Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Формирование и развития личности фгос. Требования к современному педагогу согласно фгос нового поколения

Формирование и развития личности фгос. Требования к современному педагогу согласно фгос нового поколения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Характеристика Федерального государственного образовательного стандарта начального основного образования

2. Сущность и содержание понятия «развитие личности»

3. Обзор программ начального основного образования

Заключение

Список литературы

Введение

С сентября 2011 года все образовательные учреждения нашей страны перешли в 1-х классах на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, введение которых было предусмотрено Законом РФ «Об образовании», Конституцией РФ, Президентской образовательной инициативой «Наша новая школа».

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определены основные направления развития общего образования, одним из которых является обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должен соответствовать образовательный стандарт второго поколения.

Новый Стандарт - это обновление содержания образования, средств обучения и ценностей образования, в том числе и личностного развития младшего дошкольника.

Для достижения обозначенной задачи требуются системные изменения в содержании образовательной деятельности школы.

Существующие в настоящее время образовательные стандарты не дают желаемых результатов, так как не соответствуют целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся детям в будущем.

Это положение определило актуальность и выбор темы курсового исследования «Развитие личности в процессе реализации ФГОС НОО».

Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы рассмотреть проблему развития личности в процессе реализации ФГОС НОО.

Задачи исследования:

Дать характеристику Федерального государственного образовательного стандарта начального основного образования;

Раскрыть сущность и содержание понятия «развитие личности»;

Осуществить обзор программ начального основного образования в свете ФГОС НОО.

Методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Эмпирические: изучение опыта педагогов-практиков по развитию личности младшего школьника в условиях ФГОС НОО.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.

1. Х арактеристика Федерального государственного образовательного стандарта начального основного образования

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» .

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» новый ФГОС начального общего образования вводится в действие с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ .

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию .

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать:

Единство образовательного пространства Российской Федерации;

Преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Структура стандартов включает три группы требований:

К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

К структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;

К условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). образовательный федеральный обучающийся

Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

С момента вступления в силу нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стали предъявляться новые требования к структуре основной образовательной программы, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Основная образовательная программа начального общего образования включает в себя следующие разделы:

Пояснительную записку;

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

Базисный учебный план образовательного учреждения;

Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;

Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

Программу коррекционной работы;

Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

Обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

Гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

Комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Реализация современных требований потребует от учителя начальной школы особого профессионализма: кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен овладеть командной, совместной, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и пр.

Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий. Указанные технологии не только решают задачи освоения содержания предмета, но и способствуют становлению компетентностей обучающихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования в условиях новой социально-образовательной ситуации.

Стандарт выдвигает три группы требований:

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

Метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе - дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся .

Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию.

2. Сущность и содержание понятия «развитие личности»

В европейских языках понятие «личность» произошло от латинского «персона» - маска актёра в театре, социальная роль человека. В русском языке «лик» - изображение лица на иконе. В восточных культурах понятие «личность» относится не только к лицу, но и ко всему телу человека. Это понятие имеет множество значений: отдельный человек, индивидуалист; совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность; социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения общественных норм, сознания и поведения, общественно-исторического опыта (личностью становятся под влиянием сообщества, воспитания, обучения, общения, взаимодействия) .

В гуманистической философии личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. Личность есть единое целое, она «сложна как микрокосм» (Е.И. Рогов), в ней все свойства и компоненты, субъективное и объективное связаны «в чрезвычайно трудно поддающейся расчленению, неразложимой целостности . Согласно Р. Линтону, личность - это «организованная совокупность психологических процессов и состояний, переживаемых индивидом, из которых вытекает его поведение». Личность - это эксклюзивное «повторение» мира в самом себе, проявление себя как субъекта, в котором внешние феномены-значения обретают форму смыслов; она не существует вне системы своих выборов, ими конструируется и создаётся. Это уникальный, не имеющий аналогов в живой и неживой природе комплекс энергетических и информационных процессов и преобразований со сложной структурой взаимоотношений между ними .

Личность - социальна и выражает всё, что есть в человеке надприродного, исторического; возникает в результате культурного и социального развития, это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия и отношений с миром. Уровень её развития характеризуется способностью к поддержанию и защите пространства этой индивидуальности; инстанция, осуществляющая контроль над жизненным пространством человека через выработку правил поведения в этом пространстве . Понятие «личность» - социальная характеристика индивида, указывающая нате его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путём целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей - с другой. Субъект и личность на ранних этапах онтогенеза совпадают, а более позднее образование - личность - это сознательный субъект деятельности . Человек становится личностью в процессе достижения определённого уровня развития, который позволяет считать его способным на самостоятельную преобразующую деятельность. Он должен проявить, раскрыть свои свойства, заложенные природой и сформированные в нём жизнью и воспитанием.

По мнению А.А. Бодалёва, какие бы жёсткие требование не предъявлялись к личности, какими бы они ни были по своему содержанию и форме, она всё равно принимает их и трансформирует для себя в соответствии с характером и степенью своей субъективности - уровнем развития сознания, сформированности потребностей, развития способностей воспитанности характера. И ни кто-то другой, а сама личность ставит перед собой цели, выбирает пути для их достижения и приходит к тем или иным результатам. «С определённого возраста, становясь суверенной личностью, неповторимой индивидуальностью, человек начинает строить себя сам, самосовершенствоваться, развивает заложенные в нём природой, Богом и предшествующим воспитанием способности и задатки души и тела» .

Личность способна не только присваивать мир предметов и идей, но и производить, преобразовывать, созидать, рефлексировать. Она обладает «интегративной активностью» , предполагающей активную позицию личности в различных проявлениях, начиная от осознанного целеполагания, диалектического оперирования и конструктивной корректировки способов деятельности во всех (от традиционных до принципиально новых) ситуациях, заканчивая стремлением и способностью интуитивно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений . Главная же сущностная черта - сознательно и свободно поставленная цель, стремление к её достижению через реализацию адекватной деятельности, высокая активность и последовательность в этом.

Свобода личности, - когда в процессе целеполагающей деятельности детерминация действий происходит в самом человеке, когда налицо способность человека самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность и обстоятельства, ей сопутствующие, с учётом поставленной цели, когда есть право и возможность не только самостоятельно выбирать задачи, способы и условия их решения, но и креативно создавать и интегрировать их, созидать принципиально новые. Личность как субъект характеризует внутренняя независимость «внешнего мира», внешних влияний, независимость не в смысле их игнорирования, а в значении устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, мотивов, их коррекции, изменения (а с ними и поведения, стиля, образа жизни, конкретных поступков) только при серьёзных основаниях, самоубеждении в этом. В единстве с важнейшими процессуальными характеристиками (полнота и разносторонность умений, самостоятельность, творческий потенциал и др.) эти смыслы, взгляды, мотивы, убеждения образуют ту самую уникальность, неповторимость, оригинальность личности, которые являются основой для плодотворных меж субъектных отношений, стимулируют стремление к взаимодействию, сотрудничеству, общению.

Прежде всего, личность - это человек, как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, - носитель сознания и самосознания в совокупности с системой её отношений. Это своеобразная инстанция, осуществляющая контроль над жизненным пространством человека через выработку собственных принципов и правил поведения в этом пространстве .

По мнению В.А. Петровского, личность - это своеобразный закон устройства собственного бытия, поведения и отношений с миром. В личности - особом качестве человека, порождении социокультурного контекста - замыкаются социальное и культурное начала, они-то и формируют её. Социальная природа человека проявляется в процессе усвоения им социальной культуры, в результате чего у него вырабатывается конкретная система интересов, устойчивая цепь мотиваций . В то же время, - как справедливо отмечает Е.И Игнатьев, в любую историческую эпоху люди обладают определённым образом мира, специфическим мировидением, и ведут себя не только и не столько в соответствии с внешними обстоятельствами, сколько в зависимости от той картины мира, которая утвердилась в их сознании. Под сознанием здесь приходится понимать не одни лишь отрефлексированные и продуманные системы мысли, но и всю магму неясных и автоматизированных реакций человеческого сознания, мир воображения. Ориентиры поведения и ценности жизни даются человеку в огромной мере его языком, религией, воспитанием, примером окружающих .

Выявлению механизма личностного развития посвящены многие крупные исследования в области психологии (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Г.А. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин). Концептуальные положения о личностном начале человека - результат фундаментальных исследований в области психологии личности. 3. Фрейд разработал психодинамическую теорию личности, подчёркивающую неосознаваемые психические или эмоциональные мотивы в качестве основы человеческого поведения. Формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития и происходит в раннем детстве, когда социальное окружение подавляет как нежелательные, недопустимые в обществе, в первую очередь, сексуальные влечения. Таким образом, психике человека наносятся травмы, которые затем в различных формах (в виде изменений черт характера, психических заболеваний, навязчивых сновидений, особенностей художественного творчества и т.д.) дают о себе знать в течение всей человеческой жизни. С учётом этого этнологи делают вывод о том, что различия в системах воспитания разных народов приводят к формированию у них своеобразных черт характера.

А. Адлер разработал индивидуальную теорию личности, подчёркивающую уникальность каждого индивида и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки, стремятся к достижению жизненных целей. К.Г. Юнг - автор аналитической теории личности, придающей большое значение противоборству сил внутри личности и стремлению к обретению самости (индивидуальности) посредством процесса индивидуализации. Э. Эриксоном сформулирована концепция восьми стадий развития Эго, берущая начало в теории Фрейда. Эго - теория личности, базирующаяся на психоаналитической, но развивающая новые направления и пути понимания поведения человека. Э. Фромм разработал концепцию «социальной личности», которая определялась как более или менее осознанная система идей - верований, установок, ценностей, чувств, в которой подчёркивается роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в развитии и формировании характера индивида. Однако установки и ценности не идентичны личности как таковой; они отражают некоторый поверхностный пласт личности.

К. Хорни создал социокультурную теорию личности или теорию оптимизации межличностных отношений, нацеленную на совладание с базисной тревогой посредством чрезмерной зависимости или эмоциональной обособленности от других людей. Г. Олпортом разработана диспозициональная теория личности, выделяющая устойчивые качества (черты личности), присущие человеку и обеспечивающие постоянство его поведения со временем и с изменением ситуации. Р. Кеттел создал структурную теорию черт личности, постулирующую существование основополагающих склонностей или характеристик, инициирующих и направляющих поведение; Б.Ф. Скиннер - теорию оперантного научения: форма научения, в которой правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятной; А. Бандура -социально-когнитивную теорию личности, подчёркивающую, что поведение является результатом сложного взаимодействия между когнитивными (познавательными) процессами и влиянием окружения; Д. Роттер -теорию социального научения; Дж. Келли - когнитивную теорию личности, придающую особое внимание когнитивным процессам (мышление, сознание, суждение) в понимании поведения человека; А. Маслоу гуманистическую теорию личности, подчёркивающую уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и самосовершенствовании.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно предлагались различные стадийные модели для понимания фаз роста и развития в жизни человека: Г. Айзенк. Кроме того, многими учёными подчёркивалась роль взаимоотношений между ребёнком и родителем как значимого фактора в понимании проблем развития. Исходя из того, что в каждой ситуации личность должна как бы балансировать между требованиями «быть как все» и «быть как никто другой», т.е. одновременно быть идентичной и уникальной, они (Кольберг) ставят задачу формирования осознанного и даже критического отношения к существующим общественным порядкам, развития у индивида стремления к «контактам с материальной и общественной средой» (В. Хайнц), к самоутверждению в обществе. К. Роджерс придавал особое значение тому, как формируется «Я-концепция» индивида (и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении) под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности. Это феноменологическая теория личности, подчёркивающая важность субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, личной точки зрения на мир и себя .

Категория развития, постоянно подвергаясь переосмыслению и трансформации в зависимости от экономической, политической и культурной жизни, становится базовой в гуманистической парадигме образования. Развитие личности происходит под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов, в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития. Пока поведенческие или психологические новообразования не становятся предметом собственной активности субъекта, не отражаются в его сознании в качестве особой цели, развитие индивида не становится в собственном смысле слова личностным развитием. Ещё одним аспектом механизма личностного развития является «вмешательство» сознания в спонтанный поток переживаний индивида, что связано со своеобразной вербализацией чувственного опыта, его выражением в слове. Развитие личности предполагает развитие потребности быть личностью, получить признание этого факта от своего окружения. Это своего рода становление и «упражнение» способности быть ею. Основаниями и движущей силой развития личности выступает совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение к культуре. Принадлежность к определённой культуре приводит к нормативным моделям мышления, эмоциям и поведению, формирует отношение к окружающему миру .

Механизм развития личности В.А. Крутецкий определяет как закрепившиеся в её психологической организации способы и инструменты само преобразования. Способами «работы» индивида со своей чувственной сферой выступают словесный отчёт; внутреннее высказывание; формулировка собственного мнения, что, как правило, неотделимо от, стремления противопоставить его иному мнению; сознательное выполнение «личностного действия» - выбор, принятие ответственного решения, заявление о своей позиции т.п. Этот важнейший аспект личностных новообразований есть внутренний диалог, не в последнюю очередь зависящий от освоенности реальных диалогических отношений .

Говоря о механизме личностного развития, Р.С. Немов подчёркивает в нём аспект скрытости, «интимности». Он считает, что нужно отличать то действительное содержание внутренней работы человека от того, как он эту «работу» презентует другому. Интимность процесса личностных новообразований приводит к тому, что личностный опыт индивида является продуктом его саморазвития, а не влияния извне. Развитие функций избирательности, рефлексии, смыслоопределения, построения образа Я, принятия ответственности, творческой самореализации в избираемой деятельностной сфере, обеспечения автономности и индивидуальности бытия субъекта возможно лишь при условии, что они будут востребованы ситуацией жизнедеятельности индивида, найдут в ней приложение. «Без ведома» личности нельзя решать, какой ей быть (не следует это смешивать с когнитивной сферой, где стандарты образования определяются в значительной мере из других соображений). Одна из функций личности -непрерывный поиск, обоснование и ревизия смысла её деяний и жизни вообще. Невыполнение этой функции, её недостаточная представленность в жизнедеятельности индивида есть признак его недостаточного личностного развития. «Смысл жизни человека состоит в реализации его сущностных сил». Отсутствие смыслопоисковой политики ведёт к экзистенциальному вакууму, обезличиванию индивида и, в конечном счёте, - к утрате жизненного смысла, бессмысленности.

Личностное развитие человека выступает как своеобразное уравновешивание двух начал - императива и свободы. Императив для личности - это, прежде всего общечеловеческие нормы морали, тогда как свобода выражается в собственных притязаниях личности на достижения, утверждающие образ Я. Личность ищет гармонию этих инстанций.

Развитие личности представляет сложную взаимосвязь эволюционного накопления личностного опыта (смыслов) и таких жизненных событий, которые обесценивают или, напротив, усиливают какие-то из этих смыслов, требуют рефлексии или даже ревизии накопленного опыта под воздействием нелюбых влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности. Речь идёт о становлении индивидуальной гармонии личности, об обеспечении базового уровня культуры, необходимого для саморазвития личности .

«Педагогика личности» (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин, И.Ф. Исаев, М.В. Кларин, СВ. Кульневич, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов) рассматривает развитие личности как деятельность, выполняемую педагогами на основе целенаправленной передачи воспитанникам определённого опыта личностной самоорганизации.

Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы культуры личности -умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой и др. Механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуациях выбора, жизнетворчество, саморазвитие. Личностная парадигма требует универсальности, нравственной целостности. Её нельзя образовать частично, стандартизировать. Личность в этой системе не является чем-то, что нужно «активизировать» для выполнения заданной учебной программы, т.е. выступает не как средство, а как самоцель образовательного процесса .

Если говорить о сфере личностного развития обучающихся школы, то оно должно обеспечить:

Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

Готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

Свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями .

В соответствии с требованиями ФГОС личностное развитие учащихся начальной школы направлено на:

Определение динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы - зоны ближайшего развития ребёнка;

Определение возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

Выделение основных направлений оценочной деятельности - оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся .

Таким образом, стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

3. Обзор программ начального основного образования

Анализ информации по теме курсового исследования позволил нам утвердиться в том, что на сегодняшний момент существует достаточно обширный набор учебных методических комплектов для решения задач обучения и воспитания младшего школьника, в том числе, и его личностного развития. Это:

Программа «Начальная школа XXI века»;

Программа «Школа 2100»;

Программа «Школа России»;

Программа «Перспектива»;

Программа «Гармония»;

Программа «Перспективная начальная школа»;

Программа «Планета знаний»;

Программа "Школа 2000...";

Программа "Начальная инновационная школа" (ФГОС);

Система развивающего обучения Л.В. Занкова;

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;

Система «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» («РИТМ») .

Дадим характеристику самым распространенным программам начального образования.

Программа "Начальная школа XXI века"

«Начальная школа XXI века» - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта - заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна.

Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л.С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова).

Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).

УМК «Начальная школа 21 века» включает в себя учебники по учебным предметам.

Все учебники включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.

УМК «Начальная школа 21 века» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я - ученик», «я - школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. Установлени преемственных связей методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования.

С этой точки зрения особенно важен адаптационный период в первом классе, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Поэтому авторы особое внимание уделили созданию новых интегрированных курсов, изучаемых в первое полугодие 1 класса ("Грамота", "Окружающий мир"), которые наряду с образовательными функциями обеспечивали бы реализацию функции "мягкой" адаптации детей к новой деятельности.

Интеграция, позволяющая учесть целостность восприятия ребенком этого возраста окружающего мира, постепенно заменяется дифференцированными курсами, (они начинаются во втором полугодии первого года обучения). Функция целостного восприятия окружающей действительности остается приоритетным направлением построения в последующих классах "Окружающего мира".

Следующая особенность проекта "Начальная школа ХХI века" состоит в том, по УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности.

Идея построения обучения младших школьников на основе учебной деятельности принадлежит теоретикам развивающего обучения. Вместе с тем, авторы "Начальной школы ХХI века" поставили своей задачей разработать методику такого типа обучения для массовых школ России, независимо от местонахождения, условий работы, подготовленности учителя и т.п. Исходя из этого, в методике обучения особое внимание уделяется, во-первых, целенаправленному использованию моделирующей деятельности, во-вторых, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. И, в третьих, в содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика "Проверь себя", задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки" и др.).

Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской. В УМК это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль - не просто "зритель", "слушатель", "репродуктор" ("смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю"), а "исследователь". Роль исследователя заключается, прежде всего, в том, что школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом. Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника "Выскажи предположение"), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания "Выскажи свое мнение"). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, изменению и тем более оценке, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику "открыть" для себя и сознательно принять научное знание.

Авторы УМК поставили перед собой еще одну задачу: усилить внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается применением в методике обучения "скрытых" образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по "Окружающему миру" особенно в 1 и 2 классах. Развитию творчества способствует и рубрика, введенная во все учебники, - "Путешествие в прошлое".

УМК "Начальной школы ХХI века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, культурологический фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников "Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот удивительный мир" и др.).

Разработанные по основным предметам учебного плана коррекционно-развивающие рабочие тетради позволяют учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на "среднего" ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения каждого школьника. В УМК представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов. Для этого представлены как контрольные работы, так и система диагностики учащихся каждого класса, позволяющая учителю прослеживать не только успешность усвоения знаний, но и динамику развития ребенка.

Особое внимание авторы УМК уделяют созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения (Рубрика "Проверь себя", рекомендации учителю по формированию контролирующей деятельности школьников).
Каждый предмет УМК вносит свой вклад в реализацию изложенных положений.

УМК "Начальная школа XXI века" стал победителем "Конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы", проводимого Национальным Фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ. Выражением общественного признания УМК стали отраслевые и правительственные награды комплекта. В 2001 г. комплект стал победителем в номинации "Учебник XXI века" и обладателем книжного "Оскара" на XIV Московской международной книжной ярмарке. В 2002 г. комплект удостоен Премии Президента РФ в области образования .

Программа "Школа 2100"

Образовательная система «Школа 2100» - это одна из программ развития общего среднего образования, направленная, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами.

Программа «Школа 2100» построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» и концепций отдельных предметов. Объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.). Эта концепция противопоставлена устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса. В ней сформулированы цели, принципы и перспективы развития содержания и технологии российского образования (включая воспитание) на ближайшие десять лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования.

Научный руководитель программы c 1990 по август 2004 года - академик РАО А. А. Леонтьев, с сентября 2004 года - академик РАО Д.И. Фельдштейн.

Во-первых, была бы системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа - внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;

Во-вторых, была бы доступна массовой школе, не требовала бы от учителей переучиваться заново;

В-третьих, была бы разработана именно как целостная система - от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы;

В-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования.

...

Подобные документы

    Основные проблемы кадровой обеспеченности. Проект перехода на новый государственный стандарт основного образования. Разработка моделей реализации внеурочной деятельности обучающихся основной школы. Развитие профессиональной компетентности педагогов.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2015

    Раскрытие сущности и изучение состава системы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы. Разработка и апробация методики стимулирования образовательной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2013

    Развитие речи и мышления младших школьников - одно из требований и важнейшая цель основной образовательной программы начального общего образования. Характеристика ключевых психолого-педагогических особенностей изучения предложения в начальной школе.

    дипломная работа , добавлен 23.03.2019

    Миссия дошкольного образования. Цели, задачи, принципы и требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обеспечение психолого-педагогических условий и учёт аспектов социальной ситуации развития ребёнка.

    реферат , добавлен 15.06.2015

    Требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования. Компоненты системы контроля и оценки достижений младших школьников. Три уровня усвоения содержания. Педагогическая диагностика как компонент системы контроля.

    презентация , добавлен 13.08.2013

    Подходы к системе оценивания качества образования. Оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2014

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: определение, структура, цели. Учебно-методические комплексы начального образования. Понятие и классификации методов и форм обучения. Закономерности и принципы обучения.

    контрольная работа , добавлен 29.02.2016

    Психолого-педагогические аспекты развития воображения у школьников. Характеристика Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Способы организации и проведения уроков-экскурсий по изобразительному искусству.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Организация внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Формы взаимодействия семьи и школы. Мероприятия по организации внеурочной деятельности в сотрудничестве с родителями.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2015

    Система начального общего образования в РФ и Германии. Состояние действующей системы начального образования в Успенской общеобразовательной школе Татарского района. План-конспект интегрированных уроков русского языка с ИЗО и математики с конструированием.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

В каждом обществе явно или неявно всегда присутствуют представления об идеальном типе личности, отражающим набор личностных нормативных характеристик. Такой набор характеристик для ребенка всегда рассматривался и в контексте дошкольного образования. Однако акценты в нем расставлялись в зависимости от приоритетов общества в конкретный исторический момент, в зависимости от экономических, социальных и других условий, в которых живет общество. Приоритет школьного образования, главенствующий достаточно долгое время в системе образования, определял применение в дошкольных учреждениях тактик форсирования или ускорения темпов развития детей и прямую подгонку социально-педагогических приоритетов дошкольного образования к требованиям школы. Выход ФГОСов определил революционный поход к статусу, роли и задачам дошкольного образования. Оно становится важнейшим этапом государственного образования, не менее, а может и более значимым, чем школьный этап. Отрадно, что сегодня от формальных слов «дети - наше будущее» государство переходит к тому, чтобы детство стало самостоятельным этапом развития, за который оно несет ответственность. ФГОС дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не с его унификацией. Он декларирует самоценность «проживания» детьми эпохи детства, его уникальность, важность создания благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Эти приоритеты и определяют выдвижение на первый план задачи, связанные, прежде всего, не с приобретением детьми школьных умений читать, считать и писать, а с формированием психологической стабильности, высокой самооценки, веры в свои силы и развитием социальных способностей. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образования. В этом смысле ФГОСы – это стандарт развития личности, его социализации, включающий в себя процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений с другими детьми и взрослыми, познания норм и правил социального взаимодействия, осознания себя в мире людей и окружающих предметов. Академик А.Г.Асмолов определил детство как самый стремительный период очеловечивания человека. Ведь именно на данном этапе происходит вхождение детей в мир людей и предметов через понимание и постижение ими непреходящих человеческих ценностей, которые важны и ценятся всем обществом, а не некоторым кругом людей. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В основе формирования личности детей на протяжении всего дошкольного детства должна стоять идея обогащения их духовного мира, насыщение их жизни яркими, необычными, интересными событиями: делами, встречами, играми, приключениями. Детский сад должен стать особым пространством для детей, особым микромиром, в котором создается «счастливая культурная социоситуация для детей» (А.Г.Асмолов). Их жизнь должна быть насыщена миром искусства, во всем его многообразии и богатстве. Оно духовно обогащает, развивает способность к эмпатии и децентрации, значение которых невозможно переоценить в рамках становления эмоциональной сферы, формирования нравственно-этических норм. ФГОСы решают задачу перенастройки системы образования в дошкольных учреждениях на «подстраивание» ее под ребенка, под особенности его личностного развития на конкретном этапе детства и расставляют приоритеты в эмоциональном, психическом и физическом развитии ребенка. Главная цель, которую ставят стандарты – это сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способность и желание учиться. Стратегическая направленность стандартов на формирование личностных качеств тесно связана с установкой на индивидуализацию образования. И если ранее под ней понималось использование особого подхода к достижению детьми нормы развития, т.е. установленного оптимального уровня для конкретного возраста, то в рамках стандарта под индивидуализацией понимается наличие у каждого ребенка своего пути развития и следования ему на протяжении всего дошкольного детства. Это другая ценностная ориентация, которая и предполагает поддержку разнообразия детства, наличия множества программ, поддерживающих развитие ребенка в соответствии с его особенностями. Наверное, имеет место обсуждение возможности создания определенного маршрута развития для каждого ребенка, который будет учитывать особенности его нервно- психического, эмоционально-волевого, физического и интеллектуального развития и в соответствии с этим определять вектор и траекторию движения ребенка вперед. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки - поликуртурность, уважение к другим, развиваются эмоциональные и волевые реакции, воображение. Но говоря об этих важнейших характеристиках личности дошкольника необходимо отметить, что формирование их происходит, прежде всего, посредством игровой деятельности. Однако, говоря именно об этом виде деятельности, мы можем отметить снижение игровых умений у современных детей, которое, к сожалению, констатируют психологи и педагоги-практики: 60% современных дошкольников имеют низкий уровень игровых умений, 35% - средний и лишь 5% дошкольников показывают высокий уровень игровых умений. Наряду с маркетизацией Детства, установкой на выполнение запросов родителей по прямой подготовке к школе в виде «натаскивания» детей в учебных навыках, одним из важнейших факторов, влияющих на уход игры из детской практики является отсутствие игровой компетентности у воспитателя. «Школяризация» дошкольного образования почти полностью вытеснила игровую деятельность. Насыщенность дня мероприятиями учебного характера, искусственное уменьшение времени детей на самые элементарные нужды ограничивают детей в игровой деятельности. В связи с этим перед системой дошкольного образования становится проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров, понимающих важность и ценность приоритетов дошкольного образования – социализации, развития личностных качеств в видах деятельности, адекватных возрасту детей. Воспитатели должны овладеть искусством игры и в буквальном смысле слова проходить чуть ли не актерскую подготовку при работе с дошкольниками. Еще одна важная проблема игры – информационная акселерация современных дошкольников. Они живут в информационном мире, им дышат, им рождаются. Отсюда вытекают несколько проблем. Первая связана с риском возникновения дисбаланса между интеллектуальным и личностным развитием ребенка, который овладел информационными технологиями, но еще не достиг личностной зрелости. В результате технологии поглощают ребенка и уводят от реальности. Чем он взрослее, тем более сложными становятся игры и более серьезные последствия. Обычно такие ситуации можно наблюдать в семьях, где ребенок предоставлен сам себе, с ним мало общаются, ему недостаточно уделяют внимания. Поэтому одна из важнейших проблем личностного развития ребенка – формирование социальных навыков взаимодействия, которые заполнят пустоту общения и наряду с пользованием информационными технологиями не позволят ребенку оторваться от мира людей. И конечно тон в этой работе должны задавать педагоги образовательной системы. Они должны стать мастерами общения, психологами детской души. Другая проблема – это отставание воспитателей от информационной зрелости дошкольников, которое определяет непонимание педагогами современных детей. Программы подготовки и переподготовки будущих воспитателей должны учитывать и этот аспект. Развитие личности ребенка напрямую связано с тем, каким личностным ценностно-смысловым наполнением обладает сам педагог. Только педагог, обладающий профессиональной и личностной компетентностью воспитателя-профессионала, находясь в прямом контакте с ребенком способен выстроить согласно ситуации адекватную педагогическую позицию, организовать деятельность, которая направлена на моделирование и созидание нового. Поэтому стандарт определяет деятельность педагога как бесконечное профессиональное варьирование приемами, методами и технологиями для достижения персонализации образовательного процесса. Задача развития нового поколения воспитателей – это приоритет ФГОСов, напрямую связанный с развитием и формированием личности ребенка. ФГОС дошкольного образования – стандарты, которые определяют новый подход к пониманию Детства, как отрезка времени ценного для детей не подготовкой к школьной жизни, а тем, что они в нем живут. Они направляют всех нас на понимание самоценности Детства в координатах достоинства, а не в координатах получения. Академик А.Г.Асмолов по этому поводу сказал: «Самоценность периода Детства определяется постулатом – быть многим, а не обладать многим». Стать детям этим многим в рамках своего пути развития и помогают стандарты.

Ключевые моменты проявления ФГОС нового поколения в школе

Итак, как же проявляют себя новые образовательные стандарты в школе? Какие нововведения стали частью школьной жизни нового поколения? Ощутима ли разница с прежними стандартами? Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с прежними, помогут некоторые ключевые моменты - отличия старых и новых ФГОС:

Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки. Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.

Поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса . Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности , старается включить в работу каждого.

Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ.

Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого.

Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют10 часов в неделю на посещение кружков , спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах.

(Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое будет замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка с одобрения родителей появится возможность выбрать себе интересное дело соответственно своему таланту или желанию : спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.)

Цель этого нововведения - избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.

Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста.

Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов , где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.

Елена сухарева
«Комплексный подход к реализации требований ФГОС, обеспечивающий развитие личности детей дошкольного возраста»

Вопросы личностного развития , социально-нравственного воспитания подрастающего поколения все острее встают перед нашим обществом в последнее время. Мы часто встречаемся с повышенной агрессивностью, конфликтностью дошкольников , нежеланием понять внутренний мир другого человека. Низкая культура общения в окружающем социуме отрицательно сказывается и на детях. У многих искажены представления о нравственных качествах : о милосердии, доброте, справедливости. Жизнь ставит перед нами - педагогами ДОУ, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему : как сформировать в ребенке качества человека, который бы отвечал требованиям общества на современном этапе исторического развития .

Современное общество нуждается в инициативных молодых людях, которые способны найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, социально адаптированных, нравственно устойчивых, способных к самосовершенствованию и саморазвитию . Основные качества личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО , предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования :

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены .

Сформировать данные качества ребенка невозможно без развития морально-нравственных основ личности , которые закладываться должны в ребенка буквально с рождения.

Ребёнок не рождается добрым или злым, нравственные качества ему только предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у него начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо» . У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям : матери и отцу, воспитателю, сверстникам. С чем мы сталкиваемся, прежде всего, при приеме детей в детский сад : дети очень сильно привязаны к родителям, проявляют плаксивость, нежелание играть с другими детьми, делиться игрушками, практически все родители, провожая ребенка в детский сад, учат «давать сдачу» , считая, что это наилучший способ уладить любой конфликт, любое противоречие. Социально-личностное развитие детей - процесс сложный , противоречивый и носит комплексный характер : задачи развития чувств , нравственных основ личности , интеллекта, решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства : знания детей , собственного переживания, явно выраженного отношения.

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы. Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса.

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности :

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат .

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие. Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем)

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. Любит наблюдать, собирать разнообразные коллекции.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением. Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность также проявляется в социальном, поведении : ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников .

Я считаю очень важным взаимодействие всех специалистов : воспитателей, музыкального руководителя, психолога, учителя логопеда. В разных возрастных группах решаются различные задачи развития личности :

В младшем дошкольном возрасте : у детей развивается доброжелательное отношение к людям, животным; пробуждается эмоциональная отзывчивость на состояние сверстников, близких людей, героев сказок; осваиваются способы взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении; дети приучаются к выполнению элементарных правил поведения; развивается умение передавать различные эмоциональные состояния.

В средней группе решаются вопросы развития умения понимать окружающих людей, сказочных персонажей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремления к общению и взаимодействию; расширяются представления об окружающем мире; умения ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивается эмоциональная отзывчивость.

В старшем дошкольном возрасте на передний план выдвигаются задачи личностного развития : обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.) ; воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах , возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

Детство это не только самая беззаботная и счастливая пора жизни

человека, это еще и очень ответственный период - период наиболее интенсивного формирования личности и то , что не сформировалось в детские годы, уже невозможно развить взрослому человеку .

Тем самым, создавая игровую среду, окружая детей вниманием и любовью , показывая общение на личном примере , играя с детьми, мы формируем личностные качества у ребенка . И от нас зависит, каким мы воспитаем ребенка : равнодушным или участливым, эгоистом или нужным обществу.

Современное образование в мире – самый массовый вид деятельности людей. Образование становится главным делом жизни для подавляющего большинства людей молодого и среднего возраста, которые учатся на протяжении всей своей активной профессиональной деятельности.
Российское общество выдвигает совершенно определённый социальный заказ на подготовку специалистов. Этот заказ сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию».
Происходящие изменения в современном российском обществе, требуют адекватной модернизации системы образования для удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения.
Состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе обучения. Какой должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством? А.А. Фурсенко определил это словами: "Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится". Введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования. Его концепция диктует новые требования к личности учителя, как ключевой фигуре преобразовательной деятельности в сфере образования. В настоящее время значимые инновации в сфере организации, содержания и технологии педагогического образования не обеспечивают тот уровень личностной и профессиональной готовности педагога к творчеству, принятию нестандартных решений, взаимодействию с учащимися, проявлению инициативы, активности в деятельности, который бы соответствовал процессу обновления целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования. В обновленную систему образования должен прийти новый педагог, с новым типом мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

Актуальные вопросы введения ФГОС:

- Новые целевые ориентиры . Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема - задача - результат. Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы. Стандарт так же дает педагогу понимание результата, исходя из которого, он будет строить образовательный процесс.
-Технологичность деятельности . Педагог должен строить учебно воспитательную деятельность технологично, понимать логику и структуру данной деятельности. Ключевыми технологиям, призванными обеспечить достижение новых образовательных результатов, являются технология организации проектной деятельности обучающихся, технология проблемного (проблемно диалогического) обучения, информационно коммуникационные технологии, технология оценивания образовательных достижений. Сегодня педагог перестаёт быть носителем «объективного знания».

Его главной задачей становится мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиске способов их применения при решении различных проблемных задач. Тем самым, с одной стороны, у учеников появляется интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация, с другой – достигается истинное понимание материала учениками. Тот факт, что самостоятельно добытые знания отличаются особой прочностью, доказательств не требует.

-Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении . Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться»

- Организация контрольно-оценочной деятельности . Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности педагога. Эффективная оценочная деятельность предполагает наличие следующих компетентностей:

Умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология "Портфолио", технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);

Корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);

Формировать оценочную самостоятельность учащихся.

-Организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Российский психолог А.Н. Леонтьев говорил: "Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией".

В условиях модернизации системы образования главным ее двигателем по-прежнему остается педагог и, следовательно, повышение уровня его профессионализма является непременным условием этого процесса. Педагогическая профессия, хотя и является массовой, все-таки это особая массовая профессия. Повышается ее роль, а вместе с тем растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития.

Структуру профессионально важных педагогических качеств можно представить в следующем виде:
1. Профессиональная компетентность позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен

проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения. «Зрелая» профессиональная компетентность позволит осуществить смену позиции учителя с ведущей на сопровождающую.

2. Способности

Педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся, позволяющей использовать «созидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении.

Педагогическая неспособность проявляется в том, что педагог нечувствителен к потребностям и возможностям учащегося, к его самым сильным сторонам личности, деятельности, системы отношений, способностей. Такой педагог в процессе обучения не накапливает плодотворной информации, обеспечивающей «созидающее» внушение.

Именно вследствие специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению продуктивных моделей достижения искомых результатов, способности человека выступают в качестве важнейшей предпосылки успешности педагогического труда.

Об уровне способностей можно судить по уровню результативности деятельности.

Если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Сочетание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе.

3. Личностные качества

Современного педагога должны отличать нравственные и гражданские качества учителя как человека своего времени. Учителя должны понимать, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Вспомним семантику слова «образование» – передача образа. Учитель сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ молодому поколению.
Отсюда приоритетными следует признать не задачи передачи профессиональных знаний, но, прежде всего, воспитание духовно-ценностных, творческих отношений учителя к миру, умений взаимодействия с учащимися на гуманистических принципах как основы его нравственной культуры. Осуществить задачи нравственного воспитания молодежи может только нравственно воспитанный учитель. Такую задачу следует выделить в качестве приоритетной в системе профессиональной деятельности учителя в условиях общеобразовательного учреждения.

4 .Профессиональное самосознание - это свойства характера и интеллектуальные способности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, в настоящее время – время стремительной информатизации образования - профессиональное самосознание педагога становится непременным условием развития его как профессионала.

А вот как в сознании современного студента сформирован образ профессионального педагога:

Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои инновации.

Это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет.

Профессиональный учитель- значит компетентный, желающий учить, мудрый человек; он должен любить свой предмет и своих учеников.

Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием, учить не только наукам, но и жизни, быть духовным наставником.

Нельзя не согласиться, что этот собирательный портрет учителя

профессионала глазами выпускников полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и время. Вспомним важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Пожелаю же всему учительству здоровых идей и здоровых детских душ!