Университет Великобритании, 1969, 200 тыс. чел.;

· Национальный Университет Испании, 1972, 124 тыс. чел.;

· Университет Анадолу (Турция), 1982, 300 тыс. чел.;

· Калифорнийский виртуальный университет (США), 1997, 28 тыс. чел.;

· Канадский Открытый университет в г. Атабаска, 1972, 14 тыс. чел.;